Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
26 июня 2012

Материальные свидетельства Первой мировой войны: опыт изучения в классе

Фотография времён Первой мировой войны из коллекции Александра Зусмановича

Данный материал представляет собой развёрнутую иллюстрацию к статье Материальные свидетельства на уроке истории, или Как заставить камни заговорить.

Данный пример использования материальных источников на занятиях можно повторить почти в неизменном виде, это не потребует больших усилий для организации, поскольку работа строится на тех объектах, которые принесут школьники (или учитель). Место, в котором проходит занятие с объектами – классная комната, а основа занятия — принесённые вещи.

В рамках обычных занятий, посвящённых Первой мировой войне, материальные исторические свидетельства, как правило, выполняют лишь функцию дополнений. Посвящать материальным предметам занятие или даже несколько занятий имеет смысл и возможно только тогда, когда воздействие или опыт войны в регионе (в Германии эта тема звучит «Как война пришла на нашу родину») должны быть обстоятельно исследованы или если в рамках какого-то проекта материальные свидетельства войны вышли на первый план. Ниже в качестве примера будут представлены такие материальные свидетельства, которые могут быть найдены и принесены на урок в любой части страны. Во многих семьях, которые не часто меняли место жительства, чьи дома не были уничтожены, и людям не приходилось бежать, и не было других похожих потерь, сохранились частные и публичные свидетельства войны.

  • письменные источники: военные письма, объявления о смерти членов семьи (рис. 1), вырезки из газет, военные билеты и прочие удостоверения, журналы боевых действий, молитвы или «охранные грамоты», которые солдаты носили у тела; свидетельства о выплаченном военном займе, открытки (рис. 2), призывы к сбору пожертвований (например, в рамках всенемецкой недели шерсти (см. рис. 3), школьные дневники, коллекции военных стихов, рассказы о пережитом на войне, всевозможные газеты (центральные и фронтовые, в том числе сатирические) (см. рис. 4);анонсы военных фильмов в газетах, доклады, посылки «даров любви» на фронт, а иногда и народные средства, которые должны были защитить солдат от холода, снарядов или паразитов (см. рис. 5), пропагандистские листовки государств-противников, программы отечественных мероприятий, плакаты, календари, нотные листы или тетради с военными песнями;
  • визуальные свидетельства: фотографии, акварели и зарисовки с фронта или из тыла, фотографии солдат (рис.6), изображения празднеств в честь побед в городах, занятий югендвера, солдат, уезжающих на фронт, поминальных служб в церквях или на местах; продуктовые карточки, талоны (ордеры на получение товаров). Можно также найти всевозможные пропагандистские почтовые открытки (рис. 7), открытки с патриотическими эмблемами, которые выступали свидетельствами о пожертвованиях («благотворительные открытки», рис. 8), кредитные билеты, военные репродукции, карты театра военных действий, памятные открытки и памятные ювелирные изделия;
  • вещественные свидетельства:

а) подлинные военные реликты: предметы военного вооружения, такие как каски, шлемы, штыки, полевые приборы для еды, предметы униформы, ордена (рис.9);

б) сделанные солдатами на фронте, в тылу или в госпитале предметы: пепельницы, броши и амулеты из осколков гранат, кольца из алюминиевых частей ручных гранат и тому подобное (рис. 10, 11), поделки из дерева (например, шахматы, детские игрушки);

в) объекты, предназначенные для патриотического воспитания: мемориальные таблички (рис. 12), посуда с военными мотивами, «виват-ленты» (рис. 13), медали, стаканы и рюмки с патриотическими эмблемами, военные игрушки (например, оловянные солдатики);

Рис. 12 Почтовая открытка с изображением мемориальной таблички, какую вешали в 1916–1917 во многих школах Германии. Эта табличка была изготовлена на эссенской стекольной фабрике, специлизирующейся на изготовлении и продаже подобных объектов. Надпись: «Высшее и последнее счастье — в мече!». Деньги, на которые частные лица покупали такие таблички, шли в фонд помощи военным сиротам

г) другие объекты: освящённые амулеты, которые многие солдаты носили на груди, военный китч.


Перевод Анны Лауринавичюте

По теме:

  • Коллекция фотографий Первой мировой войны из семейного архива Александра Зусмановича // urokiistorii
26 июня 2012
Материальные свидетельства Первой мировой войны: опыт изучения в классе

Похожие материалы

6 марта 2017
6 марта 2017
Музей обороны и блокады Ленинграда выпустил сборник статей по работе с одной из самых сложных тем в школьном курсе истории – Блокаде Ленинграда. «УИ» публикуют электронный вариант сборника-методички вместе с фрагментом вступительной статьи от А. Д. Раппопорт и Н. Г. Шейко.
28 октября 2014
28 октября 2014
По меркам конфликта, в ходе которого лишились жизни миллионы людей, были разрушены четыре империи, а Европа столкнулась с ужасами химического оружия и тотальной войны, сражение на поросшей соснами горе на территории нынешней Украины – событие мелкое. Погибло несколько сотен солдат, а исход был таким спорным, что все задействованные стороны заявили о своей победе.
23 января 2013
23 января 2013
«Уроки истории» публикуют методические материалы по обществознанию (права человека, диссидентское движение, нацистский оккупационный режим на территории СССР), разработанные учителями школы «Муми-тролль».

Последние материалы