Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
30 июля 2009

ru_lenin: скульптурная лениниана

Фото 1: Открытие памятника В.И.Ленину возле Глуховской мануфактуры. 22 января 1924 года. Источник: ru_lenin

Сообщество в Живом Журнале «Памятники Владимиру Ильичу Ленину» – это, вероятно, наиболее полный тематический каталог фотографий памятников Ленину. Создатели сообщества намереваются даже попытаться «собрать ВСЕ памятники В. И. Ленину, установленные на территории республик бывшего СССР и стран дальнего зарубежья». К июлю 2009 года уже доступна информация о 3500 объектах. Коллекция постоянно обновляется.

Сообщество ru_lenin

В сообществе организован удобный поиск (через профиль) по странам, городам и областям. Больше всего собрано фотографий памятников, находящихся на территории России (почти 2300 монументов). Здесь также можно увидеть изображения памятников, расположенных на территориях Украины, Беларуси, Казахстана, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики, Молдавии и дальнего зарубежья.

Стандартный пост складывается из фотографии памятника, указания максимально точного местоположения и необязательного краткого комментария. Встречаются архивные изображения, как, например, иллюстрации к статье «Трудящиеся села – Ильичу» (памятники 20-30-х гг). Помимо этого, можно наткнуться и на настоящие исследования, как, например, пост «Первые шаги монументальной ленинианы. Памятники В. И. Ленину в 1918-1925 годах» или «История первого петербургского памятника Ленину».

Монументальная пропаганда и образы Ленина

«В Ленине как в фокусе сосредоточились лучи света и тепла, широкими волнами ходящие теперь по земле в героизме рядовых рабочих, крестьян и красноармейцев. Мы вступаем в героическую эпоху, и квинтэссенция ее, ярчайший фокус и средоточение ее – Ленин – должен нас вдохновлять и поднимать и в том же художественном творчестве, к которому мы призваны»
А. В. Луначарский

Идея монументальной пропаганды (то есть целенаправленного воздействия на людей и передачи им определенного сообщения с помощью специально сооруженных монументов) возникла еще при жизни Ленина: 12 апреля 1918 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров «О памятниках республики». Позже он стал известен как «план монументальной пропаганды». Ее главными героями становились образы революционеров и вождей, которые должны были вдохновлять своих соотечественников [1].

Образ Ленина, который воплощали в памятниках советские скульптуры, изменялся в течение всего советского периода. Изменялся статус фигуры Ленина в системе идеологии, пропаганды и воспитания – соответственно, на первый план выходили разные его качества. В 1920-е годы, когда канон еще не сложился, памятники посвящались «дорогому Ильичу». Был востребован образ «живого» Ленина, такого, каким его знали современники [2].

26 января 1924 года, после смерти Ленина, вышло постановление II съезда советов СССР «О сооружении памятников В. И. Ленину», с которого началась массовая ленинификация страны. В 1930-1950-е годы распространение получила трактовка «Ленин-вождь», породившая множество однотипных скульптур в разных городах. Часто это были тиражированные копии, выполненные в недолговечных материалах [1]. Именно в этот период в образе Ленина появляется своеобразная театральность и вычурность, отражавшаяся в напряженной неестественной позе (вождь показывает дорогу своему народу), жесте указующей руки (указывает на светлое будущее), повторяющихся деталях одежды (кепка, распахнутое пальто). Впрочем, тогда же возникает серия скульптур, воссоздающих образ Ленина в повседневной жизни («дедушка Ленин», «Ленин – друг детей», юный Ленин), но они не располагались в значимых и фасадных частях города, а устанавливались на непарадных территориях – в парках, пионерских лагерях, памятных местах. В те же годы возводили памятники Сталину, разрушенные после разоблачения культа личности [1].

С 1960-х годов, после «возвращения к ленинским нормам» (см., например, П. Вайль, А. Генис «60-е. Мир советского человека»), на волне вдохновения обновленной коммунистической идеей и конкурсов на памятники Ленину (1958, 1959, 1966 годы), появились новые концептуальные принципы. К 90-летию со дня рождения Ленина в 1960 году и в конце 60-х к 100-летию со дня рождения и к 50-летию Октябрьской революции сооружалось множество монументов. С одной стороны, образ Ленина становится более конкретным, частным, «живость» из 1920-х соединяется с «героизмом» 1930-1950-х в фигуре «живого героя»: Ленин уменьшается в размерах, присаживается отдохнуть, мечтательно размышляет, хитро прищуривается и т. д.

