Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
18 августа 2009

Лешек Колаковский

Лешек Колаковский (1927–2009), польский философ, общественный деятель

Родился в польском городе Радом, в семье педагога и журналиста. Рано осиротел: его отец был расстрелян гестапо в 1943. В 1945 поступил в университет и вступил в Польскую рабочую партию. На рубеже 1940-х – 1950-х входил в состав редакции ежемесячника ЦК ПОРП «Нове дроги». С 1950 преподавал в Варшавском университете, в 1959 возглавил здесь кафедру истории современной философии. В 1951–1954 был сотрудником Института подготовки научных кадров при ЦК ПОРП, однако в период «польского октября» 1956 уже стал известным критиком режима. Его эссе «Что такое социализм» не прошло цензуру, но тем не менее стало очень популярно в стране и за её пределами.

В октябре 1966, будучи приглашён на открытое собрание Союза социалистической молодежи на историческом факультете Варшавского университета, Колаковский представил итоги десяти минувших лет: не подверглось реформам законодательство, и оно по-прежнему может служить для террора, отсутствуют свободные выборы и какие бы то ни было возможности контроля за действиями правительства, нет подлинной свободы слова.

За это выступление Колаковского исключили из ПОРП. Он перестал возглавлять кафедру, а после марта 1968 его уволили из университета и не позволили публиковаться.

В ноябре 1968 философ эмигрировал. Выехав в Париж, он затем преподавал в канадском университете Мак-Гилл и в Беркли. С 1970 Колаковский – профессор Оксфордского университета. Читал лекции в Институте социальных исследований в Чикаго, работал в Йеле. В 1971 в польском эмиграционном журнале «Культура», выходившем в Париже, публикуется эссе Колаковского «Тезисы о надежде и безнадёжности». Эссе полемизировало с представлением о том, будто сопротивление режиму не имеет смысла, и стало своего рода идеологической платформой польского оппозиционного движения. «Жесткость системы частично зависит от того, в какой степени живущие в её рамках люди уверены в её жесткости».

После забастовок рабочих в Польше в июне 1976 Колаковский руководил работой международного комитета помощи рабочим «Appeal for Polish Workers», созданного представителями интеллигенции на Западе. В октябре 1977 стал членом КОС-КОР и его официальным представителем за рубежом, помогал в организации протестов западной общественности в защиту репрессированных в Польше.

В 1976–1978 Колаковский опубликовал в Париже трёхтомный труд «Главные направления марксизма» («Główne nurty marksizmu»), назвав в эпилоге марксизм «величайшей фантазией нашего столетия».

После введения в Польше военного положения философ активно способствовал мобилизации западного общественного мнения против режима генерала Ярузельского. В 1982 он стал одним из создателей Фонда помощи независимой польской литературе и науке.

В декабре 1988, приехав в Польшу спустя 20 лет, он вступил в Гражданский комитет при председателе Независимого самоуправляемого профсоюза «Солидарность».

В последующие двадцать лет Колаковский оставался заметной фигурой культурной жизни Польши, вёл образовательные передачи по телевидению.

Многие университеты почтили его заслуги, признав Колаковского доктором honoris causa. Среди наград философа: 1977 – Премия мира немецких книготорговцев, 1983 – Премия Эразма, 1997 – высшая польская награда, орден Белого Орла, 2004 – премия им. Джона Клуге (Библиотека Конгресса США удостаивает ею выдающиеся достижения в гуманитарных науках), 2007 – Иерусалимская премия.

Краткая библиография:

  • «Очерки католической философии» (Szkice o filozofii katolickiej) Варшава, 1955.
  • «13 сказок из Королевства Лайлонии» (13 bajek z Królestwa Lailonii), Варшава, 1963.
  • «Беседы с дьяволом» (Rozmowy z diabłem), Варшава, 1965.
  • «Культура и фетиши» (Kultura i fetysze), Варшава, 1967.
  • «Основные направления марксизма. Возникновение – развитие – распад» (Główne nurty marksizmu. Powstanie — rozwój – rozkład) Париж, 1976-78.
  • «Религия. Если Бога нет…» (Religion. If there is no God…) Нью-Йорк, 1982.
  • «Может ли дьявол быть спасен и 27 других проповедей» (Czy diabeł może być zbawiony i 27 innych kazań). Лондон, 1982.
  • «Современность на нескончаемом суде» (Modernity on Endless Trial), Чикаго, 1995
  • «Бог нам ничего не должен. Краткая заметка о религии Паскаля и о духе янсенизма» (God Owes Us Nothing: A Brief Remark on Pascal’s Religion and on the Spirit of Jansenism). Чикаго, 1995.
  • «Мои верные взгляды по всем вопросам» (Moje słuszne poglądy na wszystko), Краков, 2000.

Ссылки на публикации в рунете:

Л. Колаковский. Краткая философская энциклопедия // Неприкосновенный запас, 1999, № 3 (5).

Публикации Колаковского в Библиотеке о. Якова Кротова:

По материалам «Словаря диссидентов» (Słownik dysydentów. Warszawa: Karta, 2007). Подготовила Татьяна Кузнецова

18 августа 2009
Лешек Колаковский

Похожие материалы

13 августа 2009
13 августа 2009
23 апреля 2010
23 апреля 2010
21 апреля Верховный суд России вернул в Московский городской суд рассмотрение требования общества «Мемориал» о рассекречивании материалов Катынского дела.
28 сентября 2009
28 сентября 2009
В третьей части интервью с историком Александром Гурьяновым поднимаются вопросы о том, как вспоминают о событиях начала Второй Мировой войны в Польше и России, обсуждаются «скелеты в шкафу» в истории обеих стран, отношение к таким болезненным вопросам, как Катынь, раздел Чехословакии в 1938 г., еврейские погромы в Польше и Украине.
14 января 2013
14 января 2013
Международный конкурс «Россия и Польша: свои или чужие» был открыт в 2010 году в рамках XII ежегодного Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. В 2012 г. в Москве прошла школа, собравшая победителей в этой номинации, а также польских школьников, подготовивших работы о польско-российских культурно-исторических связях.

Последние материалы