Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
16 декабря 2011

Священная история

Написанная к 200-летию победы над Наполеоном художником С. Куракиным икона «Новорусская богоматерь» представляет историю строительства, разрушения и воссоздания Храма Христа Спасителя, а также основные события истории СССР в образах традиционной иконографии.

По словам автора, на создание иконы он был вдохновлен неким видением, явившимся ему в 1998 г. В её основу положен образ Храма Христа Спасителя, в воссоздании которого художник видит символ духовного возрождения Руси. В среднике (центральной части) иконы помещена Богородица, держащая на руках младенца Христа с моделью Храма Христа Спасителя. В 16 клеймах (вставных изображениях) представлена история Российской империи, СССР и современной России.

Клейма разделены на 3 регистра, соответствующие, по словам автора, 3 эпохам – строительства храма (XIX в.), разрушения (XX в.) и воссоздания (XXI в.). 

Об истории строительства храма повествуют верхние клейма. Первые 4 клейма рассказывают о победе России над Наполеоном, торжественном обещании Александра I о строительстве храма, заложении и освящении собора. Среди исторических персонажей автор изобразил Александра I, Николая I и Александра III, генерала Кутузова, архитектора Тона. 

В клеймах, относящихся к истории СССР (пришествию большевиков 1917., восстановлению патриаршества, созданию и уничтожению братства в защиту храма, разрушению храма и попыткам строительства Дворца Советов и возрождению Церкви в 1987 г.) большевики изображены как попирающее христианские ценности воинство («крамола») в одинаковых буденовках, Дворец Советов представлен в виде Вавилонской башни с идолом на вершине. «Возвращение России на православный путь» в годы перестройки (клеймо 11) символизируется образом архангела Михаила, поражающего на Красной площади диавола в 1987 г. (год приземления летчика М. Руста). 

История новейшей России представлена последними 4 клеймами: «битва у Белого дома 1993» («войско Кремля» изображено под знаменем с Христом, оборонявшихся в Белом доме «путчистов» поражает «мышца»), создание совета по воссозданию храма, начало его возведения и освящения. Среди персонажей недавней истории на иконе фигурируют патриарх Алексий II, «мэр Юрий», «правитель Руси Борис» и «правитель Руси Владимир». 

В хорошем качестве фотографии середника и клейм размещены в Википедии пользователем RDrussia (вероятно, самим автором). Помимо клейм среди документов пользователy содержатся отсканированные рецензии Священного Синода РПЦ и реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. 

Автор рецензии Священного Синода, оценив высокий художественный уровень иконы, отметил необычность ряда образов клейм:

«Каждое из клейм, поскольку является иконой, призвано не только конкретизировать отдельный аспект цельного образа, но и прославлять изображенное на нем событие. Ряд клейм, относящихся как к области истории Храма в XX веке, так и новейшей истории, трудно соотнести с этим критерием. Например, какое событие прославляется клеймом, имеющим надписание „Приход к власти большевиков 1917“» 

Рецензия светского учреждения, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, открывается цитатой из Священного Писания (Пс. 105:4). После размышления о функции иконы как зримой молитвы, автор рецензии А. Н. Овчинников переходит к концепции истории, выстриваемой в иконе:

«… написание большой иконы… следует считать обращением к церковной истории в иконописи. Пришло время воплотить не только в бетоне или в бронзе трудную историю православия, но и вернуть духовную значимость мученических подвигов, военных потерь и побед современной эпохи, так как без правильного осмысления и духовной оценки страшнейшей из эпох „возрождение“ Церкви будет кратковременным. И чтобы не повторялись смутные времена, иконы-летописи становятся насущно необходимым трудом, требующим не только всеобщего одобрения, но и профессиональной помощи и поддержки. Слишком много и слишком быстро из человеческой памяти уходят величайшие события, и только церковная Вечная память может сохранить духовные подвиги Великого народа» 

Помимо профессиональных рецензий страничка пользователя содержит множество восторженных отзывов простых зрителей иконы.

«Богоматерь Новорусская» была впервые выставлена на антикварном салоне в ЦДХ, проходившем с 16 по 24 апреля 2011 г. Для привлечения внимание к своему творению автор даже составил открытое письмо президент Д. Медведеву.

Источники:

16 декабря 2011
Священная история

Последние материалы