Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Россия–Польша: как нам помнить наше прошлое? (II семинар из серии «Клиотерапия»; на примере Варшавского восстания и опыта Польской народной республики)

Дайджест
18 ноября 2010
II семинар проекта «Клиотерапия»: изучение истории на постсоветском пространстве как путь к пониманию и сотрудничеству» был посвящен российско-польским взаимоотношениям и взаимному восприятию на поле исторической памяти. Urokiistorii публикуют полную стенограмму

II семинар проекта «Клиотерапия»: изучение истории на постсоветском пространстве как путь к пониманию и сотрудничеству» был посвящен российско-польским взаимоотношениям и взаимному восприятию на поле исторической памяти и носил название «Россия – Польша: как нам лучше понимать и помнить наше прошлое? Как сделать его рецепцию мостом, а не стеной между странами и остановить войну памятей? На примере Варшавского восстания 1944 г. и опыта Польской народной республики». Urokiistorii публикуют полную стенограмму

Международный семинар провел 18 и 19 октября 2010 г. Клуб Региональной журналистики «Из первых уст» провел (при поддержке Института «Открытое общество» – Фонда Дж. Сороса).

Главной целью проекта была попытка создать пространство диалога для исторических памятей современных российского и польского обществ о таких сложных событиях, как Варшавское восстание 1944 г. и опыт социалистической Польши.

Основная аудитория проекта — школьные учителя, журналисты, студенты — ежедневно сталкиваются с разного рода манипуляциями исторической памятью в рамках так называемой «исторической политики» со стороны своих государств — через государственные и общественные кампании, праздники, церемонии, создание мест памяти — музеев, памятников, мемориалов, издание учебников и т.д. Нередко все это скорее создает напряженность во взаимоотношениях людей друг с другом и плохо способствует цивилизованному диалогу и взаимопониманию между ними. Яркими иллюстрациями таких перекосов является для современной России введение сомнительного праздника 4 ноября, получившего определенную антипольскую и националистическую окраску, а для современной Польши — различные проекты партии «Право и справедливость» братьев Качиньских. Организаторам казалось важным сделать свой небольшой вклад в преодолении такого положения дел.

Для этого, во-первых, надо было услышать друг друга, т.е дать возможность сторонам — ученым, экспертам, общественным деятелям, учителям и журналистам — обстоятельно изложить друг другу свои основные аргументы. Это и было сделано в рамках сессий польского историка, постоянного представителя Польской Академии наук при РАН, профессора М. Волоса («Варшавское восстание 1944 г. в польской исторической памяти») и его российского коллеги, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН В.А. Невежина («Варшавское восстание 1944 г. в современной российской историографии»). Доктора наук ознакомили аудиторию с основным фактическими и историографическим материалом, рассказали о спорных вопросах и проблемах, осветили способы коммеморации событий, ответили на многочисленные вопросы. Интерес аудитории в основном вызывали оценки роли и последствий восстания для дальнейших судеб польского государства и трактовка действий И.В. Сталина и советской армии летом и осенью 1944 г. Сессия с научным сотрудником Музея Варшавского восстания М. Вуйчиком дополнила представления о современной польской «политике памяти», в частности, анализом основных направлений деятельности музея и визуальным рядом. Видеомост с Варшавой был дополнен рассказом присутствовавшей на семинаре сотрудницей Института Адама Мицкевича Е. Домбковской.

Вечером в рамках культурной программы семинара состоялся показ и обсуждение фильма А. Вайды «Канал» (1956 г.), посвященного Варшавскому восстанию (вступительное слово Д. Вирена, сотрудника польского культурного центра в Москве). Основные герои и темы фильма, его шекспировсая трагичность и художественный минимализм произвели глубокое впечатление на участников, о чем многие из них говорили как после фильма, так и на второй день работы семинара.

Во второй день работы семинара обсуждались непростые, но очень актуальные для современной российской и польской сторон проблемы понимания и оценок социалистического наследия — общее и особенное в польском социализме, методы его меморализациии, способы и результаты декоммунизации, проблемы польского сопротивления и т.д. Сессии ведущих специалистов по социалистический Польше, научных сотрудников Института славяноведения и ИНИОНа В.В. Волобуева, А.Ф. Носковой и Л.С. Лыкошиной были посвящены различным аспектам послевоенной польской истории, а комментарии профессора РГГУ Л.Е Горизонтова и Е. Домбковской — оценкам и сравнению польской и российской исторических памятей об этом периоде. А. Ф. Носкова, как член российско-польской комиссии по спорным вопросам, рассказала о ходе уже почти десятилетней работы по преодолению «темных вопросов и белых пятен» во взаимоотношениях историков и архивистов. Участники семинара много спрашивали и выступали, причем в центре дискуссии оказались, с одной стороны, вопросы возможности создания совместного российско-польского учебника истории для школьников, с другой — обсуждение необходимости и возможности взаимных извинений, покаяний стран.

