Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
10 августа 2011

Как работать с карикатурами?

Карикатура Иллингворта, иллюстрирующий, как план Маршалла был воспринят в разных странах Европы в 1947 г. Источник: historiana.eu

Карикатура — визуальный источник, основанный на юморе и или иронии. Карикатуры являются частью европейской исторической культуры, начиная с 14 – 15 вв., и сейчас они являются важной составляющей исторического обучения.

Карикатуры – чрезвычайно выразительный визуальный источник. Юмор и ирония помогают автору выразить идеи, которые подчас небезопасны или неразумны с политической точки зрения. Ценность карикатур для историка заключается в том, что они отражают умонастроения людей определённого времени. Они представляют проблемы современности в форме беглых зарисовок.

Необходимо учитывать, что художник-карикатурист исходит из того, что его зрители полностью знакомы с проблематикой, которой посвящена его работа. Из-за своей метафоричности и многозначности, карикатура как источник часто требует дополнительного пояснения. Это требует от учителя дополнительной подготовки.

Что касается исторической интерпретации, важно понимать, что художник-карикатурист исключительно редко остаётся беспристрастным, а в его задачи входит представить главное – свою точку зрения. С помощью художественных средств он создаёт положительное или отрицательное впечатление, часто основанное на стереотипах.

Работая с карикатурами, необходимо придерживаться следующих правил:

Описание:

  • Опишите образы, персонажей, задний план.
  • С помощью каких художественных созданы эти образы и персонажи.

Интерпретация:

  • Посмотрите на время создания карикатуры. Какому событию и какому времени она посвящена?
  • Узнаёте ли вы персонажей? Почему? Если это реальные фигуры – назовите их и ту роль, какую они играли в то время и в тех событиях, которые сопровождали появление карикатуры.
  • Определите, какие символы использовал художник? Почему он к ним обратился?
  • Какое отношение к персонажам – положительное или отрицательное – выражает карикатура?
  • Как интерпретирует карикатура персонажей? Согласны ли вы с ней?
  • Каковы идеи и политическая позиция автора? Как бы вы их определили?
  • Что вы знаете из других источниках о событиях, которым посвящена карикатура? Как ваше знание взаимосвязано с тем, что вы узнали, благодаря карикатуре?

 

Оригинал: How to work with cartoons? // www.forumhistoriae.sk

Примечание: Эти рекомендации были также опубликованы в книге «История эпохи в глазах индивидуума: Украина и Европа в первой половине XX века»: Нова Доба –Всеукраинская ассоциация учителей истории и социальных наук и Евроклио – Европейская ассоциация преподавателей истории, 2004.

10 августа 2011
Как работать с карикатурами?

Похожие материалы

6 сентября 2011
6 сентября 2011
17 и 24 сентября в 10.00 состоится историко-образовательный методический семинар для учителей, студентов и старшеклассников
17 декабря 2012
17 декабря 2012
9 декабря в Москве состоялся педагогический семинар для учителей, чьи ученики становились финалистами школьного конкуса «Человек в истории. Россия – ХХ в.». Одно из мероприятий было посвящено обсуждению недавно изданной на русском языке книги Тода Штрассера «Волна». Дискуссию провела главный редактор издательства «Самокат» Ирина Балахонова.
15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.

Последние материалы