Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
2 сентября 2010

«Парк советского периода»: программа выездного занятия со школьниками

Парк скульптур "Музеон". Источник фото: mochaloff.ru/muzeon/

Urokiistorii проводили игру по историческому ориенированию в парке скульптур Центрального Дома Художника. Теперь есть программа выездного урока-семинара по истории со школьниками старших классов: «Места памяти о прошлом в городском пространстве: советские памятники (на примере парка скульптур ЦДХ)». При этом ее можно использовать в работе с советскими памятниками в целом

Ключевые слова: история, память о прошлом и образы истории, места памяти, памятник, артефакт, историческая политика, пространство города

Парк искусств Центрального Дома Художника: справка (см. официальный сайт):

Возникновение. Парк искусств на Крымской набережной создан правительством Москвы и комитетом по культуре г. Москвы в 1992 году. В 1991 г. был проведен демонтаж памятников и монументальной скульптуры с площадей и улиц города. Многие из них были реставрированы и установлены в парке, в частности это такие известные памятники советского периода как памятники Сталину, Дзержинскому, Свердлову и др.

Коллекция. В этом парке расположен единственный в стране музей скульптуры под открытым небом. В коллекции – более 700 авторских работ монументальной и камерной скульптуры. Среди них произведения известных скульпторов советской эпохи – Е.Вучетича (памятник Дзержинскому), В.Мухиной, С.Меркурова (памятник Сталину), О.Комова, З.Виленского, И.Чайкова, а также работы современных авторов.

Исторические темы. Разнообразие экспонатов музея скульптуры позволяет работать с различными историческими сюжетами:

  •  
     
    советские монументальные образы истории (исторический раздел парка формировался из демонтированных памятников советского периода). История России как история первых лиц (портреты «вождей»)
  • советский образ войны (в музее есть специальный раздел, посвященный теме войны, в который вошли скульптуры Е.В.Вучетича «Стоять насмерть», О.С.Кирюхина «Разоружение», В.А.Дронова «Танковый десант», В.И.Мухиной «Требуем мира» и др., а также в качестве памятников выставлены противотанковый еж и военный грузовик). История России как история Победы (побед)

 

 
  •  
     
     
    галерея литературных деятелей. История России как история великой духовности и священных имен («Пушкинский сквер» в парке)

  • за фасадом официальной советской истории; проблема негероических образов. История России как история государственного террора (в 1998 г. на основе переданных в дар произведений скульптора Е.И. Чубарова в парке появился раздел, посвященный жертвам сталинских репрессий).

 
 

Парк скульптуры ЦДХ как исторический артефакт.

Исторический раздел парка скульптуры – уникальное место: это кладбище памятников, своебразная «братская могила» памяти. Памятники не созданы специально для парка, а свезены сюда из разных мест и времен. Артефакт – искусственный, специально созданный объект, изучая который, можно многое понять о его создателях и времени, эпохе создания.

Памятники – это артефакты истории, причем они имеют двойственную природу:

  1. исторические памятники заключают в себе определенный образ истории (т.е. они определенным образом рассказывают об историческом событии / историческом лице, которому они посвящены);
  2. памятники являются историческим продуктом своего времени (т.е. они определенным образом рассказывают о времени своего создания). Чаще всего, памятник, рассказывает гораздо больше именно о своем времени, хотя может казаться, что он рассказывает о глубоком прошлом (см. современные исторические памятники: памятник Петру I Церетели рассказывает о современной Москве гораздо больше, чем о Петре I).

Т.о. в парке скульптуры ЦДХ можно увидеть собрание артефактов советского времени, различить слои истории (памятники историческим фигурам, напр., Сталин, Дзержинский, и эпохам, событиям – гражданская война, НКВД, ВОВ, репрессии, 90-е). Но при этом парк сам по себе также является артефактом – а именно, памятником 90-м годам («лихим 90-м»); сегодня он бы вряд ли появился: в 90-е было возможно собрать целую эпоху в одной точке для визуальной рефлексии (и в символическом и в буквальном смысле: знаменательные и рядовые советские скульптуры были собраны в парке).

Памятник: рассказ, артефакт и образ истории.

