Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
27 сентября 2017

Все о Бигосе

Памяти художника
Музейная коллекция Международного Мемориала
Бигос Сергей. Автопортрет. Иркутск. 23.08.1923 Музейная коллекция Международного Мемориала
Сергей Бигос был одним из наиболее одаренных графиков своего поколения — сегодня его работы можно увидеть в Третьяковке и ГМИИ им. Пушкина. Их могло бы быть и больше, но Бигос погиб в Усольлаге, арестованный по ложным обвинениям. В тексте небольшой биографической статьи о нем — ранее не публиковавшиеся работы художника.

В Москве, в доме № 7 по Яковоапостольскому (б. Яковлевскому) переулку жил с семьей до ареста в конце 1936 года известный художник Сергей Демьянович Бигос. Спустя 80 лет, 9 апреля 2017 года, по инициативе пишущего эти строки и благодаря обществу «Мемориал», на стене этого дома был установлен памятный знак «Последнего адреса». Присутствовавший на церемонии председатель московского клуба библиофилов Леонард Чертков отметил, что установленный знак памяти Сергею Бигосу – первый в скорбном списке художников, погибших в годы сталинских репрессий.

Фото: Александр Сорокин
Табличка «Последнего адреса», на доме Сергея Бигоса Фото: Александр Сорокин

Сергей Демьянович Бигос родился в 1895 году в Киеве в семье сельского учителя. В 1908 году он поступил в Киевское художественное училище, которое успешно окончил в 1913 году. В Первую мировую войну Сергей Бигос ушел на фронт рядовым, войну закончил в звании прапорщика, служил в иркутском отдельном батальоне армии Колчака.

Октябрьскую революцию принял безоговорочно. В Гражданскую войну сражался в Сибири на стороне большевиков в составе 5-й армии РККА. В 1920 году Сергей Демьянович поступил учиться в иркутскую художественную школу-мастерскую, позже был назначен руководителем изостудии при политотделе 5-й армии. Иллюстрации Бигоса стали появляться в журнале «Красные зори», городской газете «Власть труда». Здесь он познакомился и сблизился с поэтами И. Уткиным и Д. Алтаузеным, участвовал в создании Иркутского литературно-художественного объединения (ИЛХО).

В 1924 году Сергей Бигос перебрался в Москву и поступил учиться в высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Из всех факультетов он выбрал полиграфический, отделение гравюры на дереве, которым руководил Владимир Андреевич Фаворский. Ученическими работами Бигоса заинтересовался гравюрный кабинет Государственного музея изящных искусств (будущий ГМИИ им. Пушкина), который приобрел более десятка его гравюр. В годы учебы начали выходить и книги с иллюстрациями Бигоса.

В 1927 году Сергей Демьянович был исключен из ВКП(б) «за принадлежность к троцкистской оппозиции». А в 1929 году, незадолго до окончания учебы, последовал первый арест. За «контрреволюционную троцкистскую деятельность» Сергея Бигоса приговорили к ссылке на два года в Тамбов. Согласно материалам следственного дела, сам Бигос так объяснял случившееся с ним: «Я не был согласен с генеральной линией партии по вопросам 1) о китайской революции, 2) о борьбе с кулаком и НЭПе. По этим вопросам я выступал с троцкистскими трактовками перед аудиторией студентов. Кроме того, мною читалась троцкистская литература в виде листовок и платформ троцкистов». В политическом изоляторе Тамбова художник провел семь месяцев. После подачи заявления о прекращении фракционной работы он был освобожден и смог вернуться в Москву.

В январе 1930 года Сергей Бигос получил диплом ВХУТЕИНа как художник-технолог издательской промышленности. Затем работал художественным редактором издательства «Молодая гвардия», иллюстрировал книги для ведущих издательств страны.

2 ноября 1936 года Сергей Демьянович был вторично арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. Протоколы допросов сохранили многократно повторяющиеся вопросы следователя о знакомых художника. Бигос неизменно отвечал, что поддерживает дружеские отношения с товарищами по учебе и преподавателями ВХУТЕМАСа, в частности, с Фаворским, но единственной темой их разговоров было искусство. Можно предположить, что было бы с этими людьми, если бы во время допросов он, обвиняемый в троцкистской деятельности, допустил слабость и сказал то, чего так ждал от него следователь!

Согласно обвинительному заключению, Бигос «с возвращением из ссылки как кадровый и не разоружившийся троцкист работу не прекращал, проводя таковую в скрытой форме. Будучи бригадиром художников, открыто отклонял работу современной тематики, придерживаясь позиции по иллюстрации классических произведений, на почве чего в бригаде произошел раскол. Бигос остался при мнении против отражения советской действительности… Произведенным по делу следствием – свидетельскими показаниями — скрытая антисоветская агитация, направленная против Советской власти и членов правительства со стороны Бигоса подтвердилась полностью».

