Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
4 сентября 2009

Школьные учебники истории: сравнительный анализ. Часть 1

Сайт urokiistorii начинает публикацию серии аналитических материалов о российских школьных учебниках истории. Первыми в качестве предмета анализа были выбраны учебники «профильного уровня» по истории России XX – начала XXI века: В.А. Шестакова (под редакцией А.Н. Сахарова); А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова и С.В. Мироненко; А.О. Чубарьяна, А.А. Данилова и Е.И. Пивовара. Ниже даётся общее предисловие ко всей серии, объясняется логика сопоставления учебников и приводится подробная сводная сравнительная таблица (её можно скачать отдельным файлом).

Большинство авторов разделяют современный подход к учебнику. Одна из его главных задач – научить пониманию исторического процесса и причинно-следственных связей. Он также, по мнению историков, должен воспитывать самостоятельное мышление и стимулировать дискуссию; освещать самые сложные и неоднозначные эпизоды в истории страны; демонстрировать академическую нейтральность, не отягощённую идеологическими предпочтениями авторов. Все эти установки авторы декларируют во вступительных статьях к учебникам. Реализуют их все по-разному, однако есть несколько учебников, отклоняющихся от этой траектории. Эти исключения стали в свое время причинами для оживленных общественных дискуссий – тем более заметных, что политические (а следовательно, и исторические) события редко становятся темой для общественных дискуссий в России. Речь идет об учебниках А.В. Филиппова, И.И. Долуцкого и Дж. Хоскинга.

В качестве первого подхода к анализу исторических учебников, внесенных в рекомендованный министерством перечень, мы предлагаем сравнительную таблицу по трём учебникам «профильного уровня» по истории России XX – начала XXI века: В.А. Шестакова (под редакцией А.Н. Сахарова); А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова и С.В. Мироненко; А.О. Чубарьяна, А.А. Данилова и Е.И. Пивовара.

Сравнительная таблица состоит из нескольких блоков: анализ исторической концепции, структура и удобство методического аппарата (включая стиль изложения), cодержание (список ключевых, на наш взгляд, пунктов отечественной истории – революция, репрессии, Вторая мировая война, «холодная война», перестройка, 1990-е годы и современная Россия).

Все три учебника обладают некоторыми сходствами. Прежде всего, в глаза бросается отсутствие академической нейтральности в освещении современных событий, которая преподносится как исключительно позитивная стадия исторического развития. Сегодняшнее правительство, судя по текстам учебников, буквально венчает российскую историю, реализуя все проекты, по разным причинам нереализованные раньше. Речь идёт о демократии, гражданском обществе и рыночной экономике. Кроме того, почти во всех учебниках делается очевидный акцент на общем описании политической и экономической истории. А ведь во всём мире академической нормой с 1930-х годов считается не только «официальная» история, но и повседневность, и сфера культуры. Именно эти стороны жизни освещаются в учебниках бедно. Наконец, ни в одном учебнике нет полноценной историософской концепции, объясняющей логику российской истории (единственным объяснением происходящего становятся решения конкретных исторических лиц). Впрочем, отечественная история по-прежнему является материалом для дискуссий, и общественный консенсус пока не коснулся большей её части.

 

 

Шестаков (под редакцией А.Н. Сахарова). История России XX – начала XXI века. 11 класс

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов и С.В. Мироненко. История России. XX – начало XXI века. 11 класс

А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. Отечественная история XX – начала XXI века. 11 класс

год издания

2007

2007

2006

концепция

Автор рассматривает поворотные моменты российской истории как упущенные шансы на создание рыночной экономики, демократического государства и гражданского общества. По мнению автора, и реформы 1860-х гг., и Временное правительство, и Учредительное собрание – ставили именно такие задачи.

Стр. 81: «Предложенная «сверху» Временным правительством прогрессивная по сути программа обновления России на принципах демократии, частной собственности, целостности страны могла быть реализована лишь при условии сохранения и укрепления гражданского согласия, сильной государственной власти»

Стр. 106: «Работа Учредительного собрания предоставляла еще один шанс для поворота революционной России в сторону парламентаризма, многопартийности, национального согласия»

Предпринята попытка собрать воедино разные исторические концепции. Однако на деле основные исторические события подаются в основном через призму решений государственных деятелей. В результате история предстает как цепочка решений разных людей (Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина и Путина).

Тем не менее, в некоторых параграфах авторам удается предложить школьникам самостоятельно анализировать события отечественной истории.

