Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
9 мая 2010

«Как рассказать о Сталине?» Сталиниана Михаила Чиаурели

"Клятва", 1946, кадр из фильма

Усилиями пропаганды и советского искусства миф о «великом друге и мудром учителе» Сталине сложился к концу 30-х гг. Немаловажную роль в процессе канонизации сталинского образа сыграл советский кинематограф. Культ Сталина – феномен советской культуры 30-х-нач. 50-х годов, который до сих пор нуждается в исследовании и осмыслении. Хотя бы потому, что не все современники готовы признать, что миф о Сталине как «эффективном менеджере» создан самим «эффективным менеджером» — это словосочетание представляет собой перевод на современный язык одного из пышных сталинских эпитетов: «организатор великих побед социализма».

На уроках истории способы конструирования сталинского мифа нагляднее всего демонстрировать на примере советского соцреалистического искусства. Идеальным материалом является сталиниана в кино – в частности, послевоенная трилогия М. Чиаурели «Клятва», «Падение Берлина», «Незабываемый 1919-й год».

Возможные темы для работы с этими фильмами или их фрагментами (в форме дискуссий, докладов, ответов на вопросы учителя и самостоятельной работы с разными источниками):

  1. Сопоставление исторических событий, о которых рассказывают эти фильмы (этапы революции, индустриализации, ключевые события Великой Отечественной войны), с современными их трактовками.
  2. Вычленение составляющих культа Сталина в фильмах Чиаурели, описание иерархии символов, связанных с этим образом.
  3. Сопоставление официального образа Сталина со Сталиным как персонажем народных анекдотов или воспоминаний времен разоблачения культа личности.
  4. Описание сталинских символов холодной войны, которые закрепляет сталиниана Чиаурели. Сравнение с риторикой и символикой холодной войны в другие периоды советской послевоенной истории.

Размышления о причинах зарождения и «долгой жизни» феномена сталинизма (исторических, психологических, экономических и т.д.); анализ аргументов и специфики риторики современных приверженцев культа личности Сталина.
 

Ольга Романова

9 мая 2010
«Как рассказать о Сталине?» Сталиниана Михаила Чиаурели

Похожие материалы

7 июля 2016
7 июля 2016
Смерть не просто присутствует в моем детстве, смерть гуляла по моему детству как полная хозяйка и делала с моей душой все, что ей было угодно, я даже толком не знаю и не узнаю, что она с ней сделала... Что такое для меня война, гетто, что такое для меня быть евреем? Что такое для меня моя биография, моя жизнь, моя душа, мое сознание, мое мышление? Это, прежде всего, взаимоотношения моей детской души со смертью
25 июня 2010
25 июня 2010
Немецкий историк, специалист по истории повседневности, Альф Людтке рассказывает о значении и коварстве фотографий в исторических исследованиях: они являются надёжным и наглядным источником знания о прошлом, но при этом способны манипулировать реальностью
8 сентября 2009
8 сентября 2009
Современный зритель неизбежно смотрит этот фильм в свете анекдотов про Чапаева, Петьку и Анку, параллельно обнаруживая первоначальные смыслы целого ряда крылатых выражений. Например, обаятельный Фурманов-комиссар произносит ироничную фразу: «Александр Македонский тоже был великий полководец. А зачем же табуретки ломать?» Эта неточная цитата из «Ревизора» Гоголя «пошла в народ» именно из «Чапаева». При этом в контексте фильма этот эпизод демонстрировал Чапаеву и советским зрителям культурное превосходство партии – т.е. обосновывал сложившуюся к 30-м годам социальную иерархию. Далее комиссар мягко переходит от вопросов культуры к проблеме «культурности» командира и осуждает его «затрапезный» вид («Моряк, красивый сам собою, ты бы подтянулся, что ли, малость…»). За этим также стоит послание к зрителям и реалии первых десятилетий советской власти. Командир должен быть подтянутым, потому что советский человек должен быть цивилизованным – обучение населения гигиене, умению себя вести и одеваться было частью советского модернизационного проекта и государственной идеологии.
9 февраля 2012
9 февраля 2012
Междисциплинарный теоретический семинар пройдет 12 апреля 2012 г. в Уральском федеральном университете. Его задача – рассмотреть советский конформизм в широкой исторической перспективе. На первой встрече в центре внимания окажутся практики и участники советского художественного процесса.

Последние материалы