Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
9 августа 2011

Как работать с памятниками?

Памятник покорителям Самотлора. Источник: n-vartovsk.info

Памятники, скульптуры и мемориалы могут быть очень подходящими источниками для работе в школе.

Памятники, скульптуры и мемориалы – физические, материальные трансляторы общественных представлений. Их задача – увековечить исторические события и деятелей прошлого, в то же время исторические события и персонажи, о которых нам напоминают памятники, связаны с определёнными ценностями. Поэтому памятники, скульптуры и мемориалы обычно рассматриваются как репрезентации определённых ценностей.

Посвятить кому-то или чему-то мемориал – значит, отдавать этому должное, распространять убеждение, что это достойно уважения. И наоборот, снос памятника означает, что событие или персонаж, которым он посвящён, потеряли свою значимость в глазах тех, кто принимает решение об возведении памятников.

Политически мотивированное возведение или снос памятников, скульптур, мемориалов – типичный феномен Центральной и Восточной Европы. Это исторический процесс, в ходе которого монументы, скульптуры, мемориалы меняют свои места, сносятся, передаются, переписываются, уничтожаются или в лучшем случае становятся частью музея под открытым небом.

В Центральной и Восточной Европе этим процессом отмечено последнее столетие, и он всё ещё актуален в связи с приходом и уходом политических режимов. Постоянное перемещение памятников, скульптур, мемориалов связано с частой сменой политических режимов в этом географическом пространстве, а также с возникновением новых традиций после таких изменений. За новыми традициями часто приходит отрицание и отказ от традиций старых. И в этом смысле монументы понимаются как средство легитимации нового политического режима, и конечно, легитимации того, что общество приводится в соответствие с новым курсом.

Некоторые мемориалы (абстрактные памятники, обелиски, мемориальные таблички) работают так же, как и скульптуры, с той лишь разницей, что, как правило, их нельзя узнать по внешнему виду – т.е. с первого взгляда не ясно, кому, или чему они посвящены. Все последующие сведения об их содержании нужно извлечь из дополнительной информации, а также из текста, который сопровождает такие мемориалы.

Во время работы с памятниками, скульптурами и мемориалами как материальными источниками исторической информации, можно задать следующие вопросы и проделать следующую аналитическую работу:

о памяти:

  • какому событию, какому человеку посвящён мемориал?
  • когда случилось это событие и когда жил этот человек?

о месте:

  • где расположен памятник?
  • каково окружение этого места?
  • почему этот конкретный мемориал стоит там, где он стоит?

о времени:

  • когда мемориал был построен, установлен?
  • когда он был открыт?
  • как он выглядел раньше, как он выглядит сегодня?
  • что в нём изменилось, или, возможно, в нём ничего не менялось?

о внешнем виде:

  • каковы визуальные образы мемориала?
  • какова его символика?
  • каковы параметры / размеры мемориала?
  • из какого материала он сделан?

о публичном пространстве:

  • кем был воздвигнут мемориал?
  • откуда осуществлялось финансирование на его создание и установку?
  • кто отвечает за установку или демонтирование памятников?
  • почему мемориалы играют важную роль в политике?
  • каковы были исторические обстоятельства, связанные с созданием мемориала?
  • какие важные события случились, когда монумент был создан?
  • почему памятники, установленные в зонах, характеризующихся смешанным этническим составом, становятся инструментами конкуренции этносов?
  • почему мемориалы считаются средством «переписывания» истории?
  • Соберите более подробную информацию о мемориале, памятнике или скульптуре.
  • Подумайте, как изменились мемориалы вашей страны после смены политического строя?
  • Почему, как вы думаете, некоторые история характеризуют публичные действия, связанные с памятниками, как «политику мёртвых трупов»?

 

Источник:

How to work with monuments? // Euroclio

9 августа 2011
Как работать с памятниками?

Похожие материалы

26 декабря 2016
26 декабря 2016
«Кулакам и частникам / мы могилу выроем. / По деревням всех крестьян / мы кооперируем!» Вопрос, почему именно эта рифмовка сохранилась в памяти, дает один ответ: могилы вырыли многим… Такое, очевидно, не забудешь!
17 ноября 2009
17 ноября 2009
Доктор исторических наук и профессор РГГУ Галина Ивановна Зверева рассказала о возможностях внеклассной работы школьников (опираясь на опыт исторического конкурса для старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век») и о том, что даёт школьнику многомерная картина истории. Ниже – конспект семинара с учителями Конкурса: об истории как полноте опыта, составлении вопросника к интервью, микроистории и горизональных связях.
6 июля 2016
6 июля 2016
Немцы не задерживали беглецов, но дубинками и прикладами давали им на дорогу последний показательный урок своей философии «расового мифа»; по ту сторону демаркационной линии в длинных тулупах, буденовских остроконечных шлемах и со штыками наголо стояли стражники «классового мифа», приветствуя скитальцев, бегущих на землю обетованную, спущенными с поводка овчарками или огнем ручных пулеметов.
26 декабря 2016
26 декабря 2016
Ссыльных было в Абане очень много, но абанцы не просто с сочувствием относились к этим бедно одетым людям, живущим в каких-то халупах, бравшимся за любую работу, чтобы прокормиться, но относились с большим уважением к ним и помогали им, чем могли. Сибиряки всегда оценивали человека не по статусу, а по его душевным качествам. Мы понимали, что многие репрессированные люди не рассказывали о своем дворянском происхождении.

Последние материалы