Вступительная часть отсутствует

задачи, сформулированные автором

Проследить причинно-следственные связи и сформировать собственное мнение. «Современный учебник истории не является книгой для заучивания и запоминания «правильных мыслей». Поэтому школьникам чаще всего предлагается обсудить ключевые проблемы темы, рассмотреть вопросы в альтернативной ситуации, сформулировать собственное мнение».

«В гораздо большей степени, чем раньше, вам необходимо уяснить причинно-следственные связи между историческими событиями, выявить внутреннюю логику исторического процесса»; «изучать без гнева и пристрастия…, не домысливая и не подгоняя их под очевидные идеологические схемы»; «не избегать острых, дискуссионных вопросов»; «самостоятельная работа с текстом»;

Нет вступления

структура учебника

Структура понятная и удобная. Много разных блоков.

Блоки:

 — вопросы и задания (в том числе, заполнение сравнительных таблиц);

 — работа  с документом (в том числе – с текстом самого учебника);

- дискуссия; 

 — опережающее  задание; 

 — региональный  проект

Не очень удобная структура, не всегда понятно, чем отличаются разные блоки (например, не различаются вопросы для самостоятельной работы и для работы с текстом учебника).  

Блоки:

- вопросы;

 — «листок из  архива» 

 — «объясните  значения понятий и выражений»  

В каждой главе  термины и ключевые понятия выделяются шрифтом, облегчая восприятие и поиск  информации

Небольшое количество блоков:

- основной текст; 

 — вопросы и  задания; 

 — фрагменты архивных  документов;

 — биографические  справки политических деятелей 

– документы  и цитаты

отсылки к внешним  документам и книгам (без цитат)

Есть большие  цитаты из документов, мемуаров и работ  историков, представляющих  разные точки зрения

В каждом параграфе  есть большие, выделенные графически цитаты из документов

– цифры  (статистика)

Почти в каждой главе представлены статистические данные о той или иной исторической  эпохе

Статистика  дается только в отдельных параграфах, анализирующих экономическую ситуацию или политические события (например, выборы)

Только в параграфах об экономике

– иллюстрации  и карты

Вклейка с картинами  советских художников и картами

Черно-белые  иллюстрации (фотографии исторических деятелей, плакаты, картины, обложки книг) есть почти в каждой главе; цветные иллюстрации (картины русских и советских художников, фотографии памятников архитектуры) и карты – в отдельной вклейке.

В кажом параграфе  – фотографии исторических деятелей, а также событий, цветные карты. В некоторых параграфах – большие коллажи из иллюстраций по соответствующей теме. Они включают архивные фотографии, изображения предметов, обложки книг. Среди иллюстраций заметное место занимает военная форма разных периодов истории.

Какие сферы жизни освещаются наиболее подробно (экономика, политика, культура, повседневность)

Экономика +++

Политика ++

Культура +

Повседневность -

Политика +++

Социальная сфера +++

Экономика ++

Культура ++

Повседневность -

Социальная  сфера +++

Экономика +++

Политика ++

Культура ++

Повседневность +

Стиль повествования

Сухой, академичный. Длинные предложения со множеством скобок, деепричастных оборотов и других дополнений воспринимать сложно. Учебник не может служить для самостоятельного чтения,  а только в качестве текста с данными и заданиями.

Литературный, местами даже пафосный (например, на стр. 193: «Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли»; Выражения: «в ту грозную пору»; «беззаветное мужество» и т.п.

Литературное  повествование, читается легко.

Ключевые  моменты истории:

– причины революции

Идейная и организационная  разобщенность властей и всех политических сил, кроме большевиков.

Стр. 98: «Замедленный характер реформ Временного правительства способствовал стремительному росту стихии народного протеста, активности, желания простыми способами решить назревшие жизненные проблемы. Большевики, точно отреагировав на волну революционного нетерпения, смогли вооружить массы соответствующими политическими программами»

Отдельный параграф посвящен вопросу, «почему победили красные?» (Стр. 113)

«Ключевой внутренней причиной победы большевиков стало то, что она в конечном счете получили поддержку преобладающей части населения России – мелкого и среднего крестьянства, а также трудящихся национальных окраин»; Внешняя причина – распространение большевистских идей в других странах; «Большевизм победил, сохранив государственность и суверенитет России. Однако поддержка… со стороны епролетарских слоев населения… носила ограниченный, условный характер (выбор из двух зол меньшего), что предвещало новые великие потрясения»;

Одно из последствий  репрессий – большие потери во время Великой Отечественной  войны

Социальная  база большевиков – массы маргиналоов и люмпенов, городские низы. В сочетании с Первой мировой, которая военизировала общество, это было главной причиной прихода большевиков к власти. 

