Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Тамара Эйдельман о круглом столе «Кто боится учебников истории?»

Дайджест
3 мая 2012
26 апреля в Волгоградском университете прошел круглый стол «Кто боится учебников истории?» Речь здесь шла о том, какими школьные и университетские учителя представляют себе учебники.

26 апреля в Волгоградском университете прошел круглый стол «Кто боится учебников истории?» Речь здесь шла о том, какими школьные и университетские учителя представляют себе учебники.

Споры об учебниках истории идут в нашей стране постоянно- еще бы, учебник истории – это ведь не учебник математики, его любой может открыть, перелистать, а затем высказаться. В нашей стране это любят делать все – премьер-министры и журналисты, родители и просто интересующиеся. И это, наверное, хорошо, – приятно, когда твой предмет всем интересен. С другой стороны, когда все, кому не лень, дают противоречивые указания, то становится непонятно, что же надо делать?

Когда-то, в советское время, по каждому периоду истории существовал один, «идеологически правильный» учебник, и можно было начать свою педагогическую деятельность, проработать в школе много лет, и выйти на пенсию, работая только с ним. Это, кстати, очень удобно – учебник запоминаешь близко к тексту, все задания придуманы раз и навсегда, – сильно облегчается подготовка к урокам.

Потом наступила перестройка. Все учебники, по крайней мере, по 20 веку, моментально устарели. Какое-то время в школах работали вообще без учебников, используя газетные публикации и собственные соображения. Это было, надо сказать, довольно увлекательно, но, конечно же, неправильно. Учебник, вообще-то, должен помогать учителю и ученикам. Без него урок не совсем урок.

Потом у нас появились десятки учебников. Сегодня федеральный гриф, позволяющий работать с книгой в школе, стоит на более чем ста пособиях. Естественно, возникает вопрос, нужно ли нам такое количество? С одной стороны, любой человек, который начинает говорить о том, что учебников слишком много, сразу вызывает подозрение , что он хочет вернуться к советским временам с одним единственным учебником. С другой стороны, учебников то действительно слишком много. Постоянно возникают споры о содержании учебников – прежде всего по российской истории. «Излишне либеральный» учебник Игоря Долуцкого лишили грифа и изгнали из школ, несмотря на то, что он успешно выдержал семь переизданий. Монархические учебники Александра Боханова подверглись мощной критике за их совершенно анекдотическое превознесение российского самодержавия. Чего стоит один рассказ о декабристах, которые оцениваются с привлечением одного мнения – Модеста Корфа, написавшего при Николае 1 разоблачительную книгу о бунтовщиках. Между тем, как раз на круглом столе в Волгограде я с интересом услышала, что весь Краснодарский край работает по этим учебникам, и в Волгограде его используют. Книга для учителей и учебник Александра Филиппова вызвали взрыв возмущения своей сталинистской концепцией. До сих пор идут бурные обсуждения, была ли в начальном варианте книги фраза о том, что «Сталин – эффективный менеджер». Но дело, конечно, не в этой фразе, а в общем настрое на реабилитацию Сталина. Учебник, впрочем, рассылается по школам.

Однако, участники круглого стола в Волгограде согласились с тем, что дело не только в идеологическом наполнении книг. Существуют и другие проблемы.

На мой взгляд, при оценивании учебников стоит обращать внимание прежде всего на методику, которая уже определяет идеологию. На сегодняшний день подавляющее большинство учебников по истории строится все по той же, всем нам хорошо знакомой схеме – длинный авторский текст, небольшое количество картинок, которые просто «разбавляют» нарратив и, предположительно, должны смягчить невыносимую скуку от чтения. Задания, направленные на воспроизведение прочитанного . Вот и все. Традиция, пришедшая даже не из советских времен, а из 19 века, живет и торжествует. Учитель рассказывает, задает на дом повторить рассказанное, дополнить прочитанным в учебнике и пересказать. Если учитель либерал, то и дети перескажут либеральную концепцию, если консерватор, – то консервативную. Не выполняются важнейшие задачи образования. При таком преподавании мы не развиваем мышление учеников, не учим их работать с информацией. А между тем история предоставляет замечательные возможности для этого – анализируя источники, выделяя в тексте факты и мнения, выявляя наличие той или иной идеологии, субъективности, пропаганды, – ученики готовятся к жизни во взрослом обществе, не зависимо от того, станут они учеными-историками или нет. Что может быть сегодня важнее умения работать с информацией. С любой информацией – от простейшего рекламного слогана до материалов предвыборной компании или сложного научного исследования. Осмыслить полученную информацию, отобрать наиболее важную, оценить ее, сформировать собственное мнение, суметь его аргументировать, опираясь на факты – всему этому учит история, как наука, и все это нужно нам всем. А вот история, как школьная дисциплина, учит воспроизводить и заучивать факты… Прекрасный способ сформировать подданных, а не граждан.

Во время круглого стола говорилось о том, что учебники должны отражать различные точки зрения, а не одну, что в них не должно быть «псевдопатриотизма», который воспевает только военные победы страны, обсуждались вопросы о том, кто, собственно, должен оценивать учебники (издательства? Дума? Родители? Министерство образования? А, может быть, все-таки, сами учителя?), и о том, кто должен писать учебники (ученые? Учителя? Методисты? А, может быть, коллектив, в котором учителя не дадут ученым превратить книгу для школьника в увесистый и скучный кирпич, а ученые спасут учителей от научных ошибок?).

