Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
9 сентября 2010

Спецкурс «Репрезентации Холокоста: музеи, памятники, литература, кино» в РГГУ

Посетители перед фрагментом экспозиции музея холокоста Яд Вашем (Израиль). Сама фотография, используемая в СМИ, - пример репрезентации темы холокоста в медиа-пространстве (она используется как иллюстрация к материалам, в которых упоминается эта тема). Источник изображения: delo.si

В Российском гуманитарном государственном университете начинается спецкурс о репрезентациях Холокоста для всех желающих. На нём будут рассматриваться собенности коллективной памяти о Холокосте в Израиле, Германии, США, Восточной Европе и России через ее репрезентации, созданные в различных жанрах: от профессиональной историографии, музейной экспозиции, коллективного ритуала, мемориала, до кинематографа и литературы

Лектор. Курс будет вести историк Ксения Л. Полуэктова (Кример), PhD, докторант Центрально-Европейского Университета (Будапешт, Венгрия), пост-докторант Еврейского Университета в Иерусалиме (Израиль)

Программа и библиография.

«Memory is never shaped in a vacuum; the motives of memory are never pure. The reasons given for Holocaust memorials and the kinds of memory they generate are as various as the sites themselves.»
Джеймс Янг

Настоящий бум в изучении коллективной памяти и «политики памяти», переживаемый исторической дисциплиной в последние десятилетия, привел к появлению целого ряда работ, изучающих иконографию памятников, музеев и мемориалов Холокоста, а также репрезентации истории Второй Мировой войны произведенные в поле массовой культуры: кинематографа, масс-медиа и литературы. Исследования историков и художественных критиков, посвященные «местам», «формам» и «практикам» коллективной памяти, дают представления о мотивах мемориализации исторических травм, о том, с какими намерениям, во имя чего и как мы помним прошлое, о связи рефлексии о прошлом с идеологическими и политическими нуждами настоящего.

В течение семестра планируется исследовать особенности общественной памяти о Холокосте в Израиле, Германии, США, Восточной Европе и России через ее репрезентации-воплощения, созданные в различных жанрах, от профессиональной историографии, музейной экспозиции, коллективного ритуала, мемориала, до кинематографа и литературы. Нас будут интересовать культурные, идеологические, исторические, и политические факторы, определяющие форму и содержание мемориальной культуры в каждом из выбранных нами национальных контекстов, а также отношения между коллективной, «официальной» памятью и памятью частной, личной; между профессиональными («объективными») историческими нарративами, созданными историками, и популярными/художественными интерпретациями истории, произведенными в поле массовой культуры.

Рекомендованы к прочтению:

  • Tom Segev, The Seventh Million: The Israelis and the Holocaust (New York: Owl Books, 2000)
  • Petr Novick, The Holocaust in American Life (Boston and New York: The Mariner Books, 2000)
  • James Young, The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning (New Haven and London: Yale UP, 1993).
  • Ruth Kluger, Still Alive: A Holocaust Girlhood Remembered (New York: Feminist Press, 2001)

Расписание. Все занятия проходят в ауд. 317 ГЗКабинет иудаики» Научной библиотеки РГГУ) по четвергам с 14:00 до 15:30 раз в две недели: 02.09, 16.09, 30.09, 14.10, 28.10, 11.11, 25.11, 09.12, 23.12.

Планы к занятиям

1. Введение. 2/IX/2010

Коллективная память Мориса Хальбвакса – Что такое репрезентация? – Фильм и музей как текст – История терминов («Холокост», «Шоа», «Катастрофа», «Геноцид»,и т.п. ).

2. Израиль: Восприятие Катастрофы и европейских беженцев еврейскими поселенцами Израиля и молодым израильским обществом (1933-1961). 16/IX/2010

Немецкие эмигранты из нацистской Германии –«как агнцы на закланье» – уцелевшие –дело Рудольфа Кастнера (1953-1955) – cуд над Адольфом Эйхманом (1961).

  • Tom Segev, The Seventh Million: The Israelis and the Holocaust (New York: Owl Books, 2000), 113-139, 477-507
  • Яэль Зерубавель,  «Смерть памяти и память смерти: Масада и Холокост  как исторические метафоры» // История и коллективная память. Сборник  статей по еврейской историографии (Москва: Мосты культуры, 2008), 193 -231.
  • Dina Porat, “Attitudes of the Young State of Israel toward the Holocaust and Its Survivors: A Debate over Identity and Values”,  Laurence I. Silberstein (ed.), New Perspectives on Israeli history:  The Early Years of the State (New York: New York University Press, 1991), 157 – 174. 

