Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
10 мая 2012

Семинар «Методология преподавания современной истории» в Чешском культурном центре

Источник: www.moderni-dejiny.cz

Семинар с таким названием пройдёт в пятницу, 11 мая 2012, в 18:00 в зале Чешского центра (Москва, ул. Юлиуса Фучика, 12/14). Его проведут члены чешской общественной организации «ПАНТ» Петр Шимичек, Петр Панек и Иржи Совадина. Ниже – информация о деятельности общественной организации «PANT».

Общественная организация «PANT», его деятельность и международное сотрудничество
 

Петр Шимичек (Petr Šimíček)

            Общественная организация «PANT» была создана в Остраве в 2007 году, её целью является просвещение и информирование общественности по вопросам прав человека и о современной истории. Деятельность организации сосредоточена, прежде всего, на области просвещения и современной истории, производстве документальных фильмов, развитии исторических знаний и исследований исторической памяти в чешском, центральноевропейском и европейском контексте. Флагманом Общественной организации является образовательный портал «Новейшая история» (Moderní dějiny.cz). С 2011 года организация интенсивно сотрудничает с учебными заведениями и школами в Польше, Словакии и Венгрии. Членами общественной организации «PANT» являются педагоги, работники средств массовой информации и люди из сферы бизнеса.

Проекты организации «PANT»

Образовательный портал «Новейшая история» (Moderní dějiny.cz)

            Портал «Новейшая история» (Moderní dějiny.cz) возник как ответ на частые жалобы учителей истории, которым не хватало качественных учебных материалов, подготовленных и аннотированных источников или примеров передового опыта преподавания истории 20-го века. Нашей целью было предложить учителям веб-страницы, где они могут легко найти чёткие методические материалы и источники по каждой изучаемой теме, феномену или историческому периоду, дискутировать, реагировать на опубликованные методические предложения, оценивать их, а также создавать новые.

            На портале «Новейшая история» учителя истории и учащиеся быстро и легко могут найти всё необходимое – методическую информацию, разъяснительные материалы или обучающие презентации в программе PowerPoint, высококачественные копии характерных для определённой эпохи фотографий, выдержки из прессы, карикатуры или репродукции картин в разделе «Фотогалерея», основные источники, исторические «микроисследования» и ссылки на источники и литературу. Все это в течение нескольких минут можно просмотреть и загрузить на свой компьютер бесплатно. На портале также можно найти ссылки на другие учреждения, которые занимаются изучением современной истории и систематически документируют исторические процессы – это учреждения, архивы, общественные организации, объединения и ассоциации.

            Состав посетителей портала «Новейшая история» (Moderní dějiny) (опрос среди 1516 участников):

учителя основных школ — 26,78 %

учителя средних школ — 17,74 %

учащиеся основных школ — 10,03 %

студенты средних школ — 20,12 %

студенты высших учебных заведений — 15.37 %

люди, интересующиеся историей — 9,96 %

 

Мультимедийный проект «Азбука коммунистических преступлений»

            Совместный проект общественной организации «PANT» и медиа-группы «MAFRA» в сотрудничестве с Институтом по изучению тоталитарных режимов. Эпизоды из «Азбуки» появлялись каждую неделю в газете «MF Dnes» на портале iDNES.cz. Конкретные алфавитные статьи: «Ц» как цензура», «Д» как диссидент» и другие вводятся посредством рассказов людей, чья жизнь пострадала от коммунистического режима. Документальные фильмы по отдельным темам (в общей сложности их 26), создала компания «Past production s.r.o.», а общественная организация «PANT» для каждого из них создала методическое руководство для учителей и учеников, которое свободно доступно для скачивания на портале «Новейшая история».

 

Проект конференции «И молчание является ложью»

            Первая ежегодная конференция для методистов, преподавателей и историков была организована в 2008 году. Она была посвящена вопросу: Нужно ли при преподавании истории обращать внимание на преступления коммунистического режима? Как об этой теме говорить при обучении?

            Вторая конференция проходила уже с участием иностранных гостей и выступающих из Чехии, Словакии и Польши. Мы её посвятили состоянию преподавания периода истории государства при тоталитарном режиме в школах в нашей стране, Словакии и Польше. Были также представлены конкретные модели обучения.