Стр. 49: «Революция, с которой Россия столкнулась в 1917 году, была во многом детищем Первой мировой войны… Николай Второй, вместо того, чтобы начать решать назревшие социальные и политические проблемы, прибег к привычным репрессивным методам»

Cтр. 56: «Сегодня историки рассматривают большевизм как сложное явление, сформировавшееся… в связи с разрушением старых социальных структур, ростом социального радикализма, маргинализацией масс»

Стр. 67: «Простой гражданин подвергался нападениям со всем сторон. Ежедневно его могли арестовать представители красных, белых и других сил, захватывавших города и села в ходе Гражданской войны».

Стр. 73: «Большевизм предложил наиболее последовательную и простую стратегию диктатуры бедных людей, которая находила массовую поддержку у городских низов»

– Индустриализация

Политические  решения о переходе к военному коммунизму и государственной индустриализации объясняются объективной необходимостью модернизации промышленности («неспособность частного сектора модернизировать отсталую российскую промышленность»; лишь опасения по поводу крестьянских волнений привязывали власть к нэпу)

Одна из причин индустриализавции – «сохранение  национальной независимости» (Стр. 164)

Стр. 161: «Сегодня обоснованной представляется точка зрения историков, связывающих 1929 год с созданием новой, командно-административной системы с целью догнать и перегнать Запад экономически, развиваясь на антизападной общественно-политической основе»

«Кардинальные изменения в экономике» (форсированная  индустриализация и коллективизация) были связаны с мировым экономическим  кризисом 1929-1933 гг.

Индустриализация  и строительство системы внеэкономического принуждения было частью советской идеологии с самого начала, поэтому свертывание нэпа было логичным шагом.

«Задача индустриализации объктивно стояла перед Россией уже в конце XIX- начале XX вв».

– сталинизм и большой террор

«К середине 1930-х годов завершается становление советской общественной системы как особой формы тоталитаризма, опирающейся на традиционные элементы российской политической культуры. Менее, чем за 20 лет в силу внутренней логики «диктатура пролетариата» перерастает сначала в диктатуру правящей партии, а затем и в диктатуру одного человека»;

Стр. 178: «Немаловажную роль в формировании тоталитарной политической системы играло стремление самого Сталина к единоличной власти»

Cталинскому  режиму в учебнице посвящено всего 3 страницы (для сравнения: Великой Отечественной войне – 30 страниц).

Стр. 177: «Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В. Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большивистской гвардии ленинского периода»; «Помимо полного контроля над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организации, всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии властей на средства массовой информации, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслия вообще».

Стр. 169: «Посредством террора из общественно-политической и культурной жизни страны устранялась лучшая, свободомыслящая часть нации, способная критически оценивать действительность и происходящие в ней процессы, и потому уже одним фактом своего существования представлявшая препятствие на пути окончательного утверждения личной власти И.В. Сталина»

Стр. 75: Во время  революции в стране «не были сформированы демократические механизмы, что в дальнейшем привело к господству тоталитарных методов управления»

Стр. 91: Происхождение  культа личности и тоталитаризма  – в политических представлениях, которые сложились в 1920-е годы: построение социализма в отдельно взятой стране возможно, но по мере продвижения классовая борьба будет нарастать. «Оба эти положения предполагали практические шаги: наращивание военно-экономического потенциала и создание мощной армии; укрепление централизма и единоличной власти общенационального вождя – И.В.Сталина; формирование идеологического аппарата для обработки массового сознания; создание мощной репрессивной машины для разоблачения и уничтожения «врагов народа».

Стр. 93: «Репрессии имели  не только политический, но и важный экономический аспект… Лишенная экономического стимула к труду экономика нуждалась в дешевой и даже бесплатной рабочей силе заключенных»

– причины и последствия войны 

Стр. 218: Цель Сталина  – «встать над схваткой» (и  не участвовать во Второй мировой войне); вопрос о том, какие интересы реально руководили советской и германской сторонами, вынесен автором в самостоятельные задания.

Стр. 257: «За годы войны неизмеримо вырос международный авторитет СССР и его роль на мировой арене»;

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных  жителей на оккупированных территориях;

В параграфе, посвященном  взятию Берлина, освещается проблема конкуренции  за победу среди войск союзников.

