Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Тамара Эйдельман о круглом столе «Кто боится учебников истории?»

Дайджест
3 мая 2012
26 апреля в Волгоградском университете прошел круглый стол «Кто боится учебников истории?» Речь здесь шла о том, какими школьные и университетские учителя представляют себе учебники.

26 апреля в Волгоградском университете прошел круглый стол «Кто боится учебников истории?» Речь здесь шла о том, какими школьные и университетские учителя представляют себе учебники.

Споры об учебниках истории идут в нашей стране постоянно- еще бы, учебник истории – это ведь не учебник математики, его любой может открыть, перелистать, а затем высказаться. В нашей стране это любят делать все – премьер-министры и журналисты, родители и просто интересующиеся. И это, наверное, хорошо, – приятно, когда твой предмет всем интересен. С другой стороны, когда все, кому не лень, дают противоречивые указания, то становится непонятно, что же надо делать?

Когда-то, в советское время, по каждому периоду истории существовал один, «идеологически правильный» учебник, и можно было начать свою педагогическую деятельность, проработать в школе много лет, и выйти на пенсию, работая только с ним. Это, кстати, очень удобно – учебник запоминаешь близко к тексту, все задания придуманы раз и навсегда, – сильно облегчается подготовка к урокам.

Потом наступила перестройка. Все учебники, по крайней мере, по 20 веку, моментально устарели. Какое-то время в школах работали вообще без учебников, используя газетные публикации и собственные соображения. Это было, надо сказать, довольно увлекательно, но, конечно же, неправильно. Учебник, вообще-то, должен помогать учителю и ученикам. Без него урок не совсем урок.

Потом у нас появились десятки учебников. Сегодня федеральный гриф, позволяющий работать с книгой в школе, стоит на более чем ста пособиях. Естественно, возникает вопрос, нужно ли нам такое количество? С одной стороны, любой человек, который начинает говорить о том, что учебников слишком много, сразу вызывает подозрение , что он хочет вернуться к советским временам с одним единственным учебником. С другой стороны, учебников то действительно слишком много. Постоянно возникают споры о содержании учебников – прежде всего по российской истории. «Излишне либеральный» учебник Игоря Долуцкого лишили грифа и изгнали из школ, несмотря на то, что он успешно выдержал семь переизданий. Монархические учебники Александра Боханова подверглись мощной критике за их совершенно анекдотическое превознесение российского самодержавия. Чего стоит один рассказ о декабристах, которые оцениваются с привлечением одного мнения – Модеста Корфа, написавшего при Николае 1 разоблачительную книгу о бунтовщиках. Между тем, как раз на круглом столе в Волгограде я с интересом услышала, что весь Краснодарский край работает по этим учебникам, и в Волгограде его используют. Книга для учителей и учебник Александра Филиппова вызвали взрыв возмущения своей сталинистской концепцией. До сих пор идут бурные обсуждения, была ли в начальном варианте книги фраза о том, что «Сталин – эффективный менеджер». Но дело, конечно, не в этой фразе, а в общем настрое на реабилитацию Сталина. Учебник, впрочем, рассылается по школам.

Однако, участники круглого стола в Волгограде согласились с тем, что дело не только в идеологическом наполнении книг. Существуют и другие проблемы.

На мой взгляд, при оценивании учебников стоит обращать внимание прежде всего на методику, которая уже определяет идеологию. На сегодняшний день подавляющее большинство учебников по истории строится все по той же, всем нам хорошо знакомой схеме – длинный авторский текст, небольшое количество картинок, которые просто «разбавляют» нарратив и, предположительно, должны смягчить невыносимую скуку от чтения. Задания, направленные на воспроизведение прочитанного . Вот и все. Традиция, пришедшая даже не из советских времен, а из 19 века, живет и торжествует. Учитель рассказывает, задает на дом повторить рассказанное, дополнить прочитанным в учебнике и пересказать. Если учитель либерал, то и дети перескажут либеральную концепцию, если консерватор, – то консервативную. Не выполняются важнейшие задачи образования. При таком преподавании мы не развиваем мышление учеников, не учим их работать с информацией. А между тем история предоставляет замечательные возможности для этого – анализируя источники, выделяя в тексте факты и мнения, выявляя наличие той или иной идеологии, субъективности, пропаганды, – ученики готовятся к жизни во взрослом обществе, не зависимо от того, станут они учеными-историками или нет. Что может быть сегодня важнее умения работать с информацией. С любой информацией – от простейшего рекламного слогана до материалов предвыборной компании или сложного научного исследования. Осмыслить полученную информацию, отобрать наиболее важную, оценить ее, сформировать собственное мнение, суметь его аргументировать, опираясь на факты – всему этому учит история, как наука, и все это нужно нам всем. А вот история, как школьная дисциплина, учит воспроизводить и заучивать факты… Прекрасный способ сформировать подданных, а не граждан.

Во время круглого стола говорилось о том, что учебники должны отражать различные точки зрения, а не одну, что в них не должно быть «псевдопатриотизма», который воспевает только военные победы страны, обсуждались вопросы о том, кто, собственно, должен оценивать учебники (издательства? Дума? Родители? Министерство образования? А, может быть, все-таки, сами учителя?), и о том, кто должен писать учебники (ученые? Учителя? Методисты? А, может быть, коллектив, в котором учителя не дадут ученым превратить книгу для школьника в увесистый и скучный кирпич, а ученые спасут учителей от научных ошибок?).