            Третья ежегодная конференция была задумана как демонстрация учебных проектов крупных образовательных учреждений и некоммерческих организаций, действующих в Чехии, Польше и Словакии. Их представители ознакомили со своими образовательными программами и мероприятиями учителей начальных и средних школ, принявших участие в конференции. Основной целью этой встречи было предложить уникальный обзор имеющихся в настоящее время конкретных методических и учебных пособий. Второй день конференции был посвящён обсуждению существующих форм преподавания истории на всех уровнях школы, их дидактическим целям и идейному содержанию. Дебаты логически базировались на анализе существующего состояния преподавания новейшей истории в чешских школах. Многих приятно порадовало участие иностранных гостей из Польши и Словакии, которые представили вдохновляющие модели обучения новейшей истории.

            8 и 9 декабря 2011 состоялась четвёртая ежегодная международная конференция, на этот раз в сотрудничестве с Национальным институтом повышения квалификации. В ней приняли участие учителя истории, директора школ, методисты и дидактики высших учебных заведений, а также студенты из стран Вышеградской группы. Программа состояла из двух отдельных частей. В первый день конференции состоялась рабочая встреча преподавателей из Чехии, Венгрии, Польши и Словакии с целью презентации результатов международных проектов, состоялись дискуссии о состоянии преподавания истории соседних государств и подготовке дальнейшего сотрудничества. Второй день конференции проходил в форме комментированной дискуссии по конкретным образовательным проектам: использованию устных пересказов, архивных и музейных материалов в процессе обучения.

 

Проект обучающих семинаров «И молчание является ложью»

            Серия семинаров для учителей начальных и средних школ, организованных общественной организацией «PANT», направлена на отдельные периоды и конкретные исторические события 20 века. Они интерпретируются историками, современниками событий и самими учителями, которые на семинарах обмениваются опытом и обсуждают то, как подходить к процессу обучения и событиям нашей недавней истории в контексте событий мировой истории. Принципиальная схема семинаров стандартная: выступление историка, презентация конкретных методических материалов, дебаты с очевидцем или участником событий и демонстрация фильма. Учителя на каждом семинаре получают DVD-диск со всеми учебными материалами по теме: микроисследование историка, образовательные презентации, методические руководства, документальные фильмы и выбор текстовых и графических источников.

            Некоторые из тем семинаров:

Чехословакия среди других тоталитарных режимов.

Мифы и реалии 1968 года.

Ноябрь 1989 года – Революция! Революция? Революция.

Политические процессы 50-х лет 20-го века.

Коллективизация или ликвидация сельского хозяйства.

Павел Тигрид и «Радио Свобода».

Коммунистическое государство против церкви.

Силы безопасности коммунистической Чехословакии.

«Железный занавес».

Цыгане и Чехословакии в 20-ом веке.

 

Конференции для студентов средних школ и высших учебных заведений

            Студенческие конференции, проводимые в гимназии им. Ольги Гавел, имеют давние традиции. Первая конференция состоялось в 2006 году, после неё каждый год стали проводиться двухдневные конференции — всегда тематически направленные на исторические события 20-го века. Таким образом постепенно охватываются определённые периоды, ограниченные временными рамками. В первые годы это уникальное событие традиционно поддерживала администрация города Острава, поэтому темы конференций первых пяти лет были сосредоточены исключительно на событиях регионального значения. В прошлом году мы выбрали тему более общую, мы сосредоточились на определённом явлении (лагеря при тоталитарном режиме), и в этом русле хотим продолжать и дальше. Общественная организация «PANT» в последние годы была соорганизатором этих конференций, и, благодаря её деятельности, в настоящее время конференции проводятся на общенациональном уровне.

            В этом году конференция проводится впервые в качестве одного из мероприятий проекта общественной организации «PANT» — «Новейшая история — в школы», который получил грантовую поддержку OPVK ESF. Этот факт находит своё отражение в подготовке конференции, которая является экспериментальным мероприятием. В проекте мероприятие будет сопровождаться другими видами деятельности, напрмер, студенческие мини-конференции в школах в рамках пилотного проекта. В остравской конференции примут участие учителя из других регионов страны (из школ, участвующих в проекте), которые в течение года при нашей поддержке будут организовывать со своими студентами собственные однодневные мини-конференции в своих школах. Эти мини-конференции будут ещё одним важным направлением деятельности проекта «Новейшая история – в школы». Смыслом конференций будет расширить этот нетрадиционный и эффективный метод обучения в других школах по всей Чешской Республике.

