Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
9 августа 2011

Как работать с визуальными источниками?

Фарфоровый сервиз. 1945 г. Фабрика Фюстенберга (Германия). © Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland

В результате «визуального поворота» в исторической культуре чрезвычайно увеличилось число визуальных импульсов на уроках истории (рисунки, фотографии, живописные работы и т.д.).

Чтобы удостовериться, что все эти импульсы не только иллюстрируют историю, но действительно становятся визуальными источниками, необходимо сопроводить их вопросами и заданиями.

Ниже вы найдёте несколько общих советов по работе с визуальными (или иконическими) историческими источниками.

  • Кто автор иконического источника?
  • Какие цвета преобладают в визуальном источнике?
  • Есть ли что-то на обратной стороне?
  • Что находится на переднем и заднем плане?
  • Где расположены люди или объекты? Каково их расположение (слева, справа, вверху, внизу)?
  • Изображены ли люди? Какую роль в визуальном источнике играет их возраст?
  • Каково отношение автора к содержанию визуального источника (предпочтение, критика и т.д.)?
  • Каковы реалистические черты источника?
  • Что в изображаемом выходит за реалистические границы?
  • Какие настроения / чувства / эмоции / впечатления вызывает визуальный источник лично у вас?
  • Содержит ли визуальный источник какое-то открытое сообщение? Если да, каково оно?
  • Содержит ли визуальный источник скрытое сообщение? Если да – какое?
  • Что означал визуальный источник для тех, кто мог его видеть в то время, когда он был создан?
  • Что значит он для тех, кто видит его сегодня?
  • Какова разница между современной («тогда») и временной («сейчас») интерпретацией этого визуального источника?

Источник:

How to work with visual sources? // Euroclio

9 августа 2011
Как работать с визуальными источниками?

Похожие материалы

14 февраля 2011
14 февраля 2011
Конкурс «Уроки Сахарова. «Мир. Прогресс. Права человека» проводится с 1.02.11 по 15.04.11; работы принимаются до 01.04.2011 г
19 января 2014
19 января 2014
20 июля 2014
20 июля 2014
«Уроки истории» продолжают разговор о прошлом и настоящем исторической науки в России в рубрике «Политика, опрокинутая в прошлое». На этот раз речь не столько о методологических подходах, сколько об организационном оформлении исторической науки в России.
1 декабря 2014
1 декабря 2014
Начало первой войны мне запомнилось тем, как по ночам самолеты сбрасывали на город много светящихся «фонариков». Утром следующего дня мы собирали эти «фонарики» в огороде, на улице, во дворе и на полях. Некоторые висели, зацепившись на деревьях и проводах. Это были металлические цилиндры, подвешенные на маленьких оранжевых парашютах. Как нам объяснили позже, это было психологическое воздействие, чтобы вынудить население покинуть город.

Последние материалы