Устаревшая  концепция войны и победы (воспроизводство советской мифологии, подменяющей факты эмоциями). В целом глава носит характер пропаганды, а не изложения исторических событий. Содержит некорректные формулировки (например: «Единство фронта и тыла многонациональной сражащейся страны опиралось главным образом на чувство патриотизма и государственного самосохранения русского и других народов»; «Конечно, одной из причин монолитности СССР в ту грозную пору была его тоталитарная природа, жесткое государственное регулирование жизни как отдельной личности, так и целых народов, беспощадный террор против реальных и мнимых противников режима. И все же не эта причина являлась тогда определяющей)

Большой параграф посвящен движению Сопротивления на оккупированных территориях, однако ни слова не сказано о коллаборционизме. «Экономическая победа над фашистской Германией и ее сателлитами в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих»; Один из факторов победы – «морально-политическое единство советского народа»;

СССР внес решающий вклад в избавление мира от угрозы фашистского порабощения.

Пацифистский  подход (Стр. 152: «Существенный урок войны состоит в том, что мировому сообществу при всех сложностях и разногласиях следует постоянно искать мирные политические решения, чтобы избежать войн и конфликтов»); использование новейших исторических исследований; модернизированная (по сравнению с советской) концепция Второй мировой войны; попытка проследить не только политические решения, но и обратиться к истории через судьбы конкретных людей и через повседневную жизнь как солдат, так и людей, работавших в тылу.

Стр. 116: «Главной причиной войны стало стремление фашизма к мировому господству»

Отдельный параграф – про героизм советских людей (Гастелло, Талалихин, Матросов и другие) и про биографии советских полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев)

Стр. 145: «Люди, ежедневно рискующие жизнью, были достаточно смелы, чтобы говорить то, что думают, хотя их по-прежнему за это могли арестовать»

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных  жителей на оккупированных территориях; еще один – политике депортаций во время войны;

Стр. 152: «Существовавшая в течение многих лет формула «Мы за ценой не постоим» на практике очень часто приводила к тому, что отдельные военачальники разных рангов были готовы на неоправданные жертвы, не сопоставляя их с достигнутыми успехами»

– холодная  война

«Холодной войне» посвящен лишь несколько абзацев.

«Холодная война» – это «политика баансирования на грани войны, безумной гонки вооружений, взаимного неприятия идеологических и культурных ценностей»

Стр. 256: «Истоки противостояния двух систем зародились еще в момент создания большевистского государства, провозгласившего курс на мировую революцию»

Концепция «холодной  войны» — оправдательная по отношению  к Сталину и внешней политике СССР. Основная мысль – объективная необходимость ответной агрессии по отношению к западным странам.

О планах по разделу  мира после Второй мировой войны: Стр.225: «Сталин питал надежду, что в условиях , когда на конференциях «большой тройки» был де-факто признан новый раздел мира на сферы интересов великих держав, ему удастся добиться своей цели без ухудшения отношений с западными партнерами»

Стр. 227: «В этих условиях И.В. Сталин нашел нетрадиционный путь сдерживания чрезмерных амбиций агрессивных кругов западных государств, приступив к широкомасштабной поддержке международного общественного движения сторонников мира»

Нейтральный, объективный  подход к описанию событий «холодной  войны» и действий обеих сторон. 

После Второй мировой  войны «многе старые проблемы снова начали выходить на первый план» (Стр. 194)

Источники конфронтации:

  • судьбы стран Восточной Европы
  • германская проблема
  • атомная монополия США

– 1980-е  и распад СССР

Стр. 350: «Ни власть, ни большая часть общества не были готовы к кардинальной смене характера социально-экономического развития страны… Не разрабатывались возможные сценарии выхода из социализма»; «Тяготы жизни настраивали… против либеральных реформ»;

В главе, посвященной Перестройке и началу 1990-х годов, авторы вместо научного анализа исторического процесса допускают реставрацию мифа о деморализации и разрушении советской культуры через импорт культурной продукции с Запада:

«Далеко не все происходившие в сфере культуры процессы были позитивными. Сближение с Западом часто выливалось в безоглядное квлечение его далеко не лучшими «достижениями». С экранов кинотеатров и телевизоров, с театральных подмостков широко демонстрировались ленты и постановки, основным содержанием которых были пропаганда культа насилия, эротика и откровенная порнография, не ограниченная моралью страсть к наживе. Тем самым наносились ощутимые удары по эстетическим и нравственным устоям советского общeства»;

«Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти»;

Причины перестройки – неудовлетворенность населения, рост потребностей («не только покупать качественные продукты, но и одеваться модно»), социально-экономический и внешнеполитический кризисы.