          

Премия Яромира Шаврды за свидетельство о тоталитаризме

            По случаю Для прав человека общественная организация «PANT» с 2008 года присуждает премию Яромира Шаврды (Jaromíra Šavrdy) за свидетельство о тоталитаризме. Эта награда учреждена в честь писателя Яромира Шаврды, преследуемого при тоталитарном режиме Она ежегодно присуждается личностям, которые активно свидетельствуют о реальных событиях в коммунистической Чехословакии. Мы стремимся к тому, чтобы жизнь и дела храбрых и честных людей в период между февралём 1948 и ноябрём 1989 не были забыты. На такое отношение и поступки современная медиа-индустрия не обращает внимания, и поэтому мы считаем важным, чтобы информация о преступлениях коммунистического режима стала известна людям, чтобы молодое поколение знало о практиках тоталитарного коммунистического режима в Чехословакии. Премия Яромира Шаврды показывает меру угнетения в жизни конкретных людей, которые боролись против нарушений прав человека.

 

DVD «Новейшая история» — методические комплекты для изучения истории 50-х гг. в Чехословакии

            Для преподавателей мы создали учебные DVD с обобщением методических материалов для обучения истории Чехословакии периода 50-х годов 20-го века. На двух носителях преподаватели найдут образовательные презентации, рабочие карты, исторические исследования, источники, телевизионные документальные фильмы. Уникальность данного методического учебного пособия состоит в обобщении более ста современных, проверенных опытом учебных материалов для конкретного периода истории Чехословакии, которые здесь представлены с разных ракурсов и с разных точек зрения на основные события того времени. С точки зрения содержания здесь представлены как методические комплекты, которые опубликованы на портале «Новейшая история» (Moderní dějiny.cz), так и в значительной части материалы, подготовленные преподавателями и историками специально для этого уникального DVD. Формат отдельных учебных материалов предлагает также возможность собственного творчества учителей, которые могут изменять и дополнять материал в зависимости от своих представлений и намерений.

          

Международная деятельность общественной организации «PANT»

Исходя из установленных фактов (анализ и интерпретация последних чешских учебников), учебных материалов, посвящённых истории соседей Чехословакии, концептуально составленных и методически современных, в настоящее время практически не существует, появляется конкретная необходимость в их систематическом создании. Таким образом приоритетом стало углубление преподавания истории соседних стран в Чехии, в частности, создание многоязычного мультимедийного пространства для учебных материалов, исследований и источников, созданных учителями, методиками и историками соседних стран.

Были разработаны проекты, и благодаря финансовой поддержке Вышеградского фонда и Чешско-Польского форума, в течение 2011 года стало возможным постепенно осуществлять конкретные цели.

 

История соседних государств, или собственной дорогой по общим перекрёсткам»

            Целью этого проекта, поддерживаемого Вышеградским фондом (International Visegrad Fund no. 21020021), а также всех последующих мероприятий, является укрепление взаимопонимания между молодёжью стран V4 через более глубокое понимание самых важных периодов, событий или личностей 20-го века в истории соседних государств. Мы рассматриваем это как просто первый шаг, и теперь, когда мы оглядываемся на результаты нашего проекта, мы знаем, что наиболее значимым и желаемым является продолжать работу в этом направлении в будущем. Нашей целью в первый год было создать современные и привлекательные учебные материалы, доступные для каждого учителя стран Вышеградской группы. Отдельные темы (периоды, события, личностей), для первого года работы мы выбрали в сотрудничестве с учителями, историками, политологами и дидактиками стран V4 таким образом, чтобы сотрудники из каждой страны подготовили основную информацию по своей истории, которая однако, тесно связана с историей других стран. Наконец, мы определили три основных темы:

  • Распад Австро-Венгерской монархии и новый политический порядок в Центральной Европе
  • Самые важные действия движений сопротивления в странах V4 в период Второй мировой войны
  • Кризис коммунистических режимов в странах V4 и их результаты

            Все три темы разрабатывались в течение года историками, дидактиками и преподавателями из разных стран в форме комплектов для обучения, которые содержат теоретическую часть (краткое историческое или политическое исследование), учебные материалы по результатам этих исследований (презентации для обучения и рабочие карты), выбор параметров (текстовых и знаковых) для каждого периода. В результате работы всей международной команды возник комплект профессионально подготовленных материалов для обучения. Материалы помещены на отдельном чётко структурированном мультимедийном пространстве – это международная четырёхъязычная интернет-версия на образовательном портале «Новейшая история» (Moderní dějiny.cz), которая от июня 2011 года доступна на отдельном адресе www.modern-history.eu. С созданием портала открылось пространство для более широкого круга пользователей — учителей, школьников и студентов из соседних стран. По реакциям наших зарубежных коллег и сотрудников знаем, что учебных материалов по новейшей истории соседних стран в их учебниках так же мало, как и в чешских учебниках. Польский Институт национальной памяти, вдохновлённый появлением портала «Новейшая история» (Moderní dějiny.cz), запустил в этом году свой образовательный портал «Остановка История» (Przystanek Historia). Оба мультимедийных портала могут прекрасно дополнять и поддерживать друг друга.

