Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
14 января 2011

Патриотизмом по экстремизму: в России начинается школьная реформа

Урок патриотизма (домашнее задание). Источник фото: photohappy.ru

В 2011 г. будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу уроков патриотизма. Обязанность старших классов теперь – воспитать нравственного и ответственного патриота, а уроки истории должны сформировать «способность противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России»

О реформе старшей школы рассказывает новостной портал newsru.com. О масштабной реформе старшей школы, начинающейся в 2011 г., сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. Ее обсуждение пройдет до 15 февраля, а осуществляться она будет в течение года. От изучения некоторых предметов предполагается отказаться «в пользу воспитания патриотизма». Правда,  «в результате нововведений никакого увеличения нагрузки на школьников не будет — произойдет лишь ее перераспределение», — заверил чиновник. По его мнению, «изменения в школьной программе исходят из тех потребностей, которые складываются в школе».

«Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация ребенка — это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны давать эти ценности. Необходимо уделить внимание тому, чтобы дети воспитывались в школе, и кроме “суммы знаний”, получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни», – приводятся слова главы комитета по культуре.

Таким образом (школьным духовно-нравственным воспитанием) власти собираются бороться, в частности, с уличными конфликтами. Они считают, что благодаря урокам патриотизма в школах молодежь перестанет устраивать несанкционированные акции с погромами. Один из авторов проекта, Александр Кондаков, гендиректор издательства «Просвещение», объясняет необходимость школьного воспитания:

«Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади».

Теперь решено сделать крутой поворот. Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота, а программа отдельных учебных курсов дополнится программой «духовно-нравственного развития и воспитания» (которые предполагается подвергать специальной оценке).

В интернете можно ознакомиться с проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция на 1 декабря 2010 г. – в формате doc), а также с проектом государственного стандарта общего образования (в формате pdf).

Мы приводим два фрагмента из последнего.

<…> Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по общественным должны отражать:

11.2. Общественные науки. Учебный курс «Россия в мире»:

  1. сформированность целостного , многоаспектного образа России в разные периоды истории на основе синтеза обществознания , истории , географии , культурологи и пр.;
  2. сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития как определяющего компонента формирования российской идентичности;
  3. сформированность взгляда на мир глазами гражданина России с точки зрения ее национальных интересов;
  4. сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа;
  5. сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
  6. сформированность способности противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России ;
  7. сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников; владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на основе вариантов дальнейшего развития России

18.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (далее – Программа)

должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и

направлена на:

  • обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорен.нного в духовных и культурных традициях  многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;
  • саморазвитие и самореализацию обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста;
  • <…> формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; экологического мышления, культуры и поведения обучающихся;
  • формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России.

Программа должна обеспечить:

  • формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; учитывающего историко-культурную и этническую специфику
    региона, в котором находится образовательное учреждение, потребности  обучающихся; определяющего в качестве ведущей социально и личностно значимую, творческую деятельность обучающихся, интегрированную с их  учебной и внеурочной деятельностью;
  • формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;
  • осознанное усвоение обучающимися культурных ценностей и духовных традиций своего народа, своей этнической или социокультурной  группы, базовых национальных ценностей российского общества,  общечеловеческих ценностей в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
  • приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;
  • <…> формирование у подростков зрелых социальных компетенций и гражданских ценностных установок, соответствующих их действительным и проектируемым социальным ролям;
  • <…> развитие способности обучающихся адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их; 
  • <…> социализацию обучающихся средствами общественной и коммуникативной деятельности: добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях  творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций; использование позитивных социализирующих возможностей Интернета;
  • социализацию обучающихся средствами трудовой деятельности: целенаправленное участие в профессиональной и инновационной деятельности, добровольное участие в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; деятельность обучающихся в благоустройстве класса, школы, сельского поселения, города;
  • <…> использование обучающимися при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества;
  • осознанное принятие обучающимися ценностей и национальных традиций семейной жизни, осознание значения семьи для успешной и здоровой жизни человека, формирование уважительного отношения к своему роду, забота о его продолжении;
  • формирование готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации; осознанное принятие ценностей служения и защиты Отечества, гражданского долга;
  • <…> готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений;
  • <…> формирование способности самостоятельно поддерживать и укреплять свое здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование технологий современных оздоровительных систем и навыков личной гигиены;
  • осознание глобальных проблем современности, в том числе экологического характера, и своей роли в их решении; значения экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности <…>

Программа должна содержать:

1. цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2. направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, их социализации, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности, формированию экологической культуры, отражающие специфику образовательного учреждения, просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса, потребности участников образовательного процесса;

<…>

8. методику, инструментарий мониторинга и критерии оценки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их социальных компетенций, показателей социальной активности и социальной успешности, профессиональной ориентации, сформированности экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни;

<…>

10. планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Программа разрабатывается педагогическим коллективом
образовательного учреждения при активном участии обучающихся и их родителей (законных представителей). К разработке и реализации Программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться представители общественных институтов.

Дополнительные материалы:

 

14 января 2011
Патриотизмом по экстремизму: в России начинается школьная реформа

Похожие материалы

7 июля 2016
7 июля 2016
Отец открыл дверь в сенцы, а там на чердаке – еврей сосед. Говорит, Иван, я побуду тут до вечера, а потом уйду. Он ведь понимал, что немцы одинаково наказывали и тех, кто давал приют евреям. Да где ж тут, сосед, мы ж люди, брали на себя ответственность. Вечером он ушел. Потом отец ушел набирать картошку из ямы. Открыл дверь, а там тоже, женщина еврейка и двое детей. Она говорит, я уйду, отец не стал и брать картошку
5 января 2015
5 января 2015
К годовщине со дня смерти Надежды Яковлевны Мировой (1928-2009), учительницы русского языка и литературы в московской Пятьдесят седьмой школе, мы публикуем одну из последних её работ - «Жив ли Маяковский сегодня? Пособие для ученика и учителя».
26 апреля 2017
26 апреля 2017
Московская церемония награждения в театре У Никитских ворот закончилась и прошла с успехом, и теперь мы можем, наконец, опубликовать полный список награждённых победителей, а также лучших учителей-наставников 18 конкурса.