Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
21 августа 2012

Выставка «ГУЛАГ: следы и свидетельства» – теперь в Веймаре

Открытие выставки. Фотография Майка Шука. Источник: thueringer-allgemeine.de

Выставка «ГУЛАГ: следы и свидетельства», совместный проект Международного Мемориала и музея Миттельбау-Дора, 20 августа 2012 г. была открыта в музее Шиллера (Веймар, Германие). Открытие длилось около двух часов, мероприятие посетило более 100 человек, в конце состоялась оживлённая дискуссия.

О самой выставке – её истории, принципах организации – был подготовлен специальный материал «Уроков истории». Выставку в Веймаре открывал директор музея в Бухенвальде профессор Фолькрард Книгге, который посвятил мероприятие трём активисткам группы «Pussy Riot», приговорённых 17 августа московским судом к двум годам лишения свободы. Таким образом, разговор о ГУЛАГе в современном обществе всё ещё сохраняет за собой политический подтекст. Кроме того, господин Книгге отметил, что данный аспкт – политичность выставки, дал о себе знать ещё на стадии подготовки – среди немецких фондов оказалось не так просто найти спонсоров, которые не имели опасений испортить отношения с официальной Россией, оказывая финансовую поддержку такого рода проекту. Вслед за профессором Книгге слово взял директор фонда Нойхарденберг Бернд Кауфман. Он говорил о трудности восприятия темы ГУЛАГа в современной Германии, учитывая тёмное прошлое этой страны. Его собственные сомнения помог преодолеть испанско-французский писатель Хорхе Семпрун, сам бывший узник Бухенвальда. «Европа может стать одним культурным целым, только если мы сможем научиться вспоминать вместе», – подытожил Бернд Кауфман.

«Однако с подобной памятью сама Россия пока едва справляется», – возразил соучредитель и председатель Международного Мемориала Арсений Рогинский. – «Лагеря уничтожаются, они исчезают в лесах или под асфальтом». Несмотря на это, следы ГУЛАГа всё ещё можно найти «в политике, в менталитете, в сознании людей». Это приводит к общему страху государственной власти, чувству беспомощности и взаимного недоверия. Поэтому данная выставка рассказывает не только и не столько об истории. По словам Рогинского, «мы говорим о сегодняшней России и России будущего».

Заключительное слово принадлежало директору Музея Шиллера Хельмуту Зееману. Он напомнил, что выставка будет экспонироваться в Веймаре до 21 октября, и хотя «эта выставка столь важна, что многие хотели бы её увидеть в других местах», он лично не хотел бы, чтобы она уезжала из Веймара. 

Источник: 

По теме:

21 августа 2012
Выставка «ГУЛАГ: следы и свидетельства» – теперь в Веймаре

Похожие материалы

3 июля 2013
3 июля 2013
История ГУЛАГа была для Гарифа Басырова частью его личной истории. Вероятно, поэтому он подарил обществу «Мемориал» часть своих рисунков. Это не «лагерные» рисунки в классическом смысле этого слова. Они не были написаны в лагере, это не воспоминание и даже не фантазия о лагере. Скорее в них история сознания человека, переживающего свою семейную трагедию и пытающегося понять свою роль в ней.
3 февраля 2015
3 февраля 2015
Константин Павлович Ротов. Замечательный рисовальщик, один из самых знаменитых авторов «Крокодила». И просто – человек с неисчерпаемым чувством юмора и... доброты. Действительно так, несмотря на предательство друзей, лагерь и ссылку.
30 сентября 2016
30 сентября 2016
Мы продолжаем нашу серию подкастов с вечерней школы Мемориала специально для всех, кто недоехал, не успел, прогулял или просто хочет освежить в памяти последний семинар.