            В результате всех усилий и международных контактов, поддержки и сотрудничества в настоящее время в общей сложности набралось 152 статьи (исторических исследований, учебных материалов, источников и информационных новостей). Большинство из этих материалов в конце 2011 года мы издали на образовательных DVD для учителей и учащихся, представили на интернет-портале в международном разделе, а затем этот материал распространялся на семинарах, конференциях и других образовательных мероприятиях нашей общественной организации. Кульминацией годового проекта стала международная конференция в Остраве при участии преподавателей и методистов из государств V4. В рабочих мастерских мы представили результаты наших международных проектов, а преподаватели из-за рубежа дискутировали о состоянии преподавания «истории соседей» в своих странах. Кроме того, участники работали по подготовке дальнейшего сотрудничества, так как основной целью конференции было установление контактов между школами и подготовка совместных встреч студентов в последующие годы.

 

«От периферии империи до свободной Европы, или изменение чешского и польского отношения к России в новейшей истории»

            Проект, поддержанный Чешско-Польским форумом MZV ČR, поставил перед собой цель объединить молодёжь с чешской и польской сторон посредством ознакомления с общими вехами в новейшей истории, понимания их значения для текущей внешней политики обоих государств, со смыслом общего пути к демократической Европе (прежде всего в ЕС, а также в НАТО). Мы сосредоточили своё внимание прежде всего на месте и роли России / СССР, с которой у чехов и поляков в новейшей истории возникли крупные столкновения и конфликты. В прошлом они обычно были покрыты покровом «твёрдого, неотделимого союза» и «братства». В ключевые моменты, однако, эта продиктованная «дружба» превращалась в насилие или агрессию, таким образом, в наших народах осталось много горечи. Поэтому целью проекта была историческая и политологическая обработка этих вопросов в форме, понятной для молодых людей. В начале мы с сотрудниками польского Института национальной памяти определили ряд интересных тем, по которым в течение года в соответствии с возможностями мы подготовили методические материалы и исторический комментарий. Для получения более подробного представления назовём некоторые темы — опыт с Россией в 19-ом веке, отношения поляков и чехов к коммунистической партии, травмирующий опыт чехов и поляков с великодержавными амбициями СССР, похищения граждан обеих стран в СССР, сателлитное государство.

            Результатом годовых усилий команды коллег из обеих стран является рост числа методических и исторических материалов на польском и чешском языках, которые мы публикуем в уже упомянутом международном раздел нашего образовательного портала «Новейшая история» — www.moderni-dejiny.cz. В этом году это были материалы из отечественной истории об отношении к России / СССР. В последующие годы в этом разделе появятся материалы, отражающие историю отношений соседних государств — чешский взгляд на события польской истории, и наоборот.

            В качестве общего исторического момента «соединения времени и пространства», мы выбрали события, проходящие в Чехословакии и в Польше в динамичном 1968 году, и моменты оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора. Оба коммунистических режима в то время оказались на одном из исторических перекрёстков, на котором при давлении Советского Союза и специфичности внутренних особенностей государств избежали, или наоборот, не избежали серьёзных конфликтов. Процесс реформ в Чехословакии привёл к неожиданным и ранее немыслимым изменениям в стране – постепенной либерализации, питаемой надеждами и ожиданиями большинства населения, продолжающимися до рокового дня военной интервенции войск стран Варшавского договора, жестокого пробуждения всего общества и приходу нормализации. Представители польского коммунистического режима в том же году также столкнулись с требованиями студентов и либеральной интеллигенции, часто вдохновлённых чехословацкими событиями. В отличие от своих чешских товарищей, события в Польше были «под контролем», здесь применили твёрдые меры к политической оппозиции, решительно поддержали военные действия против «контрреволюции» в Чехословакии, и, наконец, сами приняли военное участие в этой позорной акции. Это был удар для всех свободомыслящих граждан обеих стран, чьи режимы остались авторитарными. Протесты Рышарда Сивца в Польше, Яна Палаха, Яна Заица и Эвжена Плока в Чехословакии, выраженные самосожжением, были трагическим эпилогом — протестом против бескомпромиссного насилия, попыткой пробудить людей от вездесущей безнадёжности.