О хозрасчете и  кооперации: Стр. 208: «Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь страны… Однако в 1988 разразился кризис»

Стр. 219: «Распад Советского союза явился следствием, прежде всего, кризиса всей прежней социальной системы и в политической, и в экономической областях… Соединение объективных и субъективных факторов и интересов широких слоев населения и отдельных личностей, противоречия между лидерами республики Центром и их неготовность найти компромиссные решения привели в итоге к распаду великой державы»

Большая глава посвящена «судьбам государств и народов в составе СССР» (национальной политике СССР)

– современная Россия

Последнее десятилетие российской истории рассматривается автором как позитивное с точки зрения экономического и политического развития. Основные характеристики – стабилизация экономики, демократизация государства, повышение качества жизни. Стр. 387: «с 1999 года в стране начался так называемый восстановительный рост экономики»;

Стр. 388: «Избрание в марте 2004 года В.В. Путина Президентом РФ на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на укрепление российской государственности»

Стр. 392: «Выбранный Россией путь возвращения к вековым цивилизационным ценностям дает свои позитивные плоды»

Укрепление единства страны; построение «вертикали власти»; устойчивое развитие экономики; улучшение качества жизни населения страны.

Стр. 248: «В 2000 годупосле вступления в должность Президента В.Путина руководством страны был взят курс на укрепление Федеральной власти, правопорядка, становление парвового государства, на подъем отечественного производства, на более внимательное отношение к социальным проблемам».

Стр. 256: «В стране идет процесс консолидации общественных сил, прочнее становится стабильность России. Продолжается курс либеральных экономических реформ. В стране отмечается устойчивый рост отечественного производства, укрепляются связи бизнеса и государственной власти».

Общая характеристика

Плюсы: большое количество вопросов для самостоятельной работы (включая сравнительные таблицы для самостоятельного заполнения); стимуляция дискуссии с автором самого учебника;

Минусы: сухой, чрезмерно академичный стиль изложения; излишек обобщений вместо конкретных примеров и цитат; отсутствие информации о повседневной жизни россиян (только об истории государства); дефицит информации о культурных событиях (полстраницы на каждую эпоху – с общими словами вместо конкретных примеров); вынесение многих важных и спорных вопросов за рамки учебника, в качестве самостоятельных заданий (Например, на стр. 203: «Почему открытые и скрытые репрессии стали неотъемлемым элементом существования Советского государства?»)

Плюсы: иллюстрации в каждой главе, в том числе фотографии документов и обложки книг; цитаты из архивных документов и воспоминаний; относительно большой объем информации о культуре (заслуживает внимания глава, посвященная современной культуре и освещающая, например, постмодернизм, инсталляцию и перформанс в искусстве, а также проблемы «утечки мозгов» в науке); нейтральное освещение политики В.В. Путина (при высокой частоте упоминания бывшего президента России)

Минусы: устаревшая концепция Второй мировой войны и других моментов отечественной истории (мифологизация); недостаточное освещение периода сталинских репрессий; неадекватная задачам учебика истории стилистика, частично состоящая из штампов советской журналистики.

Плюсы: среди описания исторических событий авторы приводят подробные биографии исторических деятелей – военачальников, дипломатов и других; сравнительно большой объем информации о культуре; на протяжении всего учебника относительно много информации о повседневной жизни в разные периоды истории, что выгодно отличает этот учебник от остальных (пример, стр. 144: «Приметой боев стали фронтовые «сто грамм» — норма алкоголя, которая позволяла бойцам снять напряжение, связанное с постоянной угрозой смерти»).

Минусы: недостаток задания для самостоятельной работы и дискуссий. Основная часть вопросов относится к тексту учебника или к архивным материалам.

 

Наталья Конрадова

 

4 сентября 2009
Школьные учебники истории: сравнительный анализ. Часть 1
Для скачивания

Похожие материалы

2 сентября 2010
2 сентября 2010
Urokiistorii проводили игру по историческому ориенированию в парке скульптур Центрального Дома Художника. Теперь есть программа выездного урока-семинара по истории со школьниками старших классов: «Места памяти о прошлом в городском пространстве: советские памятники (на примере парка скульптур ЦДХ)». При этом ее можно использовать в работе с советскими памятниками в целом.
25 мая 2016
25 мая 2016
Так уж заведено, что каждый вечер старожилы Заречной улицы, на которой я живу, собираются по вечерам около домов на лавочках и обсуждают последние новости. Этим летом каждый раз они начинали одни и те же разговоры – о засухе. Многие вспоминали засушливый 1972-й год, а более пожилые – страшные послевоенные 1946-й и 1947-й. Я слушала эти воспоминания, и то, что рассказывали бабушки, приводило меня в ужас. Особенно рассказ о послевоенных годах.
24 мая 2016
24 мая 2016
К 75-летию окочнания Ленинградской блокады публикуем работу Школьного конкурса, вобравшую несколько страшных свидетельств.
15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.