Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
9 мая 2010

«Как рассказать о Сталине?» Сталиниана Михаила Чиаурели

"Клятва", 1946, кадр из фильма

Усилиями пропаганды и советского искусства миф о «великом друге и мудром учителе» Сталине сложился к концу 30-х гг. Немаловажную роль в процессе канонизации сталинского образа сыграл советский кинематограф. Культ Сталина – феномен советской культуры 30-х-нач. 50-х годов, который до сих пор нуждается в исследовании и осмыслении. Хотя бы потому, что не все современники готовы признать, что миф о Сталине как «эффективном менеджере» создан самим «эффективным менеджером» — это словосочетание представляет собой перевод на современный язык одного из пышных сталинских эпитетов: «организатор великих побед социализма».

На уроках истории способы конструирования сталинского мифа нагляднее всего демонстрировать на примере советского соцреалистического искусства. Идеальным материалом является сталиниана в кино – в частности, послевоенная трилогия М. Чиаурели «Клятва», «Падение Берлина», «Незабываемый 1919-й год».

Возможные темы для работы с этими фильмами или их фрагментами (в форме дискуссий, докладов, ответов на вопросы учителя и самостоятельной работы с разными источниками):

  1. Сопоставление исторических событий, о которых рассказывают эти фильмы (этапы революции, индустриализации, ключевые события Великой Отечественной войны), с современными их трактовками.
  2. Вычленение составляющих культа Сталина в фильмах Чиаурели, описание иерархии символов, связанных с этим образом.
  3. Сопоставление официального образа Сталина со Сталиным как персонажем народных анекдотов или воспоминаний времен разоблачения культа личности.
  4. Описание сталинских символов холодной войны, которые закрепляет сталиниана Чиаурели. Сравнение с риторикой и символикой холодной войны в другие периоды советской послевоенной истории.

Размышления о причинах зарождения и «долгой жизни» феномена сталинизма (исторических, психологических, экономических и т.д.); анализ аргументов и специфики риторики современных приверженцев культа личности Сталина.
 

Ольга Романова

9 мая 2010
«Как рассказать о Сталине?» Сталиниана Михаила Чиаурели

Похожие материалы

10 ноября 2010
10 ноября 2010
Международный трехдневный семинар для учителей истории пройдет в Хельсинки в августе 2011 г.; его тема - использование истории в социальном контексте (от образования до политики)
2 июля 2012
2 июля 2012
Несколько недель назад историк Михаэль Вильдт поставил вопрос о том, не перестало ли убийство евреев национал-социалистской Германией быть в свете знаний о сталинском терроре неслыханным событием. Как известно, появляется все больше книг, включающих холокост в исторический контекст и, вероятно, волей-неволей рассматривающих его в виде чего-то относительного (см. SZ 23 мая).
15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.

Последние материалы