 

 

Передвижная выставка «Вместе – друг против друга? Год 1968 в Чехословакии и Польше»

            Со всем выше упомянутым мы в краткой форме в виде передвижной выставки решили ознакомить студентов по обе стороны границы. Выставку мы назвали «Вместе — друг против друга? 1968 год в Чехословакии и Польше». Мы создали её в сотрудничестве с Варшавским институтом национальной памяти (IPN). Выставка представляет собой набор десяти стендов, рассказывающих о драматических событий 1968 года в Чехословакии и Польше. С ноября 2011 выставка успешно передвигалась по чешским школам. Для школьников и студентов по материалам выставки мы создали рабочие листы с вопросами и заданиями к текстам, фотографиям, анекдотам и другим источникам, которые публикуются на отдельных стендах. Учителя начальных и средних школ получают пособие — каталог с текстом всех стендов выставки, рабочим листом и предложением вопросов для своих учеников, DVD с источниками и другие методические материалы. Опыт проведения первой выставки в одной из гимназий в Остраве в 2011 году привёл к выводу, что наше намерение было выполнено. Студенты обрабатывали рабочие листы, интерпретировали источники, читали тексты, задавали вопросы, обсуждали всё друг с другом и с учителем.

            Таким образом в современной и привлекательной форме они узнают многие ключевые и неожиданные для них факты новейшей истории не только своего государства, но и историю своих близких соседей. В 2012 году выставка будет передвигаться по другим чешским школам.

 

Персия выставки о драматических событиях 1968 года в Чехословакии и Польше «Вместе – друг против друга?» на польском языке

            Для нашей общественной организации, несомненным успехом было то, что первая выставка о драматических событиях 1968 года в Чехословакии и Польше «Вместе – друг против друга»? на польском языке состоялась в Чешском центре в Варшаве при поддержке его директора – г-жи Павлы Фогловой. Открытие выставки состоялось при участии посла Чешской Республике в Польше г-на Яна Сехтра, покровительницы чешско-польского сотрудничества журналистки и переводчицы г-жи Петрушки Шустровой и представителя нашего польского партнера, г-жи Моники Кошиньске (Учебный центр Интститута национальной памяти«Остановка – История»). Смысл и концепцию выставки представили её авторы, потом был представлен рабочий лист для польских студентов и их преподавателей. Польские посетители были ознакомлены с опытом автором, накопленным во время работы с группами чешских школьников во время проведения выставки в чешских школах. Практически показали возможности использования и интерпретации источников и материалов, представленных на мтендах (фотографии, относящиеся к определённым периодам, карикатуры, анекдоты, листовки, выдержки из прессы). После открытия выставки проходила оживленная дискуссия с польскими посетителями, в основном с преподавателями из польских школ, где эта выставка в течение 2012 года будет экспонироваться.
            20-го февраля состоялся второй вернисаж, на этот раз на территории XXXIII Общеобразовательного двуязычного лицея им. Николая Коперника в Варшаве. Члены нашей общественной организации работами с польскими студентами непосредственно около стендов. Польские студенты заполняли листы, дискутировали между собой и с создателями выставки, а затем перешли в класс, в котором состоялась интерпретация отдельных источников и документов с рабочих листов. Этой встречей началось сотрудничество представителей нашей общественной организации и преподавателей Варшавского лицея. Результатом сотрудничества буде обменное посещение студентов из Варшавы и Остравы, которые смогут познакомиться с историей своих соседей гораздо ближе и более интенсивно.

 

Перспектива – к чему мы стремимся и к чему движемся?