Памятник – это объект; он связан одновременно со многими научными дисциплинами (психология — восприятие, математика — чертеж, физика – конструкция (например, «Родина-мать»), химия, история, искусствознание), а также с искусством и идеологией. Кроме того, памятник рассчитан на социальное «взаимодействие» с наблюдателем; в этом смысле можно говорить в связи с памятником о коммуникативной модели: есть адресат (зритель), есть текст или рассказ (нарратив) – это то, о чем «рассказывает» памятник зрителю, и есть принципы взаимодействия / коммуникации – это то, как и какими средствами «рассказывает» памятник (подавление, удивление, информирование, диалог и т.д.; здесь важно также обращать внимание на эмоциональное воздействие памятника, на его цвет, размер и т.д.)

Памятник: кто о чем кому каким образом рассказывает / напоминает (это базовая модель коммуникации, которую нужно научиться выявлять и анализировать).

Можно выстроить схему анализа памятников XX века в парке скульптур ЦДХ (она может быть расширена); анализ проводится в ходе дискуссии, выстроенной вокруг предложенных вопросов:

1. Форма. Составные части памятника: фигура (часть фигуры, несколько фигур, абстракция, аллегория, реальные объекты, напр., противотанковый еж)), постамент, подпись.

2. Содержание. Человеку или событию посвящен памятник? Что можно сказать о персонаже? Если это человек (что вероятнее всего), что это за образ человека: коллективный памятник / индивидуальный (конкретный) / анонимный (например, солдат). Насколько адекватно использование именно этого образа; соответствуют или противоречат друг другу идея и конкретные приемы (например, в памятнике жертвам репрессий: «жертвы репрессий» — анонимные камни). Какие персонажи оказываются «достойными» памяти (политические деятели, литературные фигуры – писатели, поэты (и литературные герои), военные, люди труда)? Значимость памятного события (кто и что достойно стать памятником) и отсутствие важных тем и образов (например, женщиских образов, простых людей, повседневности, негероических сюжетов). Обратите внимание, что памятники потеряли ряд особенностей, оказавшись в парке: постамент, подпись, индивидуальное расположение в городском пространстве; что это изменило в восприятии?. Насколько важен в памятнике принцип реализма? Какие можно встретить в парке «альтернативные» памятники (памятник жертвам репрессий, противотанковый еж)? «Мужская» история: кто обычно становится образом для памятника – мужчина или женщина; какие образы женщин встречаются (крестьянка, Родина, медсестра)? Образ времени в памятниках: прошлое, настоящее (в советских памятниках – памятники Сталину, памятники труду), будущее (утопия). Если не знать ничего об истории, какой исторический сюжет можно воссоздать исключительно по памятнику – сформулируйте это в виде рассказа.

3. Памятник и наблюдатель. Каким образом памятник обращается к наблюдателю? Какую логику передвижения и поведения рядом с собой он диктует, какую логику восприятия? Соразмерен ли он человеку? Возможные ритуалы (напр., возложение венков, митинги и т.д.). Как выполнен памятник сзади, сбоку, на какой зрительский ракурс он рассчитан? Если учитывать, что советская эпоха формировала специфические режимы зрения (часто советский человек должен был уметь видеть несуществующее и не замечать очевидное), что нужно (например, величие, славу, героизм советского человека) и чего не нужно видеть в памятнике (например, негероический образ войны, Сталин как тиран и т.д.) Куда смотрит памятник (на зрителя, вдаль, в будущее, в прошлое)? Как меняется роль зрителя в парке скульптур по сравнению с городским пространством (он лишается функций городского зрителя, но, возможно, что-то приобретает; относительность и сопоставимость образов истории вместо их задуманной уникальности и безусловности в городе)

Памятник в городе.

Памятник предназначен для городского пространства. Именно внутри городского пространства он становится местом памяти. В анализе памятника важно понять, существует ли связь с местом и какова она? Что вообще это за место, где стоит памятник. Каковы функции памятника в городском пространстве? Каким образом памятник упорядочивает городское пространство? Каким образом он встраивается в повседневную жизнь (например, памятник Пушкину – место для встреч)? Где он находится в городе – это открытая площадка или двор, каковы обзор, масштаб, каков постамент? Соразмерен ли он зрителю? Насколько он узнаваем; каковы особенности подписи (например, отсутствие надписи, «Пушкин», «поэт А.С. Пушкин» — это три разных типа подписи)?