С другой стороны, действует противоположная тенденция – портретные памятники превращаются в символы (страны, времени, социализма). Для них характерно использование неоформленных гранитных масс или символических фигур, например, земного шара, внимание к геометрии пьедестала, введение архитектурных элементов и красноречивая лаконичность. Нередко место целой фигуры занимает теперь только голова Ленина [2]

Образ Ленина в монументальном искусстве не существовал и не изменялся сам по себе. Памятники Ленину оказывались тесно связаны с градостроением: они задавали центр площадям, районам и городам. Вокруг них складывались ритуалы – здесь проходили демонстрации и народные гуляния, принимали школьников в пионеры, сюда приезжали после свадеб молодожены. Здесь же назначались частные встречи и проходили туристические маршруты.

Ленин жив?

С середины 1980-х годов образ Ленина (как и другие коммунистические символы) активно используется в соц-арте – ироническом, гротескном художественном диалоге с советским массовым искусством. Одним из самых известных произведений становится работа Леонида Сокова 1984 года «Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти)». В ней реалистический образ Ленина попадает в не привычный для себя эстетический контекст, мгновенно теряя свой наработанный десятилетиями агитационный посыл и становясь просто художественным объектом.

Статус, в котором в настоящее время существуют все еще многочисленные памятники Ленину, до конца не определен. Некоторые из них, затерянные во дворах или заросших парках, похожи на обломки исчезнувшей империи.

Но большинство остаются в российских городах на своих старых местах – центральных площадях – но в то же время, они как бы исключаются из публичного пространства, обретая видимость только на нечастых митингах коммунистов или в ходе вандальных происшествий (см. также список разрушений памятников Ленину в Википедии). Однако даже будучи невидимым, памятник Ленину вместе с административным зданием и церковью образуют три вершины символического центра современного города (особенно это касается небольших городков). Условно эти вершины можно обозначить как «присутствие прошлого», «насущное» и «духовное».

Любопытно, что в Москве треугольник протянут между Храмом Христа Спасителя, Кремлем и памятником Пушкину, который в данном случае выступает в роли памятника Ленину.

[1] Комарова О.С. Политико-массовая скульптура вождей советской власти в контексте ленинского плана монументальной пропаганды
[2] Воронов Н. В. Советская монументальная скульптура 1960-1980. М., 1984

Дополнительные ссылки:

 

30 июля 2009
ru_lenin: скульптурная лениниана

Похожие материалы

13 ноября 2009
13 ноября 2009
Природа этого фильма парадоксальна: история 1918 года показана здесь тенденциозно и идеологически безапелляционно, однако применительно ко второй половине 30-х кинокартина оказывается ценным историческим источником: она фиксирует агрессивно параноидальную атмосферу этого периода. Ромм как режиссёр обладал особым даром чувствовать и отражать основные политические веяния эпохи.
13 ноября 2009
13 ноября 2009
Фильм был призван закрепить актуальную политическую идею, согласно которой Сталин – близкий соратник и единственно возможный преемник Ленина. Временное правительство, заседающее в Зимнем дворце, показано как гнездо растерянных злодеев и предателей, которые мечтают только об одном – убить Ленина.
6 марта 2012
6 марта 2012
59 лет назад умер Сталин. Некролог британской газеты The Times интересен тем, что с одной стороны, представляет безусловно западный взгляд на советского диктатора. С другой – этот взгляд подправлен тематически – «о мёртвых либо ничего, либо хорошо». Вдобавок в 1953 г. западные журналисты не располагали полной картиной ужасов ГУЛАГа, а последствия насильственного коммунизма в ряде европейских стран только предстояло пережить.
20 января 2012
20 января 2012
21 января 1924 г. умер Владимир Ленин. urokiistorii публикуют перевод программной статьи The Times, подготовленной 88 лет назад после смерти известнейшего в мире революционера.

Последние материалы