Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
28 июня 2010

Алвис Херманис: история XX века как повод для театра

Сцена из спектакля Алвиса Херманиса "Дед". Источник фото: stengazeta.net

Латвийский режиссер Алвис Херманис, чьи спектакли нередко приезжают в Москву, умеет переводить историю XX века на язык театра. «Большая» история для него и актеров – это повод рассказать истории конкретных людей

Театральный критик Дина Годер побывала на трёх его последних спектаклях: все они являются частью давнего исследовательского проекта Херманиса и сделаны не по литературным произведениям, а путем совместного сочинения с актерами, на материале собственных изысканий театра. Предмет этих поисков, которым посвящено уже десять постановок, — латышская национальная идентичность.

  • «Дед». Трехчасовой моноспектакль «Дед» вырос из самостоятельного исследования одного из лучших актеров Нового рижского театра Вилиса Даудзиньша. Легенда, которую, излагает в зачине к спектаклю Даудзиньш, такова: он хотел найти своего деда, бесследно исчезнувшего в первые дни второй мировой. История Латвии складывалась так, что исчезнувший дед с равной вероятностью мог попасть в немецкие войска, куда забирали всех без разбора, мог воевать на стороне советской армии или мог уйти в партизаны, чтобы бороться за независимость Латвии с коммунистическим СССР, подчинившим страну перед самой войной. Отправив запросы во все возможные инстанции и поговорив с сотнями людей, Даудзиньш вместе с Херманисом сочинили спектакль, героями которого были три бывших солдата, носивших имя его деда.

Херманис категорически отказывается везти «Деда» в Россию. «У нас, — он говорит, — тема спектакля всем понятна. 16 марта — день памяти всех латышей, погибших во второй мировой, неважно на чьей стороне. Но вряд ли можно показать в России спектакль, где ясно, что к герою, служившему в фашистской армии, можно испытывать теплые чувства».

  • «Зиедонис и мироздание». Спектакль о культовой для латышей фигуре – Зиедонисе — поэте, писателе, публицисте, писавшем и философские эссе, и детские сказки, человеке невероятно активном, популярном, особенно в 70-х, но в то же время члене партии, сильно связанном с властью, а в 90-х много сделавшем для независимости Латвии. Эта постановка — игра с иконой, а не рассказ о конкретном человеке, который к тому же жив, хоть и тяжело болен. Нахлобучив гротескно огромный седой парик , в роли Зиедониса выходит еще один отличный актер Херманиса — Каспар Знотиньш.
  • «Черное молоко». Понятный и близкий России спектакль; речь идет о латышской деревне, которая в результате советских и постсоветских времен в этой крестьянской стране совершенно опустела. Спектакль сделан по рассказам деревенских стариков, повествующих, что корова — это не домашнее животное, а член семьи, доказывающих, что по характеру коровы — настоящие женщины. Их и играют украшенные рогами молодые красавицы в нарядных платьях и ярких лодочках на шпильках. Старухи, в которых по очереди превращаются красавицы с колокольчиками на шее и номерками в ушах, по очереди объясняют, какие имена дают коровам, что они любят, как болеют и как буренок в советские годы заставляли продать, после чего хозяйкам годами снилось, что любимая животина плакала и звала.

Дина Годер. Театр как исследование жизни. Новые спектакли Алвиса Херманиса в Риге (газета «Время новостей»)

 

28 июня 2010
Алвис Херманис: история XX века как повод для театра

Похожие материалы

22 июня 2011
22 июня 2011
К 70-летней годовщине нападения Германии на Советский Союз было подготовлено специальное приложение журнала Die Zeit – «Война Гитлера на Востоке». Ниже приводится его содержание.
6 июля 2016
6 июля 2016
К столу, который стоял посередине комнаты, подошел обыкновенный молодой парень в черной рубашке „а-ля Толстой“, секунду осмотрел внимательно стол, медленно стал втягивать голову в плечи, зажмурил левый глаз, закусил верхнюю губу, вытащил из внутреннего кармана очки, дыхнул на них, вытер стекла краем черной рубашки, надел очки на кончик носа – и сразу превратился в сутулого старика.
14 декабря 2015
14 декабря 2015
Мы продолжаем публиковать конспекты лучших работ учительского конкурса. В этом выпуске - методичка Татьяны Нероды, преподавателя школы села Елбань Новосибирской области.

Последние материалы