Case-studies: работа с конкретными памятниками в парке

  • Лениниана. Почему в СССР производилось и устанавливалось столько памятников Ленину? Какова была их функция и место в городе? Что с ними происходит сейчас? Что делает Ленина Лениным (каковы типические черты, которые характеризовали в советском официальном искусстве образ Ленина; отражают ли они личность реального исторического персонажа). Сравните иконографию Ленина и Сталина (возраст, поза, момент, образ: дедушка Ленин / отец народов)
  • Сталин. Памятник Сталину: обратите внимание на цвет, на размер. Как вы думаете, почему они таковы. Опишите образ Сталина, воплощенный в памятнике. Насколько, по-вашему мнению, он соответствовал реальному?. Этот памятник был выполнен, когда Сталин был жив. Зачем? Сейчас позади памятника находится памятник жертвам репрессий: что можно сказать об этой стихийно сложившейся композиции; почему Сталин изображен как индивидуальность, а жертвы репрессий как масса?
  • Жертвы репрессий. Какой образ является ключевым для памятника? Почему этот памятник скорее является памятью о репрессиях и государственном терроре, а не о пострадавших людях? Что означает быть жертвой? Отражает ли этот памятник историю сопротивления; насколько этот сюжет важен в истории репрессий? Мог ли этот памятник располагаться в городском пространстве, и если да, то где? Вспомните, существуют ли другие подобные памятники в городе. Подумайте, каким мог бы быть в городе памятник истории репрессий. Почему так трудно представить себе памятник, посвященный негероическому сюжету? Какое место в советском монументальном искусстве занимала героическая тема? Какое место героическая тема занимает сегодня?
  • Дзержинский. Опишите его функционирование в городском пространстве, учитывая, что он стоял на Лубянской площади. Обратите внимание на постамент и надписи на нем. Можно ли считать памятником сам постамент, и какой (каким) эпохам?
  • Литературные памятники. Какие памятники, посвященные писателям есть в парке / в Москве. Охарактеризуйте эти памятники, что между ними общего? Чем определяется выбор? Зачем устанавливают памятники писателям? Являются ли они героями? Можно ли себе представить другие памятники писателям, какие?
  • Военные памятники. Какие сюжеты характерны для военных памятников? Кто является персонажами? Обратите внимание на позы персонажей, запечатленный момент. Попробуйте воссоздать образ войны, исходя только из этого памятника. Каково место зрителя рядом с этими памятниками? О чем не напоминает и не рассказывает памятник?

(также можно обратиться к «Портретной галерее», памятникам «вождям», современной скульптурной композиции перед ЦДХ, посвященной национальным героям, и др.)

Типы заданий для школьников

  • Анализ конкретного памятника / группы памятников по предложенной схеме
  • Версия истории XX века, воссозданная по памятникам (памятники вождям / военные памятники / «трудовые» и «мирные» памятники / Лениниана / парк скульптуры в целом)
  • Составление тематической экскурсии по парку для: школьников 1910-х гг, / пионеров 1930-х гг. / сверстников / потомков / инопланетян
  • Проект памятника эпохе / историческому событию / историческому лицу / сюжету, связанному с историей

Парк ЦДХ: контакты

Адрес: Крымский вал, 10. Проезд: ст. метро «Парк культуры», «Октябрьская»

Время работы: ежедневно с 9.00 до 22.00 (в летнее время года); с 10.00 до 21.00 (в осенне-зимний период)

Подготовила Юлия Черникова

2 сентября 2010
«Парк советского периода»: программа выездного занятия со школьниками

Похожие материалы

4 июля 2016
4 июля 2016
Всякое проявление антисемитизма всегда глубоко меня ранили, и я носителям никогда этого не прощал и не прощаю. Моей настоящей родиной была и есть Россия. Я всегда чувствовал себя ее сыном, хотя не очень часто ощущал ее родительскую любовь. Я здесь жил, любил, был любимым, был мужем и отцом… Мне не стыдно за прожитую жизнь, хотя кое-что, возможно, и следовало бы сделать по-другому. Но прошлое не вернешь…
21 апреля 2015
21 апреля 2015
Исследование о письмах с фронта и на фронт, сохранившихся в семейном архиве автора. Призовое место конкурса в 2015 году.
14 мая 2016
14 мая 2016
В ряды армии начала и середины 1950-х годов призывались те люди, чье детство и отрочество выпало на годы войны. Мои деды – Халим Усманович Тенишев и Зягидулла Хасянович Шехмаметьев – служили с такими же, как и они, детьми войны.
9 апреля 2012
9 апреля 2012
Визуальный экскурс urokiistorii представляет историю двух протестных площадей Москвы, Триумфальной и Манежной, историю противостояния граждан и власти, историю комформизма и неповиновения, попыток со стороны власти «заглушить», «перебить» протестное значение этих мест, и напротив, стремление протестующих задействовать в новых акциях аккумулированный символический потенциал площадей

Последние материалы