Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
31 октября 2011

«Золотой фонд»: выставка к 80-летию «Литературного наследства»

Андрей Басанец "Литературное наследие", объект. Источник фото: artnow.ru

С 1 по 18 ноября 2011 г. в филиале Государственного литературного музея (Трубниковский пер., д. 17) будет открыта выставка к юбилею «Литературного наследства» – старейшего российского издания, посвященного истории отечественной литературы.

Справка: «Литературное наследство»

Первый выпуск «Литературного наследства» появился в конце 1931 г., последний 103-й том – в октябре 2011 г.  За 80 лет «Литературное наследство» извлекло из архивного забытья и осуществило первые научные публикации многих тысяч незаслуженно забытых художественных, эпистолярных, мемуарных и др. произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Герцена и Н.Огарева, Л.Толстого, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Ф.Тютчева, А.Фета, И.Гончарова, А.Островского, Н.Лескова, А.Чехова, И.Бунина, А.Блока, В.Брюсова, М.Горького, Л.Андреева и их современников.

«Литературное наследство» не имеет аналогов в мировой науке и признано образцовым филологическим и источниковедческим изданием. Огромный документальный массив, впервые обнародованный в «Литературном наследстве» (общий объем томов – около 50 000 страниц; количество иллюстраций – не менее 10 000), и по сей день остается уникальным источником по истории русской литературы.

Выдающийся французский ученый А.Мазон еще в 1958 г. говорил: «Не существует в области истории литературы издания, которое уже в течение двадцати лет принесло бы больше славы русской науке».  Герой набоковского романа «Пнин» называл тома «Литературного наследства» «Советским Золотым Фондом Литературы».

В создании томов «Литературного наследства» участвовали многие выдающиеся российские и западные ученые, которые и формировали, и проходили научную школу «Литературного наследства»; материалы некоторых томов встречали ожесточенное сопротивление советской цензуры и резкую критику в печати. Можно сказать, что за 80 лет не только тома «Литературного наследства», но и сама деятельность этой уникальной научной институции стала фактом истории отечественной культуры.

Выставка к 80-летию издания

На выставке представлены малоизвестные живописные и графические произведения А.Бенуа, Н.Бестужева, П.Боклевского, Н.Вышеславцева, И.Крамского, Б.Кустодиева, М.Микешина, П.Нерадовского, Л.Пастернака, В.Серова, Н.Феофилактова, К.Юона, редкие фотографии и др. материалы, опубликованные в разные годы «Литературным наследством» (из фондов Государственного литературного музея); впервые экспонируются архивные документы, связанные с основанием и деятельностью «Литературного наследства» в 1930-1980-е гг.: решения партийно-государственных органов СССР, обращения  редакторов издания в ЦК КПСС и др. инстанции по поводу судьбы «Литературного наследства» в целом и отдельных томов, переписка с деятелями отечественной и зарубежной литературы и науки, материалы невышедших и запрещенных по цензурным причинам томов и др. (из фондов РГАЛИ, ИМЛИ РАН, частных собраний).

Выставка открыта с 1 по 18 ноября 2011 г.

Контакты:

По теме:

31 октября 2011
«Золотой фонд»: выставка к 80-летию «Литературного наследства»

Похожие материалы

31 декабря 2013
31 декабря 2013
В Сахаровском центре проходит выставка «Перед этим горем гнутся горы», посвященная памяти репрессированных советских спортсменов-альпинистов.
5 декабря 2014
5 декабря 2014
«Уроки Истории» поговорили с историком и критиком Дмитрием Ничем о биографии Шаламова, политических взглядах писателя, отношениях с Солженицыным, сообществе shalamov.ru и тех контекстах, в которых можно рассматривать творчество автора «Колымских рассказов».
10 июня 2013
10 июня 2013
В Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка «В сторону света» – 25 фотографий архитектуры, сделанные в разные годы Игорем Пальминым. Прежде всего Пальмин известен своими портретами представителей «другого искусства» и архитектурной фотографией – классицизм, модерн, конструктивизм… «Естественно, я помню не каждый свой кадр, – говорит он, – но, пожалуй, большинство съемок. Это касается и архитектуры, и художников, и пейзажа»

Последние материалы