Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
10 августа 2011

Как работать с фотографиями?

© Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland
Фотография с Нюрнбергского трибунала. © Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland

Фотографии – возможно, наиболее привлекательный источник на уроках истории. С начала 19 века фотографии поставляют нам огромное число правдоподобных визуальных образов, связанных с различными аспектами истории, включая социальную жизнь, войны, портреты, технические изобретения, политические события и т.д.

С одной стороны, будучи визуальными источниками, фотографии предлагают учащимся информацию в более привлекательной форме, чем тексты, хотя бы даже потому, что воспринимаются они гораздо проще, чем длинные и сложные письменные источники.

С другой стороны, фотографии необходимо «вопрошать», чтобы их понять. Без тщательного анализа даже самые интересные фотографии могут остаться закрытыми для исторического исследования. Другими словами, необходимо поставить вопросы и задания, которые помогли бы фотографии «рассказать историю».

Вот примерный алгоритм работы с фотографией:

  • Опишите, что вы видите на фотографии. Пожалуйста, уделите достаточно времени такому описанию – даже мельчайшая деталь может иметь большое значение.
  • Какие объекты запечатлены на фотографии? Какие из них, по вашему мнению, автор хотел выделить? Почему?
  • Что делают люди, представленные на фотографии?
  • Обратите особое внимание, если люди, изображённые на фото, специально принимают позу. Подумайте, почему именно в этом месте и именно в это время появился человек с фотоаппаратом?
  • Содержится ли в фотографии текстовая информация: плакаты, реклама, подписи?
  • Если время снимка неизвестно, постарайтесь всеми возможными способами выяснить возможное время его появления.
  • Всегда принимайте во внимание, как фотография связана с другими источниками информации (текстами, статистическими сведениями, мультипликацией и т.д.), и постарайтесь сформулировать общую идею.
  • Если разные источники друг другу противоречат, постарайтесь разобраться, почему так происходит. Какую новую информацию можно извлечь из противоречия источников? Какой из них кажется вам наиболее достоверным и почему?
  • Какую максимальную информацию можно получить, рассматривая фотографию? На какие вопросы фотография не может ответить? Какая информация отсутствует?

 

Источник:

How to work with photos? // Euroclio

Дополнительные материалы:

Альф Людтке. Как работать с историческими фотографиями. Интерпретация изображений

10 августа 2011
Как работать с фотографиями?

Похожие материалы

22 января 2014
22 января 2014
Сборник работ лауреатов Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век» 2000–2013 годов. Работы, основанные на воспоминаниях, письмах, дневниках и альбомах советских и российских военнослужащих, рассказывают о службе в советской и российской армии в мирное время и в периоды вооруженных конфликтов в Афганистане и на Северном Кавказе.
18 августа 2011
18 августа 2011
В сборник включены школьные работы, отобранные из десяти тысяч сочинений, пришедшие на Всероссийский исторический конкурс «Человек в истории. Россия – XX век» в 2005 – 2007 гг
23 мая 2016
23 мая 2016
Эта работа посвящена судьбам представителей интеллигенции нашего города в 1920-х – начале 1930-х годов. Показать положение, в котором оказались эти люди, мы решили через историю профессоров Донского Политехнического Института. Власть пыталась сломить их, потому что ей казалось, что они самим фактом своего существования уже представляют для нее угрозу.
20 апреля 2015
20 апреля 2015
Прекрасные победители, выставка созданных ими проектов памятников «Память о терроре: Сохранить как», неизменные ведущие Шац и Лазарева. Приходите! 29 апреля, московский ТЮЗ.

Последние материалы