Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
10 августа 2011

Устная история. Как проводить интервью?

Рекомендации по подготовке и проведения интервью от европейской ассоциации учителей истории Euroclio.

Устная история (или свидетельства) – это личные рассказы о жизни людей, рассказанные ими самими. Проведение интервью (или интервьюирование) – традиционный метод исследования в различных областях гуманитарного знания, но в особенности, в истории. Устная история основывается на интервью. Аутентичный опыт людей заключён в рассказах. Устная история – один из важнейших методов исторической работы, от Геродота и Тацита до современных исследователей.

С одной стороны, устная история занимается собиранием исторических показаний свидетелей – ведь эти свидетельства фиксируют опыт людей, переданный из первых рук, который становится рабочим материалом для обобщений историка. С другой стороны, человеческая память рассказывает не только о событиях, случившихся в прошлом, но и об отношении людей к этим событиям, об их объяснении социальных связей и ценностей прошедшего времени. Устная история даёт удивительную возможность узнать об отношениях, мотивациях в человеческом поведении.

Каждому есть, о чём рассказать – не только знаменитым и сильным. Собирание жизненных историй старшего поколения – это своеобразный способ связи людей разных возрастов, культур, языков и стран, а также это удивительный шанс осознать уникальность и важность каждого человека. Интервью также даёт возможность понять и разделить ценности предыдущего поколения, включающего наших родителей, бабушек и дедушек, соседей, тех, кто живёт рядом. Ещё одно достоинство свидетельств – они являются уникальным источником сведений о повседневной жизни, социальной атмосфере, микроистории. Они дают хорошую возможность посмотреть, как официальная история отразилась в повседневной жизни простых людей, повлияла на их взгляды.

В методах устной истории существуют серьёзные ограничения:

  • она применима к событиям, которые хранятся в памяти одного-двух поколений, не больше;
  • респонденты имеют выборочные воспоминания об интересующих историка событиях;
  • устная история даёт только личный взгляд на прошлое;
  • на свидетельства может оказать своё влияние доминирующая идеология, а политическая ситуация – на оценку событий или периода в целом;
  • сами свидетели могут иметь стереотипы и предрассудки, которые влияют на рассказанные ими истории;
  • есть профессиональная сложность в сравнении свидетельств с другими типами источников.

Выбор типа и содержания интервью связан с исследовательским интересом историка. Хорошо выстроенные интервью способны пробудить воспоминания. Во время подготовки к проведению интервью очень важно осознавать, что за информацию вы собираетесь получить. Исследователь, с одной стороны, должен придерживаться заданных рамок (например, если он ставит задачу провести структурное или биографическое интервью), и с другой стороны, учитывать выбор своего собеседника.

Интервьюер должен принимать во внимание, что, возможно, выбранная тема имеет болезненные или нейтральные аспекты для собеседника, что во время интервью необходимо слышать и часто сочувствовать собеседнику; важно подготовить необходимое оборудование для записи.

Каким требованиям должен отвечать возможный респондент:

  • желание говорить открыто и говорить для записи;
  • желание вспоминать прошлое;
  • наблюдательность и хорошая память на детали;
  • возможность соотносить жизненный свой опыт с прошлым общества и страны в целом;
  • толерантность (то есть отсутствие фанатичной приверженности определённым взглядам в ущерб другим позициям).

Руководство к проведению интервью

Самый простой способ найти респондента – опросить друзей или членов семьи. Хорошо знакомые люди часто имеют интересную биографию. Замечательно, если есть люди, хранящие семейный архив, любящие местную историю, работавшие в местных газетах и т.д.

Всегда начинайте с предварительного интервью. В идеале предварительное интервью нужно провести за день-два до настоящего исследовательского интервью.

  • Предварительное интервью позволит вам познакомиться с собеседником и с теми вопросами, о которых вы будете говорить.
  • Оно даёт вам и вашему респонденту возможность привыкнуть друг к другу и к ситуации интервью.
  • Предварительное интервью позволяет сэкономить время, т.к. на этой стадии вы можете найти интересные моменты, на которых, возможно, следует остановиться в основном интервью.

Уважайте человека, с которым вы проводите интервью. Вполне нормально, если во время предварительного интервью человек не захочет ответить на все ваши вопросы. Не давите. Ключ к успешному интервью заключается в создании доверительной и дружеской атмосфере с самого начала и во время записи. Отношения респондента и интервьюера основываются на первом контакте. Во время проведения интервью необходимо балансировать между фамильярным и чересчур официальным стилем, чувствуйте и выказывайте уважение и дружеское участие к человеку, который рассказывает вам о своей жизни.

Заранее подготовьте список вопросов и покажите его своему собеседнику до того, как вы будете записывать. Это позволит ему подумать об ответах и задать вам вопросы до того, как вы начнёте.

Делайте заметки. Всегда имейте под рукой принадлежности для письма. Проговаривая свою историю, особенно, то, что касается прошлого, ваш интервьюируемый всегда может отвлечься. Вы не хотите останавливать эти отступления, но не хотите и сбиться с темы. Ваши заметки помогут вам мысленно вернуться назад и задать нужные вопросы, которые вернут нить повествования. Заметки помогут вам также сформулировать хорошие уточняющие вопросы.

После получения согласия на интервью, интервьюер должен подготовить и принести на встречу паспорт для интервью (cм. прикреплённый документ в конце статьи). Особенно важно получить согласие собеседника на разглашение содержания. Если ваш собеседник основывается на документах, фотографиях, материалах из газет и журналов, как-то связанных с обсуждаемыми темами, важно сделать копии этих исторических источников и внести эту информацию в содержательную часть интервью. В данном случае необходимо также получить разрешение на использование этих документов в открытом доступе.

Установите временные пределы. Определив время, когда интервью должно завершиться, вы сможете сосредоточиться на предмете, а также оценить, как продвигается интервью. Когда вы проводите интервью с пожилыми людьми, это может быть затруднительно для них, и здесь самоограничение по времени также может помочь.

 

Источник:

How to make an oral history interview? // Euroclio

10 августа 2011
Устная история. Как проводить интервью?
Для скачивания

Похожие материалы

4 октября 2013
4 октября 2013
В канун сочинской Олимпиады и в контексте многочисленных новостей о подготовке самого города и сооружении объектов к зимним играм интересно вспомнить о проведении Московской Олимпиады-1980. Ниже – разговор с очевидцем событий, автором стихотворения «В Москве не будет Олимпийских игр» Борисом Беленкиным.
8 февраля 2011
8 февраля 2011
С конца января по 23 февраля во многих российских школах проходят «Уроки мужества».
17 февраля 2009
17 февраля 2009
Стипендиальный конкурс фонда Михаила Прохорова проводится среди лауреатов Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век» в рамках благотворительного проекта для студентов высших учебных заведений.
24 июня 2015
24 июня 2015
Закончился XVI ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век», проводимый Международным Мемориалом. Финалисты конкурса, авторы самых глубоких исследований, были приглашены в Москву на церемонию награждения и школу-академию. По традиции, финалистам предложили написать небольшое эссе, тема которого в этом году звучала так – «Нужны ли памятники жертвам репрессий? Если да, то какими они должны быть?»

Последние материалы