Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
9 августа 2011

Как работать с визуальными источниками?

Фарфоровый сервиз. 1945 г. Фабрика Фюстенберга (Германия). © Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland

В результате «визуального поворота» в исторической культуре чрезвычайно увеличилось число визуальных импульсов на уроках истории (рисунки, фотографии, живописные работы и т.д.).

Чтобы удостовериться, что все эти импульсы не только иллюстрируют историю, но действительно становятся визуальными источниками, необходимо сопроводить их вопросами и заданиями.

Ниже вы найдёте несколько общих советов по работе с визуальными (или иконическими) историческими источниками.

  • Кто автор иконического источника?
  • Какие цвета преобладают в визуальном источнике?
  • Есть ли что-то на обратной стороне?
  • Что находится на переднем и заднем плане?
  • Где расположены люди или объекты? Каково их расположение (слева, справа, вверху, внизу)?
  • Изображены ли люди? Какую роль в визуальном источнике играет их возраст?
  • Каково отношение автора к содержанию визуального источника (предпочтение, критика и т.д.)?
  • Каковы реалистические черты источника?
  • Что в изображаемом выходит за реалистические границы?
  • Какие настроения / чувства / эмоции / впечатления вызывает визуальный источник лично у вас?
  • Содержит ли визуальный источник какое-то открытое сообщение? Если да, каково оно?
  • Содержит ли визуальный источник скрытое сообщение? Если да – какое?
  • Что означал визуальный источник для тех, кто мог его видеть в то время, когда он был создан?
  • Что значит он для тех, кто видит его сегодня?
  • Какова разница между современной («тогда») и временной («сейчас») интерпретацией этого визуального источника?

Источник:

How to work with visual sources? // Euroclio

9 августа 2011
Как работать с визуальными источниками?

Похожие материалы

30 марта 2015
30 марта 2015
Участница Школьного конкурса, Валерия Швец, — о войне в Чечне, следе, который она оставила в жизни солдат, и судьбах участников боевых действий из Углича
7 ноября 2014
7 ноября 2014
Хара-Усун. Небольшой хутор в калмыцкой степи. Уже давно он прекратил свое существование. Хотя по административному делению хутор относился к Ростовской области, но до Ростова было почти 500 км, до Волгограда – 300, а до Элисты – около 70. Здесь жила большая семья Сергея Павловича Скрынникова и Акулины Лазаревны, в ней родилось 6 мальчиков и одна девочка.
29 января 2015
29 января 2015
О Георгии Карловиче Вагнере знают многие искусствоведы и знатоки древнерусской культуры. Он является признанным авторитетом, автором более двадцати книг и двухсот статей по древнерусской храмовой скульптуре. 15 лет своей жизни Вагнер провёл в лагерях, где, благодаря работе в КВЧ, много рисовал (несколько его рисунков и живописных работ хранятся в музее Международного Мемориала). В настоящем материале публикуются фрагменты его воспоминаний и некоторые сохранившиеся после заключения зарисовки.
11 октября 2016
11 октября 2016
Михаил Мельниченко о перезапуске «Прожито», новых горизонтах проекта, роли дневников в образовании, личном отношении к личным текстам и выходе в оффлайн