Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
3 декабря 2010

Специальный конкурс «Россия и Польша: свои или чужие» 2010/2011

Казимир Малевич. Крестьяне. 1928-1932 гг. Русский музей

В рамках XII ежегодного Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век» Международного Мемориала и Центра «Карта» (Польша) объявлена специальная номинация «Россия и Польша: свои или чужие»

Российские организаторы конкурса: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева, Союз краеведов России, Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета

Главные цели конкурса:

  • привлечь внимание молодежи и педагогов к проблемам взаимоотношений народов наших стран
  • побудить российских и польских школьников к исследованию различных аспектов российско-польских культурно-исторических связей конца XIX – начала ХХ века
 

Темы конкурсных работ могут быть очень широки:

1. Направление «Краеведение»

  • польские имена и названия на карте моего города/села/района;
  • вклад поляков в социальное и культурное развитие моего города/села/района
  • (образование, медицина, искусство и т.д.);
  • польские могилы на российских кладбищах;
  • история католической общины, костела.

2. Направление «Судьба человека»

  • судьбы поляков в СССР;
  • жизнь и судьба известных людей польского происхождения в СССР (построенные, например, на сравнительном анализе публикаций до и после 1989 г.).

3. Направление «Вторая мировая война»

  • судьбы депортированных и высланных поляков (после 1939 г.);
  • судьбы поляков, эвакуированных в дальние регионы СССР;
  • польские детские дома в СССР по время Второй мировой войны;
  • Польша в воспоминаниях фронтовиков и остарбайтеров (чем отличалась польский уклад жизни, как складывались отношения с местным населением);
  • польские узники нацистских концлагерей в воспоминаниях советских узников;
  • польские формирования в составе Красной армии (Войско Польское);
  • польское Сопротивление немецкой оккупации, действия Армии Крайовой, восстание в Варшавском гетто 1943 г., Варшавское восстание 1944 г. (по литературным произведениям и кинофильмам).

4. Направление «Репрессии»

Работа может быть посвящена судьбе конкретного человека или группы людей в
определенный период (например: «Жертвы польской операции» НКВД 1937-1938
гг.», «Польский этап в Коми в 1941 г.», «Ссыльные поляки в моем районе»).

5. Общество и культура

  • Польша глазами советского человека (воспоминания о Польше после 1945 г., например, советских специалистов, военнослужащих, туристов). В послесталинские годы граждане СССР получили возможность ездить в туристические поездки в страны «народной демократии». Для многих из них знакомство с Польшей стало едва ли не первым опытом знакомства с жизнью за границей. Что удивило или поразило Ваших собеседников? Как эти воспоминания соотносятся с образом Польши в советской печати?
  • восприятие произведений польских писателей и польских кинофильмов, их влияние на советских читателей и зрителей;
  • польская мода и товары в советской повседневности;
  • переписка советских пионеров с польскими харцерами;
  • «Солидарность»: что нам известно об этом общественном движении и его лидерах, об польской общественно-политической жизни 1980-х гг.

Работа может быть посвящена любой другой теме, отвечающей общей идее Специального конкурса.

Источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными:

  • интервью со свидетелями исторических событий
  • опросы (что люди в Вашем городе/селе знают о … напр., о Катынском расстреле, о «Солидарности», о выдающихся поляках, и т.д.)
  • материалы школьных и краеведческих музеев (переписка пионеров СССР и Польши)
  • публикации в местной и центральной печати о Польше и поляках
  • краеведческая литература (места ссылок и лагерей, история кладбищ, костелов, памятников)
  • документы семейных и государственных архивов, т.ч. кино- и фотодокументы

Поиск источников:

В поиске источников Вам могут помочь в польских культурных центрах (если таковые есть), в местных католических общинах.

Типы работ, которые могут быть представлены на конкурс:

  • исследовательская работа, оформленная как научная статья или записанный
  • прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события.
  • систематизированные и проанализированные конкурсантом материалы нескольких интервью по какой-либо из тем
  • электронные презентации
  • рефераты/обзоры публикаций по темам Специального конкурса в региональной и центральной печати
  • видео-интервью и видеофильмы
  • эссе, в основе которых лежит собранный автором материал или прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, посвященные Польше.

Оформление работ: работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:

  • фамилию, имя и отчество автора (полностью),
  • адрес автора и школы с почтовым индексом,
  • класс и номер школы, телефон (автора и школы).

Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя.

Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий.

Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ).

Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.

Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурсдо 28 февраля 2011 (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы на сайте Международного Мемориала «Уроки истории» (www.urokiistorii.ru) в мае 2011 года. Авторов 3 лучших работ и их наставников пригласят в Москву для подведения итогов конкурса и награждения ценными призами.
Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2011 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 10 авторов лучших работ получат возможность принять участие в польско-российской школе лауреатов исторических конкурсов осенью 2011 г. в Варшаве.

Лучшие наставники участников Специального конкурса будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.

Партнеры конкурса:

Конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век» проводится при поддержке Правительства Москвы, Фонда «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонда Михаила Прохорова (РФ), Института «Открытое общество», Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Фонда Фридриха Науманна (ФРГ), Исследовательского Центра «Жизнь и судьба» (Италия)

Адреса и сроки:

Работы на конкурс должны быть отправлены до 28 февраля 2011 года (по почтовому штемпелю) по адресу:

Россия, 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал, «На школьный конкурс»

Бесплатные консультации для участников Специального конкурса «РОССИЯ И ПОЛЬША: СВОИ ИЛИ ЧУЖИЕ»:

Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 17.00)

E-mail: konkurs@memo.ru

Дополнительная информация:

Следите за обновлениями этой страницы — ссылки на материалы по истории российско-польских отношений будут дополняться

3 декабря 2010
Специальный конкурс «Россия и Польша: свои или чужие» 2010/2011

Похожие материалы

11 января 2013
11 января 2013
Данный материал представляет собой видение проблемы польским школьником Марчином Вицковским, который стал финалистом конкурса «Поляки и русские: встречи в ХХ – ХХI вв.» – конкурс организует фонд «Карта» (Варшава).
6 августа 2009
6 августа 2009
17 сентября 1939 г. Красная армия вошла на территорию Польши. К этой дате Международный Мемориал выпускает в 2015 г. поименный сборник биографий жертв Катынского расстрела. В материале – справка Международного Мемориала о расстрелах польских офицеров в 1940 году.
16 апреля 2012
16 апреля 2012
Историк Никита Петров дождался неожиданного ответа из ФСБ: секретные документы, касающиеся расстрела поляков в Августовских лесах (Сувалкский уезд Белостокского воеводства) в 1945 году, рассекретили и прислали ему копии. Urokiistorii публикуют подробный рассказ об этой истории, которую называют «Малой Катынью», и прилагают те самые документы.
6 августа 2009
6 августа 2009
17 сентября 1939 г. Красная армия вошла на территорию Польши. К этой дате Международный Мемориал выпускает в 2015 г. поименный сборник биографий жертв Катынского расстрела. В материале – справка Международного Мемориала о расстрелах польских офицеров в 1940 году.

Последние материалы