В общем, проблем, связанных с учебниками, оказалось огромное количество. Как резонно заметил один из участников, учебников боятся все – ученики и родители боятся, что они не помогут им подготовиться к экзаменам, государство боится, что в учебниках будет «что-то не то», учителя не понимают, как с ними работать…

Может быть, стоит попробовать сделать такие учебники, которых бы не боялись… Могу сказать, что Европейское объединение преподавателей истории ЕВРОКЛИО уже давно пытается разрабатывать такие учебники. Но это уже совсем другая история…


Тамара Эйдельман,
Заслуженный учитель РФ,
Преподаватель истории гимназии 1567

Ещё можно успеть

Где: Мерзебург, Германия
Заявки до:

Высшая школа в Мерзебурге (Германия) объявляет вакансию научного сотрудника для работы в рамках проекта «Антисемитизм в пенитенциарной системе: его эмпирическое исследование и предотвращение».
Требования: высшее образование в области исторических наук, экспертные знания об антисемитизме, владение качественными социальными исследованиями, опыт подготовки научных публикаций, готовность к поездкам в пределах ФРГ.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: dekanat.smk@hs-merseburg.de.

Где: Бохум, Германия
Когда: -
Заявки до:

Рурский университет (Бохум, Германия) объявляет вакансию научного сотрудника для работы по проекту «Демократия на рабочем месте — европейский идеал? Дискурсы и практики демократизации труда после 1945 года».
Требования: высшее образование в области истории или социологии, очень хорошее знание английского языка, а также знание двух из нижеперечисленных: французский, итальянский, шведский.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: christoph.seidel@rub.de.

Где: Маннгейм, Германия
Когда: -
Заявки до:

Университет Маннгейма (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций в рамках проекта «Экономическая несвобода и инновация: патентная деятельность в Третьем Рейхе и ГДР».
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: streb@uni-mannheim.de.

Где: Салерно, Италия
Заявки до:

Журнал Occupied Italy приглашает к публикации статей, в фокусе которых находится история Второй Мировой войны в Италии.
Некоторые аспекты: 1) военная кампания в Италии, 2) немецкая оккупация Италии и Итальянская социальная республика, 3) сопротивление и гражданская война, 4) восстановление страны союзниками и Республиканская Италия, 5) память о войне и публичное использование истории, 6) воспроизведение войны в культуре, 7) география конфликта.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: editors@occupieditaly.org.

Где: Онлайн
Когда: -
Заявки до:

Фалько Шнике организует онлайн-конференцию, в фокусе которой находится вопрос о том, как в XIX веке возникали интерпретации климатических изменений.
Когда и кто интерпретировал эти изменения? Что считалось изменением климата в XIX веке? Как в этом контексте рассматривались человеческие действия? В какой мере человека в XIX веке рассматривали в качестве геологической силы?
Желающие должны прислать тезисы на адрес: falko.schnicke@jku.at.

Где: Гейдельберг, Германия
Заявки до:

Центр апокалиптических и пост-апокалиптических исследований им. Кэте Хамбургер при Гейдельбергском университете (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для стажировок.
Срок: 6 — 12 месяцев. В фокусе исследования — образы и концепты (пост)апокалипсиса с особым вниманием к Америке и Азии. Требование: статус ассоциированного профессора (для старших исследователей), либо опыт научной / эмпирической работы в течение 5 лет после присуждения учёной степени.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: laura.mendoza@capas.uni-heidelberg.de.

Где: Онлайн
Когда: -
Заявки до:

Германская ассоциация британских исследований организует онлайн-конференцию, в фокусе которой находится Великобритания через призму всех эпох и дисциплин.
Желающие должны прислать тезисы на английском или немецком языке на адрес: juniorworkshopagf@gmail.com.

Где: Вена, Австрия
Заявки до:

Журнал современной итальянской культуры Zibaldone готовит специальный выпуск, в фокусе которого находятся урбанистические, повседневнокультурные и медиальные трансформации и репрезентации Неаполя с 1990 годов.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: daniel.winkler@univie.ac.at и sabine.schrader@uibk.ac.at.

Где: Вена, Австрия
Заявки до:

Австрийский «Журнал исторических наук» (Вена, Австрия) готовит специальный выпуск статей по истории, теоретической музеологии и иным дисциплинам, в фокусе которых находится вопрос об отображении насилия в музейных выставках.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: stefan.benedik@hdgoe.atzuzanna.dziuban@oeaw.ac.at и ljiljana.radonic@oeaw.ac.at.

Где: Онлайн
Когда: -
Заявки до:

Гамбургский университет (Германия) организует онлайн-конференцию, в фокусе которой находится вечная тема — образ иного и репрезентация себя, на этот раз — в контексте следующих аспектов: мифологизация чужбины, представление о меньшинствах и угнетённых группах, гибридность пограничья в мировоззрении греков и римлян, а также представления о них самих как о чужаках.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: lilian.schoenheit@uni-hamburg.de.

Где: Онлайн
Когда: -
Заявки до:

Университет Аланус (Альфтер, Германия) организует онлайн-конференцию, в фокусе которой находится зеркало через призму истории объекта и техники, исторические практики зеркалирования, естественная история зеркала, зеркала в имагологии и истории искусства, метафорика зеркала.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: sandra.hindriks@univie.ac.at и maurice.sass@alanus.edu.

Где: Гамбург, Германия
Когда: -
Заявки до:

Немецко-язычный журнал «Дияр» приглашает к публикации статей по всем темам из области османистики, тюркологии и ближневосточных исследований на немецком, английском или французском языке.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: diyar@ergon-verlag.de.