Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
30 апреля 2009

Lernen aus der Geschichte

Проект «Lernen aus der Geschichte: Nationalismus und Holocaust in Schule und Jugendarbeit» (www.lernen-aus-der-geschichte.de) был создан при поддержке Европейского совета, Германского Федерального офиса политического образования и фонда «Память. Ответственность. Будущее» (http://www.stiftung-evz.de). Он реализован такими организациями, как «Fördergesellschaft Kulturelle Bildung e.V., Bonn» и «Lernen aus der Geschichte e.V., Berlin». Проект послужил прототипом для создания аналогичного портала на польском языке () и для русскоязычного проекта Уроки истории.

Как следует из названия, сайт проекта призван осветить многообразный опыт изучения темы национализма и Холокоста преимущественно в Германии и стать подспорьем для подготовки уроков и ведения проектов для учителей истории. Впрочем, содержание сайта интересует не только преподавателей — среди его посетителей и журналисты, студенты, музейные работники и т.д.

Часть материалов сайта доступна не только на немецком, но и на английском и испанском языках, а кроме того, на на польском языке на портале Uczyć się z historii. Сайт разбит на следующие несколько разделов: Новости, Проекты, Преподавание, Службы, Европа.

Раздел «Новости» (http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=news&lp=de) не только в хронологическом порядке освещает обновления на сайте, но также отслеживает, какие события, связанные с темой изучение и преподавание национализма и Холокоста происходят в Германии. Посетитель сайта может найти здесь информацию о проектах и конкурсах, тренингах для учителей, конференциях, музейных выставках, выходе актуальной литературы, программах на телевидении и радио по теме. Здесь же содержатся ссылки на сайты организаций и институтов, которые работают в области политического и исторического образования.

В разделе «Проекты» (http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=projects&lp=de) собрана база данных около 85 исследовательских работ, отобранных специальной комиссией благодаря их информационной или методологической ценности. Эти проекты осуществлялись учителями и студентами школ Германии. Описания проектов выполнены, как правило, на четырёх языках и сопровождаются иллюстративными материалами — фотографиями, ссылками, видео- и аудиофайлами. Существует возможность поиска по теме, предмету, типу работы, а также возрасту или месту проживания участников.

В разделе «Проекты» представлены и работы, которые не были специально отобраны конкурсной комиссией. Эта база данных была составлена на основании тех материалов, которые присылали посетители сайта (существует возможность разместить свой проект на странице). Здесь содержится и список литературы, связанный с тематикой сайта. Он наверняка будет полезен тем, кто ведёт исследовательскую работу в этом направлении (http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=projectsbiblio&lp=de).

Раздел «Преподавание» (http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=instruction) содержит ссылки (преимущественно на немецкие интернет-источники), которые могут оказаться полезными учителям истории, заинтересованным в глубокой подготовке темы «Национализм и Холокост». Ссылки сгруппированы по темам (например, «Вторая мировая война», «Анна Франк», «Депортация», «Треблинка», «Женщины при национал-социализме» и др.)

Здесь же в электронном формате содержатся оригинальные доклады (http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=instructionmore), подготовленные экспертами проекта «Lernen aus der Geschichte».

Раздел «Службы» (http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=service содержит практическую информацию, которая может пригодиться тем, кто собирается проводить индивидуальное или коллективное исследование. Предполагается возможность личной консультации (можно зарегистрироваться на сайте и задать свой вопрос экспертам). Здесь же вы найдёте ссылки на ведущие немецкие и европейские организации, которые оказывают финансовую поддержку историческим исследованиям школьников и студентов. В немецкоязычной версии сайта можно также подписаться на рассылку новостей об актуальных программах, мероприятиях, публикациях, проектах по соответствующей теме.

Посетителя сайта, возможно, также заинтересует каталог ссылок (http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=links&lp=de) на немецкие организации и институты, связанные с изучением истории. В этом разделе приведён список сайтов архивов и исследовательских центров, фондов и программ поддержки исследований, ссылки на педагогические материалы и тренинги учителей, медиа ресурсы, мемориалы и музеи, студенческие веб-сайты.

Раздел «Европа»(http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=europe) освещает образовательную деятельность в Великобритании, Франции, Италии, Австрии, Нидерландах, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии. Здесь представлены проекты по теме «Вторая мировая война», выполненные в этих странах.

Здесь же содержатся тексты докладов, опубликованных самими посетителями сайта. Доклады касаются вопросов изучения Второй мировой войны в перечисленных странах.

В разделе «Ссылки» (http://www.lernen-aus-der-geschichte.de/?site=europelinks&lp=de) посетитель найдёт список сайтов ведущих европейских институтов и исследовательских центров, музеев и мемориалов, молодежных центров и фондов, конкурсов и программ поддержки исследований, связанных с изучением темы «Национализм и Холокост».

30 апреля 2009
Lernen aus der Geschichte

Похожие материалы

1 октября 2013
1 октября 2013
Работа над единым школьным учебником истории переходит в новую стадию – после официально объявленного летом «общественного обсуждения», выявления «31-го спорного вопроса», предложенной экспертизой «ветеранам Великой Отечественной войны» и публикации «дорожной карты» пособия, стали известны его основные тезисы, герои и даты, на которых будет строиться повествовательная канва.
7 мая 2015
7 мая 2015
29 апреля 2015 года в Московском театре юного зрителя состоялась Церемония награждения победителей XVI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Организованный Международным Мемориалом конкурс направлен не только на развитие исследовательских навыков старшеклассников, но и на то, чтобы история страны стала частью их личной истории. Этому способствует и работа с архивными документами, которые позволяют по-иному пережить, почувствовать прошлое, и взгляд на исторические события сквозь призму истории конкретного человека, конкретной семьи. Часто поводом для исследования становится история собственной семьи, например, исследование судьбы родственников, воевавших во времена Второй мировой войны.
22 мая 2016
22 мая 2016
На территории Плёсской сельской администрации, где находится наша школа, проживают переселенцы из бывших советских республик СССР. Они переехали в Пензенскую область на постоянное место жительства в 1991–92 гг. Нам стало интересно, а почему же им пришлось уезжать с насиженных мест, если там к ним относились хорошо?
21 июля 2015
21 июля 2015
Экспозиция в музее Бухенвальда закрывается, чтобы открыться снова. Придет ли в обновленный музей, когда-то задававший масштаб разговора о трагическом для всей Европы, молодой посетитель, воспитанный новой эстетикой хоррора?

Последние материалы