3. Израиль. Мемориализация Катастрофы: героизм и мученичество. 30/IX/2010

День памяти Катастрофы и героизма (1951) – Яд Вашем (1953) – мемориалы в кибуцах Яд Мордехай и Лоhамей hа-гетаот – серия «приключенческой литературы» Stalag (1960-e) – Момик Давида Гроссмана (1986) – Марш Живых (1988) – Йехуда Элкана «О пользе забвения».

  • James Young, “Israel: Holocaust, Heroism, and National Redemption” in The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning (New Haven and London: Yale UP, 1993), 209-281.
  • Давид Гроссман, Момик // См.СтатьюЛюбовь Пер. с иврита Св. Шенбрунн (Москва: Текст, 2007).
  • Yehuda Elkana, «For Forgetting,” Haaretz, 16 March 1988: 18.

4. ГДР/ФРГ/Австрия. 14/X/2010

Анти-памятники – Память о Третьем Рейхе в ГДР и ФРГ (Мемориал Бухенвальда vs Мемориал Дахау) – Берлинский Еврейский музей (2001) – Памятник «Против Войны и Фашизма» и «Еврей, моющий мостовую» на Альбертинаплатц в Вене (1988).

  • James Young, “Germany: The Ambiguity of Memory” in The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning (New Haven and London: Yale UP, 1993), 17-112.
  • Ruth Kluger, Still Alive: A Holocaust Girlhood Remembered (New York: Feminist Press, 2001) “Vienna”, 13-60 “Germany”, 133-150.
  • *Спектакль «Груз Молчания: Беседы с детьми военных преступников» (по книге Дана Бар-Она) театр им. Йозефа Бойса (место и время будут объявлены дополнительно)

5. США: Холокост в контексте американского правозащитного движения (1955-1968). 28/X/2010

«Identity Politics» –«Ростовщик» [The Pawnbroker”] Сидни Люмета (1965) —  ТВ мини-сериал «Холокост» ( 1978)– Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (USHMM, 1993)

  • Petr Novick, The Holocaust in American Life (Boston and New York: The Mariner Books, 2000), 19-47, 207-281.
  • Edward Linenthal, Preserving Memory: The Struggle to Create America’s Holocaust Museum (New York: Columbia UP, 2001).
  • Alan Mintz, Popular Culture and the Shaping of Holocaust Memory in America (University of Washington Press, 2001).
  • Dorothy Rabinowitz, New Lives: Survivors of the Holocaust Living in America (Lincoln: iUniverse, 1976).
  • Ростовщик [The Pawnbroker], реж. Сидни Люмет (1965)

6. США: Репрезентации Холокоста в популярной или массовой культуре. 11/XI/2010

Комиксы «Maus» Арта Шпигелмана (1986-1991) – «Список Шиндлера» Стивена Спилберга (1993) Феномен «Второго» и «Третьего» поколения / «Second and Third Generation» в мемуарах и массовой культуре – еврейский туризм и паломничество (т.н. heritage tourism) в Восточную Европу

  • Eva Hoffman, After Such Knowledge: Where Memory of the Holocaust Ends and History Begins (Public Affairs, 2004), 75-200.
  • Art Spiegelman, Maus I and II (Pantheon, 1996).
  • Джонатан Сафран Фоер, Полная Иллюминация [Everything is Illuminated] (Москва: Эксмо, 2009)
  • Jack Kugelmass “The Rites of the Tribe: The Meaning of Poland for American Jewish Tourists,”
  • inJack Kugelmass, ed., YIVO Annual, Vol. 21: Going Home (Evanston, IL: Northwestern
  • University Press and the YIVO Institute for Jewish Research, 1993). 