Заключительный круглый стол, продолжавшийся более двух часов, дал возможность всем лекторам и участникам семинара точнее сформулировать и дополнительно прояснить свои позиции. Он был достаточно острым, но столь же и полезным для главной цели — услышать и понять друг друга.

Ирина Карацуба

Ещё можно успеть

Где: Москва, Россия
Заявки до:

Музей «Гараж» (Москва, Россия) принимает заявки на предоставление грантов исследователям, которые пишут о современном искусстве и культуре на русском языке.
Стипендии предоставляются авторам старше 25 лет, пишущим на русском языке. Гражданство заявителя значения не имеет.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Экзетер, Великобритания
Когда: -
Заявки до:

Общество волшебного фонаря (Экзетер, Великобритания) принимает заявки на участие в конкурсе научных работ, а также предметов искусства, посвящённых первым проекторам — волшебным фонарям, слайдам и оптической проекции.
Премия: 300 фунтов и книга из каталога Общества.
Желающие должны прислать заявку на адрес: awards@magiclantern.org.uk.

Где: Регенсбург, Германия
Когда: -
Заявки до:

Научный кампус им. Лейбница (Регенсбург, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций на тему «Европа и Америка в современном мире».
Требования: диплом магистра, знание английского и немецкого языка.
Размер: 1500 евро в месяц. Срок: 18 месяцев (с возможностью продления). Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Гамбье, штат Огайо, США
Заявки до:

Исторический факультет Кеньон-Колледжа (Гамбье, штат Огайо, США) объявляет о вакансии ассистента-профессора по истории Британии.
Желающие должны подать заявку на сайте. Рассмотрение заявок начнётся 18 ноября и продолжится до того времени, пока не будет определён подходящий кандидат.

Где: Экс-эн-Прованс, Франция
Заявки до:

Группа французских учёных готовит публикацию сборника статей, в фокусе которых находится представление о работе в фильмах, литературе и иных медиа. Приветствуется сопоставление французского и немецкого материала, а также кросс-культурный подход в целом.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: nicole.colin-umlauf@univ-amu.fr и catherine.teissier@univ-amu.fr.

Где: Байройт, Германия
Когда: -
Заявки до:

Университет Байройта (Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится проникновение культуры конфиденциального общения, тайного, устного, контекстного знания в культуру американского предпринимательства в конце XIX века.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: conference@archivalgossip.com.

Где: Нью-Йорк, США
Заявки до:

Городской колледж Нью-Йорка объявляет вакансию постдокторанта / ассистента-профессора по американской истории XIX века. Требование: учёная степень.
Желающие должны подать заявку на сайте и прислать необходимые документы на адрес: history@ccny.cuny.edu. Рассмотрение заявок начнётся 25 ноября и продолжится до того момента, пока не будет определён подходящий кандидат.

Где: Дрезден, Германия
Когда: -
Заявки до:

Технический университет (Дрезден, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций в рамках исследовательского поля: «Искусствоведческая образованность как фактор и последствие общественных и культурных изменений».
Требования: высшее образование в гуманитарной / социальнонаучной дисциплине.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: lutz.hagen@tu-dresden.de.

Где: Маастрихт, Нидерланды
Заявки до:

Факультет искусств и социальных наук Маастрихтского университета (Нидерланды) объявляет вакансию ассоциированного профессора по современной европейской истории в глобальном контексте.
Задачи: преподавание, руководство бакалаврскими и магистерскими работами и проведение исследований.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Варшава, Польша
Когда: -
Заявки до:

Германский исторический институт в Варшаве (Польша) организует конференцию, в фокусе которой находится типология центральноевропейских регионов. Какие действующие силы в состоянии сформировать регион?
Организаторы призывают обратить внимание на социальное, религиозное и этническое разнообразие, тематику меньшинств и проблему создания, восприятия и трансфера региональности в Центральной Европе.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: region@dhi.waw.pl.

Где: Цюрих, Швейцария
Когда: -
Заявки до:

Университет Цюриха (Швейцария) организует конференцию, в фокусе которой находится взаимодействие постсоветских государств Средней Азии и Каспийского региона с Россией, Европой, Китаем и между собой, а также их внутренняя социальная динамика в контексте перспективы политических изменений.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: cees@hist.uzh.ch.

Где: Эрдинг, Германия
Когда:
Заявки до:

Музей Эрдинга (Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится разница в городской и сельской культуре памяти о Второй Мировой войне: в то время как в Берлине увековечена память о жертвах Холокоста, в немецких деревнях военные памятники посвящены, преимущественно, памяти павших немецких солдат и жертвам союзных бомбардировок. Может ли создание электронной культуры Второй Мировой войны помочь немецкому селу по-новому прочувствовать её?
Желающие должны прислать тезисы на адрес: lokalunddigital@erdinger-geschichte.de.