            В последующие годы общественная организация «PANT» хочет по-прежнему продолжать свою работу в области существующих видов деятельности в рамках государств Вышеградской четвёрки, углубить знания учащихся и студентов из Чехии, Словакии, Польши и Венгрии об истории их ближайших соседей с упором на общие и различные черты отечественной истории. Основной задачей является расширение деятельности общественной организации «PANT» в России и налаживание контактов с русскими учителями, методистами, историками, специализированными учреждениями и неправительственными организациями. Отражение истории Россия и её влияние на центрально-европейское пространство открывает широкие возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

            В частности, мы хотим целенаправленно ориентироваться именно на видение и обработку исторических событий в отдельных странах «глазами их соседей», — представить свои собственные или общие исторические моменты различных народов с точки зрения двух национальных перспектив и преодолеть таким образом веками существующие межнациональные конфликты и стереотипы в восприятии народа по другую сторону границы. Это преодоление устоявшихся представлений и поиск общего исторического сознания должно быть весьма актуальным в условиях Центральной и Восточной Европы. Все страны в этой области прошли в этапах своего развития через многие конфликтные внутриполитические и внешнеполитические ситуации, и именно «взгляды соседей» на события нашей «собственной» истории или их оценка с различных точек зрения может открыть путь к взаимопониманию.

            Мы стремимся и в будущем получить грантовую поддержку как со стороны фонда Вышеградской группы, так и от Чешско-Польского форума, или, при возможности, и из других источников, в том числе ЕС и России, что позволило бы нам продолжать уже существующую деятельность или нашу деятельность начать на новых местах. Мы верим, что эти средства помогут нам углублять наши проекты и развивать их в дальнейшем. Наша деятельность в ближайшие годы будет заключаться в сохранении преемственности с существующей деятельностью с одной стороны, а также в значительном расширении содержания, территориальных границ и интерпретации материала с другой стороны. Основной работой будет и в дальнейшем систематическое создание профессионально разработанных комплектов учебных материалов, посвящённых отдельным событиям в Центральной и Восточной Европе, которые теперь будут включать в себя взгляд с «другой стороны» границы, то есть «точку зрения соседей» на конкретное историческое явление или процесс.

Для учащихся, студентов и преподавателей постепенно будем готовить ясные наглядные учебные материалы, содержащие тексты историков и политологов, дидактические презентации, методические материалы и рабочие листы, текстовые и знаковые источники, которые будут включены в международный раздел портала «Новейшая история» (Moderní dějiny.cz), и пользователи будут иметь к ним доступ по адресу www.modern-history.eu. С начала 2012 года мы хотим портал «Новейшая история» принципиально модернизировать: рубрики национальных частей стран Вышеградской группы на словацком, польском и венгерском языках получат намного больше места, более ясную структуру, а также хотим создать раздел на русском языке. Со временем эти рубрики превратятся в самостоятельные веб-страницы под общим заголовком www.modern-history.eu. Количество учебных материалов на всех языках будет постоянно расширяться, а также постоянно будет расширяться команда авторов и сотрудников. Идеал, к которому стремимся уже несколько лет в процессе создания материалов, представляет собой современный образовательный текст (учебник) общей истории этих государств, основанный на выше описанном принципе «трансграничной перспективы» и опубликованный на всех четырёх языках.

            Параллельно с созданием учебных материалов на иностранных языках мы хотим и в дальнейшем использовать потенциал школ и учебных заведений в разных странах, и привлечь их к участию в нашей деятельности. Мы также хотим создать программы встреч студентов и их преподавателей с партнёрами из этих стран. Мы считаем, что такие международные встречи с интересными программами, посвящённые событиям новейшей истории, могут молодых людей не только заинтересовать, но также и сблизить…

10 мая 2012
Семинар «Методология преподавания современной истории» в Чешском культурном центре

Похожие материалы

24 мая 2016
24 мая 2016
"Трудности начались, когда обанкротился сам завод. Работников разогнали, потом снова набрали. Так продолжалось три года. В 2006 году большинство работников уволили. Сейчас есть завод «Звезда» (не на территории бывшего завода). Раньше я всегда старую одежду перешивала детям на новую, но одно время даже перешить было нечего"
26 апреля 2017
26 апреля 2017
Московская церемония награждения в театре У Никитских ворот закончилась и прошла с успехом, и теперь мы можем, наконец, опубликовать полный список награждённых победителей, а также лучших учителей-наставников 18 конкурса.
12 ноября 2010
12 ноября 2010
Ежегодная просветительская кампания проходит с 9 по 16 ноября 2010 г.
27 ноября 2015
27 ноября 2015
«Уроки истории» продолжают публиковать конспекты методичек, получивших призовые места в нашем учительском конкурсе. В этот раз – программа урока для одиннадцатиклассников от Надежды Ольбиковой из города Сосногорска республики Коми. Полный текст методички и презентацию можно скачать в приложении.

Последние материалы