Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
31 марта 2011

Музей будущего, посвящённый прошлому. Музей прав человека (Виннипег, Канада)

Проект музея. Источник изображения: archi.ru

Музей прав человека, который планируют построить к 2012 году, должен будет стать «мировым центром изучения прав человека». Это большой канадский национальный проект: его целевая аудитория – канадская молодежь, планируется, что посещать его будут все школьники (только на предварительное изучение по программе будет отводиться 18 часов). Кроме того, это будет и обучающий центр для полицейских и военных, у которых должен произойти пересмотр ценностей: вместо принципа борьбы и провостояния преступникам и врагам они должны руководствоваться защитой прав человека.

Архитектурная концепция музея:

«Работа Предока <Антуан Предок – американский архитектор, выигравший конкурс на проект здания музея> построена на противопоставлении противоположностей: света и тени, невесомости и материальности камня, блестящей и матовой поверхностей, земли и неба. Общая композиция передает и стремление вверх, и укорененность в базовых ценностях борьбы за соблюдение прав человека».

официальный сайт музея

Общая идея:

Музей должен стать документационным центром, посвященным истории развития защиты прав человека (Lynn Hunt: Inventing Human Rights /Изобретение прав человека). Он будет рассказывать о довольно простых вещах, которые оказывались связаны со сложными проблемами: мы все разные, но должны жить вместе; есть история угнетения и есть история сопротивления. Современные принципы защиты прав человека возникли как отклик на события холокоста (на «преступление против человечности»). Важно признавать позитивные и негативные исторические сюжеты и опыты, в том числе несправедливость, проявленную по отношению к отдельным группам людей. Получается, что права человека касаются каждого.

В будущем музее разрабатываются следующие формы работы:

  • форумы;
  • «театр опыта» (не знаний!) с участием посетителей;
  • истории (а не информация!) из жизни (это вообще важная черта современного музея: люди не хотят попасть в трехмерный и навороченный учебник по истории, им интересны человеческие истории; музей теперь ищет не столько вещи, сколько рассказы, истории, сюжеты, стоящие за вещами; история становится единицей музейной коммуникации)
  • рассказ о правах человека с позиций разных культур.

Довольно отчетливо проявляются принципы будущей экспозиции: рассказ ведется от первого лица, представление исторического сюжета связано с переживанием, опытом, включением, театрализацией.

Новые и старые исторические музеи. Традиционные исторические музеи и экспозиции основываются на очень сильном ресурсе – государственном историческом нарративе. Он долго создавался (около 200 лет), на него затрачено много сил (многие годы на него работали поэты, художники, государственная система образования и т.д.). Национальные исторические музеи – рупор этого большого нарратива, одна из задач которого сплотить сообщество, а в конечном итоге создать, сконструировать нацию (см., например, Бенедикт Андерсен. Перепись, карта, музей // Воображаемые сообщества), а точнее, ее определенный образ. Очень сложно выступать альтернативой по отношению к такому подходу, вечно позитивному взгляду на национальную историю – ведь здесь за спиной традиция, прошлое, поколения и т.д. Такой подход во многом сохраняется и сегодня – он существует в образовании, медиа, сознании людей. Однако на него определенное влияние оказывает новый тип исторических музеев – мемориальные музеи («музеи совести»), которые трансформируют традиционные исторические музеи и подходы к экспонированию. Музей совести, таким образом, оказывается не особым типом исторического музея, а скорее его особым свойством.

31 марта 2011
Музей будущего, посвящённый прошлому. Музей прав человека (Виннипег, Канада)

Похожие материалы

4 июня 2015
4 июня 2015
Мемориальная квартира Кирова – ритуальное нагромождение портретов, медвежьих шкур, «подарков от рабочих», полный гарнитур стульев «здесь сидел Бухарин», и кроватей с кушетками «а здесь лежал Орджоникидзе». Как и в тысячах других постсоветских мемориальных музеев, столовая здесь – повод поговорить о том, что «в пище Киров был неприхотлив, любил печеный картофель, пироги с капустой», впрочем – «за обедом не засиживался, а часть обеденного стола превратил в письменный», в частности, «здесь Киров написал свой последний доклад 1 декабря 1934 года». Вот где-то там, между пирогами с капустой и предсмертным партийным докладом и пролегает сфера нашего интереса к музейной экспозиции.
12 октября 2010
12 октября 2010
Музеем, мемориалом и местом памяти может стать целый город, как это произошло с Хиросимой, подвергшейся первой в истории атомной бомбардировке
3 июля 2012
3 июля 2012
История советского спецлагеря Бухенвальд и судьба заключенных в нем была запретной темой в ГДР. Даже в федеральной республике эта информация стала доступной только в 60-х годах. В академических научных исследованиях история лагеря не играла никакой роли до 1990 года.
21 июля 2015
21 июля 2015
Экспозиция в музее Бухенвальда закрывается, чтобы открыться снова. Придет ли в обновленный музей, когда-то задававший масштаб разговора о трагическом для всей Европы, молодой посетитель, воспитанный новой эстетикой хоррора?

Последние материалы