Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
28 июня 2010

Алвис Херманис: история XX века как повод для театра

Сцена из спектакля Алвиса Херманиса "Дед". Источник фото: stengazeta.net

Латвийский режиссер Алвис Херманис, чьи спектакли нередко приезжают в Москву, умеет переводить историю XX века на язык театра. «Большая» история для него и актеров – это повод рассказать истории конкретных людей

Театральный критик Дина Годер побывала на трёх его последних спектаклях: все они являются частью давнего исследовательского проекта Херманиса и сделаны не по литературным произведениям, а путем совместного сочинения с актерами, на материале собственных изысканий театра. Предмет этих поисков, которым посвящено уже десять постановок, — латышская национальная идентичность.

  • «Дед». Трехчасовой моноспектакль «Дед» вырос из самостоятельного исследования одного из лучших актеров Нового рижского театра Вилиса Даудзиньша. Легенда, которую, излагает в зачине к спектаклю Даудзиньш, такова: он хотел найти своего деда, бесследно исчезнувшего в первые дни второй мировой. История Латвии складывалась так, что исчезнувший дед с равной вероятностью мог попасть в немецкие войска, куда забирали всех без разбора, мог воевать на стороне советской армии или мог уйти в партизаны, чтобы бороться за независимость Латвии с коммунистическим СССР, подчинившим страну перед самой войной. Отправив запросы во все возможные инстанции и поговорив с сотнями людей, Даудзиньш вместе с Херманисом сочинили спектакль, героями которого были три бывших солдата, носивших имя его деда.

Херманис категорически отказывается везти «Деда» в Россию. «У нас, — он говорит, — тема спектакля всем понятна. 16 марта — день памяти всех латышей, погибших во второй мировой, неважно на чьей стороне. Но вряд ли можно показать в России спектакль, где ясно, что к герою, служившему в фашистской армии, можно испытывать теплые чувства».

  • «Зиедонис и мироздание». Спектакль о культовой для латышей фигуре – Зиедонисе — поэте, писателе, публицисте, писавшем и философские эссе, и детские сказки, человеке невероятно активном, популярном, особенно в 70-х, но в то же время члене партии, сильно связанном с властью, а в 90-х много сделавшем для независимости Латвии. Эта постановка — игра с иконой, а не рассказ о конкретном человеке, который к тому же жив, хоть и тяжело болен. Нахлобучив гротескно огромный седой парик , в роли Зиедониса выходит еще один отличный актер Херманиса — Каспар Знотиньш.
  • «Черное молоко». Понятный и близкий России спектакль; речь идет о латышской деревне, которая в результате советских и постсоветских времен в этой крестьянской стране совершенно опустела. Спектакль сделан по рассказам деревенских стариков, повествующих, что корова — это не домашнее животное, а член семьи, доказывающих, что по характеру коровы — настоящие женщины. Их и играют украшенные рогами молодые красавицы в нарядных платьях и ярких лодочках на шпильках. Старухи, в которых по очереди превращаются красавицы с колокольчиками на шее и номерками в ушах, по очереди объясняют, какие имена дают коровам, что они любят, как болеют и как буренок в советские годы заставляли продать, после чего хозяйкам годами снилось, что любимая животина плакала и звала.

Дина Годер. Театр как исследование жизни. Новые спектакли Алвиса Херманиса в Риге (газета «Время новостей»)

 

28 июня 2010
Алвис Херманис: история XX века как повод для театра

Похожие материалы

8 июля 2011
8 июля 2011
Музей и документальный центр в Нюрнберге действуют на бывшей территории съездов Национал-социалистической немецкой рабочей партии
10 июня 2014
10 июня 2014
В апреле 2014 года были подведены итоги конкурса эссе «На обочине войны», части конкурса исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век». Согласно правилам, мини-исследование в форме эссе должно было быть посвящено теме военнопленных и жертв войны, не связанных напрямую с боевыми действиями. Олег Борисов написал работу о своём прадеде и его земляках, жизненный путь которых резко изменил свою траекторию после того, как они попали в немецкий плен.
1 октября 2015
1 октября 2015
День победы меняется, подминает под себя другие праздники и даже порождает новые. Как это понимать и чем чревата милитаризация праздника специально для Уроков истории рассказывают исследователи современного фольклора Александра Архипова и Анна Кирзюк.
26 октября 2011
26 октября 2011
Масштабный мемориальный комплекс в память об убитых мирных жителях и уничтоженных деревнях – первый в России. Он открыт к 70-летию трагической даты: 25 октября 1941 года фашистские каратели расстреляли 318 мирных жителей и сожгли деревню.

Последние материалы