7. Восточная Европа: Польша и Венгрия. 25/XI/2010

Мемориал Натана Рапопорта Варшавскому Гетто – Мемориал Освенцима – Музей Террора в Будапеште (Terror Háza) и постсоветские интерпретации истории Венгрии времен нацисткой и советской оккупации

  • James Young, “Poland: The Ruins of Memory” in The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning (New Haven and London: Yale UP, 1993), 113-208.
  • Ruth Ellen Gruber, Virtually Jewish: Reinventing Jewish Culture in Europe (Berkley, LA, London: University of California Press, 2002).
  • Имре Кертес, Без Судьбы [Sorstalansag] (Москва: Текст, 2007).
  • Шоа , реж. Клод Ланцман(н) (1985)
  • Вкус Солнечного света [Sunshine], реж. Иштван Сабо (1995)
  • Susan Rubin Suleiman, “Anamnesis: Remembering Jewish Identity in Central Europe after Communism. Istvan Szabo’s Sunshine” in Crises of Memory and the Second World War (London and Cambridge, MA.: Harvard UP, 2006), 106-131.
  • Susan Rubin Suleiman, Budapest Diary: In Search of the Motherbook (Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1993).

8. СССР. Изображение Катастрофы советского еврейства в официальной советской историографии, литературе и кино. 9/XII/2010

  • А. Блюм, «Отношение советской цензуры (1940-1946) к проблеме холокоста», Вестник Еврейского Университета в Москве 2 (9), 1995.  
  • Zvi Gitelman, “Politics and the Historiography of the Holocaust in the Soviet Union”, in Gitelman (ed.) Bitter Legacy: Confronting the Holocaust in the USSR (Bloomington and Indianapolis : Indiana University Press, 1997).
  • И.А. Альтман, «Мемориализация Холокоста в России: история, современность, перспективы», Неприкосновенный запас № 2-3 (40-41), 2005.  
  • «Дамский портной», реж. Леонид Горовец (1990).
  • Леонид Терушкин и Туманов, «Холокост в советском и российском кинематографе» И.Альтман (ред.) Холокост на территории СССР: Энциклопедия (Москва: РОССПЭН, 2009), 407-412.
  • *посещение Мемориальной синагоги на Поклонной Горе (время будет согласовано дополнительно)

9. Современная Россия. 23/XII/2010

Репрезентация Холокоста в школьных учебниках истории – Мемориальная Синагога на Поклонной Горе – Холокост в политическом дискурсе, блогосфере, театре и кино.

  • Stella Rock, “Russian Revisionism: Holocaust Denial and the New Nationalist Historiography”, in Patterns of Prejudice, Vol. 35, No. 4, (2001), 64-76. 
  • Павел Полян и Альфред Кох, Отрицание отрицания, или битва под Аушвицем (Москва: Три квадрата, 2008).
  • Ксения Полуэктова-Кример, «The Holocaust in post-Soviet Russian History Text-Books: Texts and Contexts”, [forthcoming for publication].

Контакты. Справки по тел. (495) 250-64-70

Комментарий к фотографии: Посетители перед фрагментом экспозиции музея холокоста Яд Вашем (Израиль). Данная фотография, используемая в разных СМИ, — пример репрезентации темы холокоста в медиа-пространстве (она используется как иллюстрация к материалам, в которых упоминается эта тема). Источник изображения: delo.si

9 сентября 2010
Спецкурс «Репрезентации Холокоста: музеи, памятники, литература, кино» в РГГУ

Похожие материалы

6 мая 2014
6 мая 2014
29 апреля в Москве состоялась церемония награждения финалистов школьного исследовательского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ в.». О работах, занявших призовые места, и о самой церемонии можно узнать ниже.
8 февраля 2011
8 февраля 2011
С конца января по 23 февраля во многих российских школах проходят «Уроки мужества».
7 июля 2016
7 июля 2016
Отец открыл дверь в сенцы, а там на чердаке – еврей сосед. Говорит, Иван, я побуду тут до вечера, а потом уйду. Он ведь понимал, что немцы одинаково наказывали и тех, кто давал приют евреям. Да где ж тут, сосед, мы ж люди, брали на себя ответственность. Вечером он ушел. Потом отец ушел набирать картошку из ямы. Открыл дверь, а там тоже, женщина еврейка и двое детей. Она говорит, я уйду, отец не стал и брать картошку
14 мая 2010
14 мая 2010
27 сентября в Берлине откроется международная передвижная выставка (информация и материалы к ней уже доступны в интернете на русском языке), а в ноябре пройдет междисциплинарная конференция

Последние материалы