Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
18 августа 2009

Лешек Колаковский

Лешек Колаковский (1927–2009), польский философ, общественный деятель

Родился в польском городе Радом, в семье педагога и журналиста. Рано осиротел: его отец был расстрелян гестапо в 1943. В 1945 поступил в университет и вступил в Польскую рабочую партию. На рубеже 1940-х – 1950-х входил в состав редакции ежемесячника ЦК ПОРП «Нове дроги». С 1950 преподавал в Варшавском университете, в 1959 возглавил здесь кафедру истории современной философии. В 1951–1954 был сотрудником Института подготовки научных кадров при ЦК ПОРП, однако в период «польского октября» 1956 уже стал известным критиком режима. Его эссе «Что такое социализм» не прошло цензуру, но тем не менее стало очень популярно в стране и за её пределами.

В октябре 1966, будучи приглашён на открытое собрание Союза социалистической молодежи на историческом факультете Варшавского университета, Колаковский представил итоги десяти минувших лет: не подверглось реформам законодательство, и оно по-прежнему может служить для террора, отсутствуют свободные выборы и какие бы то ни было возможности контроля за действиями правительства, нет подлинной свободы слова.

За это выступление Колаковского исключили из ПОРП. Он перестал возглавлять кафедру, а после марта 1968 его уволили из университета и не позволили публиковаться.

В ноябре 1968 философ эмигрировал. Выехав в Париж, он затем преподавал в канадском университете Мак-Гилл и в Беркли. С 1970 Колаковский – профессор Оксфордского университета. Читал лекции в Институте социальных исследований в Чикаго, работал в Йеле. В 1971 в польском эмиграционном журнале «Культура», выходившем в Париже, публикуется эссе Колаковского «Тезисы о надежде и безнадёжности». Эссе полемизировало с представлением о том, будто сопротивление режиму не имеет смысла, и стало своего рода идеологической платформой польского оппозиционного движения. «Жесткость системы частично зависит от того, в какой степени живущие в её рамках люди уверены в её жесткости».

После забастовок рабочих в Польше в июне 1976 Колаковский руководил работой международного комитета помощи рабочим «Appeal for Polish Workers», созданного представителями интеллигенции на Западе. В октябре 1977 стал членом КОС-КОР и его официальным представителем за рубежом, помогал в организации протестов западной общественности в защиту репрессированных в Польше.

В 1976–1978 Колаковский опубликовал в Париже трёхтомный труд «Главные направления марксизма» («Główne nurty marksizmu»), назвав в эпилоге марксизм «величайшей фантазией нашего столетия».

После введения в Польше военного положения философ активно способствовал мобилизации западного общественного мнения против режима генерала Ярузельского. В 1982 он стал одним из создателей Фонда помощи независимой польской литературе и науке.

В декабре 1988, приехав в Польшу спустя 20 лет, он вступил в Гражданский комитет при председателе Независимого самоуправляемого профсоюза «Солидарность».

В последующие двадцать лет Колаковский оставался заметной фигурой культурной жизни Польши, вёл образовательные передачи по телевидению.

Многие университеты почтили его заслуги, признав Колаковского доктором honoris causa. Среди наград философа: 1977 – Премия мира немецких книготорговцев, 1983 – Премия Эразма, 1997 – высшая польская награда, орден Белого Орла, 2004 – премия им. Джона Клуге (Библиотека Конгресса США удостаивает ею выдающиеся достижения в гуманитарных науках), 2007 – Иерусалимская премия.

Краткая библиография:

  • «Очерки католической философии» (Szkice o filozofii katolickiej) Варшава, 1955.
  • «13 сказок из Королевства Лайлонии» (13 bajek z Królestwa Lailonii), Варшава, 1963.
  • «Беседы с дьяволом» (Rozmowy z diabłem), Варшава, 1965.
  • «Культура и фетиши» (Kultura i fetysze), Варшава, 1967.
  • «Основные направления марксизма. Возникновение – развитие – распад» (Główne nurty marksizmu. Powstanie — rozwój – rozkład) Париж, 1976-78.
  • «Религия. Если Бога нет…» (Religion. If there is no God…) Нью-Йорк, 1982.
  • «Может ли дьявол быть спасен и 27 других проповедей» (Czy diabeł może być zbawiony i 27 innych kazań). Лондон, 1982.
  • «Современность на нескончаемом суде» (Modernity on Endless Trial), Чикаго, 1995
  • «Бог нам ничего не должен. Краткая заметка о религии Паскаля и о духе янсенизма» (God Owes Us Nothing: A Brief Remark on Pascal’s Religion and on the Spirit of Jansenism). Чикаго, 1995.
  • «Мои верные взгляды по всем вопросам» (Moje słuszne poglądy na wszystko), Краков, 2000.

Ссылки на публикации в рунете:

Л. Колаковский. Краткая философская энциклопедия // Неприкосновенный запас, 1999, № 3 (5).

Публикации Колаковского в Библиотеке о. Якова Кротова:

По материалам «Словаря диссидентов» (Słownik dysydentów. Warszawa: Karta, 2007). Подготовила Татьяна Кузнецова

18 августа 2009
Лешек Колаковский

Похожие материалы

5 декабря 2011
5 декабря 2011
в рамках XIII ежегодного Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век» объявлена специальная номинация «Россия и Польша: свои или чужие»
23 сентября 2009
23 сентября 2009
Интервью с историком Александром Гурьяновым, председателем Польской комиссии общества «Мемориал». Данная часть интервью посвящена событиям, воспоследовавшим за вступлением 17 сентября на территорию польского государства Красной Армии.
23 апреля 2010
23 апреля 2010
21 апреля Верховный суд России вернул в Московский городской суд рассмотрение требования общества «Мемориал» о рассекречивании материалов Катынского дела.