В общем, проблем, связанных с учебниками, оказалось огромное количество. Как резонно заметил один из участников, учебников боятся все – ученики и родители боятся, что они не помогут им подготовиться к экзаменам, государство боится, что в учебниках будет «что-то не то», учителя не понимают, как с ними работать…

Может быть, стоит попробовать сделать такие учебники, которых бы не боялись… Могу сказать, что Европейское объединение преподавателей истории ЕВРОКЛИО уже давно пытается разрабатывать такие учебники. Но это уже совсем другая история…


Тамара Эйдельман,
Заслуженный учитель РФ,
Преподаватель истории гимназии 1567

Ещё можно успеть

Где: Братислава, Словакия
Когда: -
Заявки до:

Словацкая академия наук (Братислава, Словакия) организует конференцию, в фокусе которой находится память о коммунизме в Центральной и Восточной Европе.
Каким образом очевидцы того времени соотносят понятие «социализма» с теми или иными элементами своей биографии? Каким образом политический режим повлиял на их ценности и жизненные позиции? Каким образом люди передают память о социализме своим детям и внукам?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: communistpast.conference@savba.sk.

Где: Великобритания
Заявки до:

Журнал «Антропоцен» приглашает к публикации статей, в фокусе которых находится научные и обывательские представления об изменении климата и глобальном потеплении, а также человеческий век как таковой — рассматриваемый с разных онтологических позиций.
Желающие должны загрузить научную, обзорную или полемическую статью, рецензию или интервью на сайт.

Где: Берлин, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт славистики и хунгарологии при Берлинском университете им. Гумбольдтов (Германия) организует конференцию, в фокусе которой находятся следующие вопросы: что считается обскурным и непонятным в ту или иную эпоху (барокко, романтизм, модерн…)? каким образом происходит риторическое и пространственное создание непонятности? Какие мыслительные образы обскура (лабиринт, крипта, лес) создают семантическую, риторическую и герменевтическую путаницу?
Желающие должны прислать тезисы на адрес: manuel.ghilarducci@hu-berlin.de.

Где: Лондон, Великобритания
Когда: -
Заявки до:

Лондонский университет (Великобритания) организует конференцию, в фокусе которой находится послевоенная жизнь людей, пострадавших от национал-социалистических преследований (восприятие освобождения, воздействие травмы на последующие поколения, личная и коллективная память, преподавание Холокоста и антисемитизма, понятие «жертвы»). Кроме того, приветствуются доклады о советских военнопленных и еврейских репатриантах из СССР.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: j.d.steinert@wlv.ac.uk.

Где: Фрайбург-в-Брайсгау, Германия
Заявки до:

Институт высших исследований (Фрайбург-в-Брайсгау, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий носителям учёной степени для написания их второй монографии, предпочтительно - с фокусом на глобальной истории XIX — XX вв.
Размер: 2300 евро в месяц. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: juergen.osterhammel@frias.uni-freiburg.de.

Где: Потсдам, Германия
Когда: -
Заявки до:

Планетарий «Урания» (Потсдам, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится: 1) история миграций в землю Бранденбург, в том числе — религиозных; 2) бегство и изгнание во время и после Второй Мировой войны; 3) общественные, социальные и психологические последствия иммиграции и эмиграции; 4) динамика населения в эпоху ГДР; 5) миграции после 1989/1990 гг. и прогнозы на будущее.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: m.banditt@urania-potsdam.de.

Где: Берлин, Германия
Когда: -
Заявки до:

Берлинский университет им. Гумбольдтов организует конференцию, в фокусе которой находится научно-стратегическое, праксеологическое и политическое применение понятия «постмодернизм».
Некоторые аспекты: постмодернизм вчера и сегодня, критика постструктурализма как обоснование стратегии герменевтической перезагрузки в гуманитарных науках; «научные войны» 1990-х гг..
Желающие должны прислать тезисы на адрес: scheruef@cms.hu-berlin.de.

Где: Берлин, Германия
Когда: -
Заявки до:

Католическая академия (Берлин, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находятся изменения памяти о Второй Мировой войне, которые произошли в последние два десятилетия.
Как повлиял на историографию конец конфронтации Восточного и Западного блока в 1989 году? Что новое было внесено в интерпретацию 1945 года? В какой мере восточно-, центрально- и западноевропейские исследования способны влиять друг на друга?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: Burkhard.Olschowsky@bkge.uni-oldenburg.de и
Bartosz.Dziewanowski@enrs.eu.

Где: Германия
Когда: -
Заявки до:

Фонд им. Эрнста Кирстена (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для исследовательских поездок магистрантам, аспирантам и молодым учёным. Тематика — история и география.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: michael.rathmann@ku.de.

Где: Москва, Россия
Заявки до:

Центр научных работников и преподавателей иудаики «Сэфер» (Москва, Россия) принимает заявки на предоставление грантов для проведения исследований, в фокусе которых находится история и культура еврейского народа на территории бывшей Российской империи в различные исторические периоды с древности и до наших дней.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, 32-а, корпус «В», ком. 808, Центр славяно-иудаики Института славяноведения РАН.

Где: Эш-Бельваль, Люксембург
Когда: -
Заявки до:

Люксембургский университет (Люксембург) организует конференцию, в фокусе которой находятся промышленные города Западной и Восточной Европы. Каким образом деревни становились городами? Как города формировали регионы? Каким образом упадок индустриального города способствовал переосмыслению того отношения, которое связывало его жителей с городскими местами?
Организаторы берут на себя расходы на проживание и транспорт. Желающие должны прислать тезисы на адрес: werner.tschacher@uni.lu.

Где: Уппсала, Швеция
Когда: -
Заявки до:

Уппсальский университет (Швеция) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертации по истории науки и идей, в частности — «обаяния ранимости».
Требование: степень магистра в области гуманитарных или социальных наук.
Язык: английский; по прошествии двух лет требуется умение понимать и читать по-шведски. Размер: 27300 шведских крон в месяц. Желающие должны подать заявку на сайте.