Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
8 декабря 2010

Музей Холокоста в Вашингтоне (США)

Фрагмент экспозиции. Источник фото: ushmm.org

Музей холокоста в Вашингтоне стал образцом для многих «музеев совести»; он предлагает посетителям несколько видов опыта: опыт информирования, опыт переживания, а также мемориальный опыт, опыт памяти. Музей выступает в качестве института, соразмерного важной задаче – официального признания «непобедного», негероического исторического события. Музей как государственное учреждение является формой такого официального признания, и одновременно образовательным заведением, хранящим и распространяющим знания об этом событии.

Музейная (выставочная) деятельность сочетается с архивной, исследовательской и образовательной работой; музей действует также как документационный центр и как мемориал. Многие материалы музейной «энциклопедии Холокоста» доступны на русском языке:

В музее существуют разные формы работы с историческими сюжетами: образовательный центр, архив документов и фотоархив, воскресные семейные программы для родителей с детьми в возрасте 8-11 лет, выездные выставки в других городах, офис лекторов.

Задача музея

«Главная задача музея состоит в том, чтобы накапливать и распространять знания об этой беспрецедентной трагедии; сохранить память о тех, кто страдал; и побуждать его посетителей к размышлению над нравственными вопросами, которые ставят перед нами эти трагические события, а также над своими гражданскими обязанностями и ответственностью как граждан демократического государства», — так определяются задачи и смысл музея.

Музей Холокоста как пример «музея совести»

Таким образом, логика появления «музеев совести» такова: случается гуманитарная катастрофа, за ней следует молчание, официальные лица делают вид, что ничего не было, затем появляются люди, которые говорят, что было, что надо признать, и, наконец, правительства многих стран действительно приносят официальные извинения.

Но не все, не перед всеми, не за все.

Память о прошлом через создание переживаний

Музей Холокоста в Вашингтоне с 1993 г. посетило 30 миллионов человек. Большинство посетителей, пришедших в музей впервые, проводят здесь два-три часа. Музей состоит из двух частей – одна обращена ко взрослым, другая – к детям.

Для подобных исторических музеев всегда актуальна проблема: а можно ли вести такой разговор (разговор на «тяжелые темы») с детьми, начиная с какого возраста, как выстраивать диалог? Одно из эффективных (и эффектных) решений этой проблемы – опираться не только на экспонирование документов, но и на создание переживаний.

Вашингтонский музей Холокоста основан на погружении, на проживании опыта жертв Холокоста: посетители проходят по мосту мимо гетто, идут мимо кладбища, видят «Башню лиц» (она построена из довоенных, мирных, семейных фотографий людей, уничтоженных в Прибалтике), слышат голоса узников Освенцима (аудиозапись звучит в коридоре между залами). Представлены товарный вагон, в подобных ему свозили евреев в лагеря со всей Европы, маленькая комнатка Анны Франк, ведущей свой дневник, кладбище вещей и модель крематория.

Сама экспозиция рассчитана на посетителей, начиная с 8-ми лет. Рассказ о Холокосте дается с точки зрения конкретного человека, участника событий: при входе посетителю выдается паспорт реального человека (например, мальчика Даниэля) и дальше разворачивается его личная история Холокоста.

Музей предлагает, по сути, несколько видов опыта: опыт информирования, опыт переживания, а также мемориальный опыт, опыт памяти.

Мемориальный опыт в музее — опыт сопричастности прошлому

Для музея совести важно, чтобы посетитель смог переработать возникшие в музее переживания в позитивный опыт, в ответ на вопрос «Что я могу делать с этим знанием дальше». Он не должен остаться травмированным, расстроенным, необходима возможность некоторого катарсиса. Не только тяжесть, но и облегчение, светлая грусть, ощущение не только ответственности, но и сопричастности. Для этого должен быть предусмотрен музейный сценарий «катарсиса», осмысления произошедшего (произошедшего с миром и произошедшего с ним самим) наедине с собой. Возможные разные варианты: специальный зал, в котором посетитель может зажечь свечку в память о жертвах, формы помощи и участия в музейной и мемориальной работе, формы помощи жертвам. Что касается школьников, то после посещения такого музея, как минимум, нужна дискуссия: она дает возможность высказаться, обсудить увиденное и более глубоко понять.

В американском музее Холокоста существуют две мемориальные зоны:

  • «Зал памяти» с вечным огнем: здесь проходят мемориальные мероприятия, но и любой посетитель может зажечь свечу
  • «Стена детских изразцов» в память о 1,5 миллионов детей-жертв холокоста: американские школьники расписали более трех тысяч изразцов

Репортажи о посещении музея Холокоста в Вашингтоне:

«Увы, прошлое не изменишь, но для тех, кто когда-либо ступил на порог этого музея, будущее изменится навсегда.»
Валерия / Планета Rambler / читать репортаж полностью
«Пройти через Холокост. Как это часто бывает, идиоматика языка точнее и лаконичнее любых попыток описания»
Екатерина Марголис / Русский журнал / читать репортаж полностью
«Другой тип гиппериального диснейлендовского путешествия в прошлое предлагает Мемориальный музей холокоста в Вашингтоне. Парк с аттракционами на тему «прогулка по миру геноцида»
alexandr-fokin / livejournal.com / читать репортаж полностью

Дополнительный ссылки:

 

Похожие материалы

19 марта 2014
19 марта 2014
В рамках проекта «Москва. Места памяти», работающего в «Мемориале» с 2013 года, мы открываем еще один пешеходный маршрут: «Жилищная политика первых лет Советской власти». Приглашаем вас на экскурсию 23 марта.
26 августа 2015
26 августа 2015
Первые депортации евреев были организованы нацистами ещё в 1939 г. Пять тысяч евреев из Чехословакии, Вены и Польши были принудительно выселены в лагерь в Ниско-на-Сане. Вскоре, однако, лагерь был закрыт, и евреев выгнали в советскую зону оккупированной Польши, где их задержал НКВД и приговорил к срокам в лагерях ГУЛАГа.
14 октября 2016
14 октября 2016
«Как-нибудь образуется» - изрек Штепан. Рано или поздно попадется какой-нибудь рыбак и поможет нам починить мотор или просто оттащит нас на тросе. В худшем случае мы проведем следующие 10-12 дней в лодке, пока течение не отнесет нас до Янова Стана за 200 км отсюда.
19 февраля 2015
19 февраля 2015
Уже год назад украинские события освещались языком «Великой Отечественной войны», Майдан представлялся не просто американской интригой, но своего рода реинкарнацией того самого фашизма, победу над которым с 1965 года официально отмечают 9 мая. Эта пропагандистская логика отождествляла современную Россию с Красной армией, победившей нацизм и освободившей Освенцим, и её сегодняшнюю политику – необходимостью защитить мир от нового/старого «фашизма» с Майдана.

Последние материалы