Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
10 августа 2011

Как работать с карикатурами?

Карикатура Иллингворта, иллюстрирующий, как план Маршалла был воспринят в разных странах Европы в 1947 г. Источник: historiana.eu

Карикатура — визуальный источник, основанный на юморе и или иронии. Карикатуры являются частью европейской исторической культуры, начиная с 14 – 15 вв., и сейчас они являются важной составляющей исторического обучения.

Карикатуры – чрезвычайно выразительный визуальный источник. Юмор и ирония помогают автору выразить идеи, которые подчас небезопасны или неразумны с политической точки зрения. Ценность карикатур для историка заключается в том, что они отражают умонастроения людей определённого времени. Они представляют проблемы современности в форме беглых зарисовок.

Необходимо учитывать, что художник-карикатурист исходит из того, что его зрители полностью знакомы с проблематикой, которой посвящена его работа. Из-за своей метафоричности и многозначности, карикатура как источник часто требует дополнительного пояснения. Это требует от учителя дополнительной подготовки.

Что касается исторической интерпретации, важно понимать, что художник-карикатурист исключительно редко остаётся беспристрастным, а в его задачи входит представить главное – свою точку зрения. С помощью художественных средств он создаёт положительное или отрицательное впечатление, часто основанное на стереотипах.

Работая с карикатурами, необходимо придерживаться следующих правил:

Описание:

  • Опишите образы, персонажей, задний план.
  • С помощью каких художественных созданы эти образы и персонажи.

Интерпретация:

  • Посмотрите на время создания карикатуры. Какому событию и какому времени она посвящена?
  • Узнаёте ли вы персонажей? Почему? Если это реальные фигуры – назовите их и ту роль, какую они играли в то время и в тех событиях, которые сопровождали появление карикатуры.
  • Определите, какие символы использовал художник? Почему он к ним обратился?
  • Какое отношение к персонажам – положительное или отрицательное – выражает карикатура?
  • Как интерпретирует карикатура персонажей? Согласны ли вы с ней?
  • Каковы идеи и политическая позиция автора? Как бы вы их определили?
  • Что вы знаете из других источниках о событиях, которым посвящена карикатура? Как ваше знание взаимосвязано с тем, что вы узнали, благодаря карикатуре?

 

Оригинал: How to work with cartoons? // www.forumhistoriae.sk

Примечание: Эти рекомендации были также опубликованы в книге «История эпохи в глазах индивидуума: Украина и Европа в первой половине XX века»: Нова Доба –Всеукраинская ассоциация учителей истории и социальных наук и Евроклио – Европейская ассоциация преподавателей истории, 2004.

10 августа 2011
Как работать с карикатурами?

Похожие материалы

26 декабря 2016
26 декабря 2016
Моего дедушку ночью на крытой машине увезли в Миллерово как кулака. Он ведь заведовал мельницей, которая принадлежала его отцу.Бабушка обежала всех жителей. Два самых умных мужика пошли на Ивановку, в сельсовет. Взяли справку о составе семьи, о том, что он работает на мельнице на общественных началах, и дедушку вернули обратно.
6 марта 2017
6 марта 2017
Музей обороны и блокады Ленинграда выпустил сборник статей по работе с одной из самых сложных тем в школьном курсе истории – Блокаде Ленинграда. «УИ» публикуют электронный вариант сборника-методички вместе с фрагментом вступительной статьи от А. Д. Раппопорт и Н. Г. Шейко.
22 ноября 2013
22 ноября 2013
«Маус» получил награды и премии, породил массу критических статей, стал крайне популярен среди американских интеллектуальных тинейджеров и молодежи, на его основе в США снят сериал. В 2013 году графический роман «Маус» появился на русском языке в издательстве «Corpus». 30 ноября издание представит на «Non/Ficition» Сергей Кузнецов.
29 января 2015
29 января 2015
О Георгии Карловиче Вагнере знают многие искусствоведы и знатоки древнерусской культуры. Он является признанным авторитетом, автором более двадцати книг и двухсот статей по древнерусской храмовой скульптуре. 15 лет своей жизни Вагнер провёл в лагерях, где, благодаря работе в КВЧ, много рисовал (несколько его рисунков и живописных работ хранятся в музее Международного Мемориала). В настоящем материале публикуются фрагменты его воспоминаний и некоторые сохранившиеся после заключения зарисовки.

Последние материалы