Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
9 августа 2011

Как работать с памятниками?

Памятник покорителям Самотлора. Источник: n-vartovsk.info

Памятники, скульптуры и мемориалы могут быть очень подходящими источниками для работе в школе.

Памятники, скульптуры и мемориалы – физические, материальные трансляторы общественных представлений. Их задача – увековечить исторические события и деятелей прошлого, в то же время исторические события и персонажи, о которых нам напоминают памятники, связаны с определёнными ценностями. Поэтому памятники, скульптуры и мемориалы обычно рассматриваются как репрезентации определённых ценностей.

Посвятить кому-то или чему-то мемориал – значит, отдавать этому должное, распространять убеждение, что это достойно уважения. И наоборот, снос памятника означает, что событие или персонаж, которым он посвящён, потеряли свою значимость в глазах тех, кто принимает решение об возведении памятников.

Политически мотивированное возведение или снос памятников, скульптур, мемориалов – типичный феномен Центральной и Восточной Европы. Это исторический процесс, в ходе которого монументы, скульптуры, мемориалы меняют свои места, сносятся, передаются, переписываются, уничтожаются или в лучшем случае становятся частью музея под открытым небом.

В Центральной и Восточной Европе этим процессом отмечено последнее столетие, и он всё ещё актуален в связи с приходом и уходом политических режимов. Постоянное перемещение памятников, скульптур, мемориалов связано с частой сменой политических режимов в этом географическом пространстве, а также с возникновением новых традиций после таких изменений. За новыми традициями часто приходит отрицание и отказ от традиций старых. И в этом смысле монументы понимаются как средство легитимации нового политического режима, и конечно, легитимации того, что общество приводится в соответствие с новым курсом.

Некоторые мемориалы (абстрактные памятники, обелиски, мемориальные таблички) работают так же, как и скульптуры, с той лишь разницей, что, как правило, их нельзя узнать по внешнему виду – т.е. с первого взгляда не ясно, кому, или чему они посвящены. Все последующие сведения об их содержании нужно извлечь из дополнительной информации, а также из текста, который сопровождает такие мемориалы.

Во время работы с памятниками, скульптурами и мемориалами как материальными источниками исторической информации, можно задать следующие вопросы и проделать следующую аналитическую работу:

о памяти:

  • какому событию, какому человеку посвящён мемориал?
  • когда случилось это событие и когда жил этот человек?

о месте:

  • где расположен памятник?
  • каково окружение этого места?
  • почему этот конкретный мемориал стоит там, где он стоит?

о времени:

  • когда мемориал был построен, установлен?
  • когда он был открыт?
  • как он выглядел раньше, как он выглядит сегодня?
  • что в нём изменилось, или, возможно, в нём ничего не менялось?

о внешнем виде:

  • каковы визуальные образы мемориала?
  • какова его символика?
  • каковы параметры / размеры мемориала?
  • из какого материала он сделан?

о публичном пространстве:

  • кем был воздвигнут мемориал?
  • откуда осуществлялось финансирование на его создание и установку?
  • кто отвечает за установку или демонтирование памятников?
  • почему мемориалы играют важную роль в политике?
  • каковы были исторические обстоятельства, связанные с созданием мемориала?
  • какие важные события случились, когда монумент был создан?
  • почему памятники, установленные в зонах, характеризующихся смешанным этническим составом, становятся инструментами конкуренции этносов?
  • почему мемориалы считаются средством «переписывания» истории?
  • Соберите более подробную информацию о мемориале, памятнике или скульптуре.
  • Подумайте, как изменились мемориалы вашей страны после смены политического строя?
  • Почему, как вы думаете, некоторые история характеризуют публичные действия, связанные с памятниками, как «политику мёртвых трупов»?

 

Источник:

How to work with monuments? // Euroclio

9 августа 2011
Как работать с памятниками?

Похожие материалы

15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.
24 июня 2015
24 июня 2015
Закончился XVI ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век», проводимый Международным Мемориалом. Финалисты конкурса, авторы самых глубоких исследований, были приглашены в Москву на церемонию награждения и школу-академию. По традиции, финалистам предложили написать небольшое эссе, тема которого в этом году звучала так – «Нужны ли памятники жертвам репрессий? Если да, то какими они должны быть?»
7 июля 2016
7 июля 2016
Смерть не просто присутствует в моем детстве, смерть гуляла по моему детству как полная хозяйка и делала с моей душой все, что ей было угодно, я даже толком не знаю и не узнаю, что она с ней сделала... Что такое для меня война, гетто, что такое для меня быть евреем? Что такое для меня моя биография, моя жизнь, моя душа, мое сознание, мое мышление? Это, прежде всего, взаимоотношения моей детской души со смертью
21 ноября 2016
21 ноября 2016
В сборник вошли работы российских школьников – лауреатов нашего конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» 2016 года, посвященные событиям Первой и Второй мировой войны, репрессиям в СССР, отношениям церкви и государства, судьбам советских и российских деревень.

Последние материалы