2 февраля 1937 года Сергей Демьянович Бигос был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей по обвинению в «контрреволюционной троцкистской деятельности» (ст. 58, п. 10 УК РСФСР). Срок он отбывал в Ухтинско-Печорском ИТЛ (Ухтпечлаг) в Коми АССР. Заключенные этого лагеря занимались разведкой и добычей нефти, угля, радия.

Сразу после вынесения приговора жена Сергея Бигоса Галина Дмитриевна и восьмилетняя дочь Луэлла как «члены семьи изменника родины» были высланы из Москвы в уральский город Бугуруслан с конфискацией имущества, в том числе уникальной библиотеки и художественных коллекций художника.

В Воркутинском отделении Ухтпечлага Бигос провел три года, затем 1 февраля 1940 года он был этапирован в Усольлаг Молотовской области, который занимался лесозаготовками и деревообработкой. В лагерь он прибыл спустя четыре месяца, 2 июня 1940 года.

Бигос семья

Музейная коллекция Международного Мемориала
Бигос Сергей. Портрет невесты, Галины Лигачевой. Иркутск. 1923 Музейная коллекция Международного Мемориала
Луэлла, дочь Сергея Бигоса. Конец 1930-х

Сергей Бигос должен был освободиться из лагеря в конце 1941 года, когда истекал пятилетний срок заключения. Но в его жизнь коррективы внесла начавшаяся война. В первый день войны была издана совместная директива № 221 наркома внутренних дел Лаврентия Берии и прокурора СССР Виктора Бочкова, согласно которой предписывалось «прекратить освобождение из лагерей, тюрем и колоний контрреволюционеров, бандитов, рецидивистов и других опасных преступников, арестовать заключенных, на которых имеются материалы в антисоветской деятельности, прекратить всякую переписку заключенных, а также содержащихся в спецпоселках, с волей». Окончательно надежда на возможное освобождение умерла после того как 29 апреля 1942 года была издана директива № 185 Наркомата внутренних дел, прямо запрещавшая освобождать отбывших срок наказания «осужденных за измену, террор, шпионаж, диверсию, троцкистов, правых и бандитов, объявив последним, что они оставлены под стражей до окончания войны».

13 ноября 1944 года Сергей Бигос умер в Усольлаге от туберкулеза. Похоронен на кладбище поселка Волим Чердынского района Молотовской области (ныне Пермский край). Точное место захоронения установить сейчас невозможно.

Музейная коллекция Международного Мемориала
Бигос Сергей. Автопортрет. Усольлаг. 1940 Музейная коллекция Международного Мемориала

В 1989 году художник был полностью реабилитирован.

Сергей Бигос был красивым, честным, обаятельным человеком. Жившим творчеством, умеющим ценить дружбу. За короткую творческую жизнь, отпущенную ему судьбой, художник успел оформить более 40 книг, вышедших в центральных издательствах страны. Среди них – «Поэмы» Бориса Пастернака, монография Натальи Соколовой «Мир искусства», «Ратные подвиги простаков» А. Новикова, «Хосров и Ширин» Низами, «Песни» Беранже (две последних – в издательстве «Academia»). Более 140 гравюр художника находятся в собраниях ГМИИ им А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи.

Текст статьи впервые был опубликован в журнале «Про книги» № 2 (2017).
Иллюстрации — Музейная коллекция Международного Мемориала.
27 сентября 2017
Все о Бигосе
Памяти художника

Похожие материалы

29 января 2015
29 января 2015
О Георгии Карловиче Вагнере знают многие искусствоведы и знатоки древнерусской культуры. Он является признанным авторитетом, автором более двадцати книг и двухсот статей по древнерусской храмовой скульптуре. 15 лет своей жизни Вагнер провёл в лагерях, где, благодаря работе в КВЧ, много рисовал (несколько его рисунков и живописных работ хранятся в музее Международного Мемориала). В настоящем материале публикуются фрагменты его воспоминаний и некоторые сохранившиеся после заключения зарисовки.
26 марта 2015
26 марта 2015
Ева Павловна Левина-Розенгольц (1898-1975) – российская художница, график. Была медсестрой в госпитале Первой мировой войны. Училась во ВХУТЕМАСе (в мастерской Р. Фалька). Была арестована в 1949 г. в связи с делом её брата, наркома внешней торговли Аркадия Розенгольца. После возвращения в Москву дружила с молодыми художниками, Эриком Булатовым, Олегом Васильевым, Михаилом Межениновым, Николаем Касаткиным, Ильёй Кабаковым. Интервью с её дочерью, Еленой Левиной-Розенгольц, подготовила Елена Калашникова.
17 февраля 2015
17 февраля 2015
11 февраля 2015 года исполняется 30 лет со дня смерти художника и книжного графика Бориса Десницкого. Будучи арестован по доносу соседки, отбывал срок в лагерях Колымы, где продолжал работать над делом своей жизни - теорией цвета. Некоторые работы художника хранятся в Музее Международного Мемориала.
8 мая 2013
8 мая 2013
3 сентября 2015 г. в возрасте 83 лет умер замечательный художник и геральдист Евгений Ильич Ухналёв.