Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
28 сентября 2011

Михаил Зощенко на уроках истории в средней школе

М.М. Зощенко. Портрет Ю.П. Анненкова. 1921

Михаила Зощенко, его судьбу и его рассказы, интересно прочесть через призму русской истории 20-30-х годов. С другой стороны, биография и творчество писателя дают ключи понимания повседневности и культурной жизни страны начала века. В методических материалах, публикуемых на urokiistorii, предлагаются материалы для занятия в средней школе по теме «Советская повседневность 20-х годов в “Юмористических рассказах” Зощенко».

Рассказы Зощенко – идеальный материал для изучения советской повседневности 1920-х – 1930-х детьми среднего школьного возраста. Эти рассказы небольшие по длине, легко читаются, занимательны, остроумны. Истории, которые в них описываются, понятны и часто близки современным школьникам, но в то же время отражают эпоху, в которую они были написаны. Предприняв попытку «медленного чтения», внимательный школьник найдёт в этих рассказах многочисленные «следы эпохи». А комментарий учителя поможет прояснить те реалии, о которых упоминает автор.

Данные материалы были опробованы на пятидневном курсе «Где прячется смысл, или Опыт медленного чтения “Юмористических рассказов” Зощенко», прочитанный в рамках «Дней науки» фонда «Династия» в детском лагере «Орлёнок» в сентябре 2011 г. Автор курса – Наталья Колягина. Ниже приводятся материалы этого курса, адаптированные для проведения школьного занятия по истории или литературе.

Работа с литературным текстом предполагает бережное  к нему отношение – написанное не стоит воспринимать буквально (впрочем, и историческому источнику не всегда можно полностью доверять). Необходимо принимать во внимание, что художественная реальность отличается от реальности соцальной. На примере «Юмористических рассказов» Зощенко можно проиллюстрировать это отличие –  оно проявляется через авторскую иронию, юмористическое отношение к описываемому, использование тропов (гипербол, литот). В каждом из рассказов есть свой рассказчик, поэтому повествование окрашено его отношением к событиям… Смысл и значение художественных произведений не сводится к тому, как в них отражена эпоха, а реалии, о которых узнаёт читатель через литературный текст, всегда описаны как-то по-особому – это важная предпосылка, с которой следует начать работу.

Советская повседневность 20-х годов в «Юмористических рассказах» М.Зощенко

Знакомство с творчеством Зощенко предлагается начать с чтения конкретных рассказов, а затем учитель может рассказать о биографии самого автора и о том, как отразилась в ней эпоха. Такая «перевёрнутая» логика стимулирует интерес учеников – обращаться к биографии интереснее, если некоторое, пусть и предварительное, знакомство с творчеством уже состоялось.

1. Литературный комментарий и медленное чтение рассказа «Нервные люди» (1924) – работа в классе.

Знакомство с принципами и приёмами литературного комментария.

Чтение рассказа с остановками и обсуждение понятий, которые встречаются в тексте:

- коммунальная квартира – см. для справки ресурс «Виртуальный музей коммунальной квартиры» Ильи Утехина и его книгу «Очерки коммунального быта». – М.: ОГИ, 2004, 277 с.

- инвалид – инвалидом на коммунальной кухне в 1924 г. мог быть участник Первой мировой или Гражданской войны.

- примус – приводится объяснение слова, поясняется, почему примусы были популярны на коммунальных кухнях в 20-е, говорится о литературной славе понятия: упоминания примуса в литературе 20-х: Ильф, Петров «Золотой телёнок», Булгаков «Мастер и Маргарита»;

- кооперация – что это такое и почему кооперация была возможна в СССР. НЭП и нэпманы (фигура Ивана Степановича Кобылина – чем он занимается, сколько получает);

- «кухонка, знаете, узкая…» – почему узкая?

- «прописать ижицу» – значение поговорки.

 

2. Работа в малых группах. Самостоятельное знакомство с рассказами (список ниже), обсуждение с учителем и всем классом следующих тем (по выбору):

- домашняя прислуга в 1920-е: рассказ «Человека обидели» (1926);

- квартирный вопрос – «Пушкин» (1927);

- иностранные специалисты в СССР, гигена, блохи, состояние санитарии – «Качество продукции» (1928), о гигиене см. также рассказ «Операция»;

- НЭП, нэпманы, репрессии в СССР – «Сильнее смерти» (1928);

- ликвидация безграмотности в СССР, см. материал на urokiistorii «Поход за культурой»: культурная революция 1920-х – рассказ «Письмо»;

- эмансипация женщин, их занятость на производстве – «Няня»;

- брак и семья в СССР, санаторий, появление союзов писателей, общежитие, рестораны, учащиеся женщины – «Романтическая история», см. также для справки материал Свадьба в СССР: трансформации обрядности;

- урбанизация, поиск новых культурных кодов – «Огни большого города», см. также работу Н.Козловой «Советские люди. Сцены из истории»;

- бюрократизация, развитие лёгкой промышленности – «Галоша».

 

3. Судьба М. Зощенко, знаковые для эпохи события в жизни писателя:

- участие в Первой мировой и Гражданской войне, «Юмористические рассказы» как пародия на пролетарскую литературу, популярность Зощенко в 1920-1930-е, публичные чтения его произведений, эвакуация в Алма-Ату в 1941, постановление о журналах «Звезда и Ленинград» 1946 г. и его роль в жизни Зощенко и Ахматовой (а также тема «репрессии и литература»). Текст «Постановления» также можно прочитать и обсудить в классе.

 

См. дополнительные материалы:

Статьи М.О. Чудаковой о Зощенко (адаптированные для среднего школьного возраста):

«О благородстве» // из книги «Не для взрослых. Время читать!». – М.: «Время», 2010.

«Михаил Михайлович Зощенко» // Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч. 2. – М.: Аванта+, 2006, с. 76 – 77.

28 сентября 2011
Михаил Зощенко на уроках истории в средней школе

Похожие материалы

29 января 2015
29 января 2015
О Георгии Карловиче Вагнере знают многие искусствоведы и знатоки древнерусской культуры. Он является признанным авторитетом, автором более двадцати книг и двухсот статей по древнерусской храмовой скульптуре. 15 лет своей жизни Вагнер провёл в лагерях, где, благодаря работе в КВЧ, много рисовал (несколько его рисунков и живописных работ хранятся в музее Международного Мемориала). В настоящем материале публикуются фрагменты его воспоминаний и некоторые сохранившиеся после заключения зарисовки.
31 марта 2015
31 марта 2015
Воспоминания матерей Братска о погибших на Чеченской войне детях и письма с войны. Работа-победитель Школьного конкурса
15 июня 2009
15 июня 2009
20 апреля 2015
20 апреля 2015
Прекрасные победители, выставка созданных ими проектов памятников «Память о терроре: Сохранить как», неизменные ведущие Шац и Лазарева. Приходите! 29 апреля, московский ТЮЗ.

Последние материалы