Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
5 мая 2017

Экспериментальное учебное пособие по советской истории из Чехии

Рабочая тетрадь по истории, разработанная чешским Институтом по изучению тоталитарных режимов, – плод своего рода эксперимента над форматом методического пособия для старшеклассников. В ней сочетаются два чуть ли не диаметрально противоположных жанра: комикс и документ-источник. При этом заранее заложенная гибкость позволяет работать с материалом на разных уровнях сложности: можно придумать задания как для учеников средней школы, которые ещё не имеют никакого опыта работы с источниками, так и для более искушенных старшеклассников или даже студентов младших курсов.

Вся тетрадь состоит из четырёх листов комиксов вокруг одной исторической темы, карты, подборки документов и рабочих листов с вопросами к документам и комиксам. Задача учеников – дополнить комикс информацией, основываясь на реальных документах того времени.

Таким образом, в фокус попадает одна проблема, одно историческое событие, которое ученики могут рассмотреть с разных точек зрения и под разными углами, опираясь на имеющийся набор документов. История тут представляется школьнику как своего рода детективная загадка, которую он сам сможет решить и интерпретировать, внимательно изучив документы. Команда проекта, в которой помимо художника автора комиксов работают историки и методисты, готовит целую серию таких тетрадей, посвященных значимым событиям или личностям новейшей истории.

Первая тетрадь посвящена истории чехословацкого католического священника Йозефа Тоуфара из местечка Чигошть, жертве коммунистического режима. В 1950 году его арестовали по обвинению в инсценировке так называемого «Чигошстского чуда». Однажды по Чехии разнёсся слух, что во время его проповеди на алтаре сам собой двигался крест, и в костёл стали массово стягиватсья верующие со всей страны, чтобы лицезреть чудо. Испугавшись влияния церкви, коммунисты сняли пропагандистский фильм о том, что никакого чуда не было, все это происки врагов – мол, движение креста подстроил священник Тоуфар по приказу Ватикана и США, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. После ареста Тоуфара несколько недель пытали, выбивая признательные показания. В результате чудовищных пыток свящённик скончался в больнице, но родным сообщили об этом только спустя несколько лет.

Однако на этом история  не закончилась. Во-первых, до сих пор неясно, что стало причиной движения креста и двигался ли он вообще. Во-вторых, она не заканчивается для следователя, который вел дело Тоуфара – в 1998 году его пытались привлечь к ответственности за гибель священника. Доказать непосредственную вину оказалось сложно, но условный срок он получил. Что касается самого Тоуфара, то в 2013 году церковь начала процесс его беатификации, его останки были эксгумированы из братской могилы и перезахоронены в Чигошти.

 

Авторы специально выбрали неоднозначную тему, в которой много невыясненных обстоятельств, и которая до сих пор вызывает много споров, чтобы школьники могли почувствовать историю как нечто живое и актуальное. Чешские подростки наверняка что-то уже слышали о Тоуфаре, что-то о нем знают. Например, не так давно на одной из пражских улиц, на доме, где раньше находилась лечебница, в которой скончался Тоуфар, современный художник Отакар Душек повесил его портрет. Это живая история, отголоски которой звучат до сих пор, она тесно связана с настоящим – с осмыслением истории, признанием вины и люстрацией. Но даже в случае, если школьнуку вся эта история незнакома, учитель всегда может предварить работу с комиксами и документами небольшим введением, остальную же информацию дети извлекут из источников самостоятельно.

Формат комикса был выбран не только по той очевидной причине, что такой визуальный жанр понятен и близок подросткам. Сам по себе формат разрозненных панелей с изображениями заведомо оставляет много пробелов, которые можно (и в данном случае просто нужно) заполнять личной интерпретацией и контекстом. Составители учебного пособия оставляют за рамками всякие оценки, чтобы не мешать исследовательскому процессу и развитию критического мышления в работе школьников над документами. Последовательность событий, взаимосвязи, оценки, характеристики героев – всё это школьники должны выработать сами, опираясь на источники. Комикс сам по себе – это что-то вроде конспекта-трафарета в картинках, который волей-неволей им нужно наполнить смыслом и содержанием. В этой тетради в помощь учащимся к каждому листу комиксов прилагается вопрос, который задает направление и угол зрения для работы с источниками, например, «Почему и за что в 1998 году был осужден следователь Ладислав Маха» или «Что дедушка мог ответить внуку о том, что тогда произошло в костеле?»

Листы комикса отражают разные углы зрения на событие. В истории Чигоштского чуда школьники могут сосредоточиться на том, что произошло в костеле, на роли следователя Махи, на положении племянницы Тоуфара Марии Поспишиловой и т.д.

Среди тщательно подобранных, очень разносторонних документов в этой тетради приводится, например, пропагандистская заметка о Чигоштском чуде в коммунистической газете 1950 года, в которой говорится, что его подстроил священник. Но там также есть показания подростка жителя Чигошти о мессе в день «чуда», письма племянницы Йозефа Тоуфара, которая пытается что-то узнать о его судьбе, протокол патологоанатомического вскрытия на имя Йозефа Зоугала от 27 января 1950 года, заметка из газеты 2014 года о том, что члены общества жертв коммунизма выступают против эксгумации тела Йозефа Тоуфара из братской могилы.

Все эти источники представлены в самой тетради и школьникам не нужно идти в архивы и отыскать нужные документы самостоятельно. К каждому документу прилагается пояснительное задание-вопрос, поиск ответа на который должен помочь школьникам научиться работать с документами, анализировать их. Например, к счету за погребальные услуги от 6 марта 1950 года прилагаются такие вопросы: «Кем был оперированный мужчина? Что с ним стало? Кто и почему привез его в лечебницу на улице Легерова? Почему его похоронили как “неизвестного”?»

Кроме того, в пособии приводится ссылка на надежный источник, к которому можно обратиться если школьник захочет узнать больше, что немаловажно, учитывая колоссальные объемы недостоверной информации в интернете.

Рабочая тетрадь уже была опробована в нескольких чешских школах, на основе этого опыта авторы предлагают разделить класс на группы так, чтобы каждая работала со своим листом комиксов. Результатом работы всего класса должна стать презентация полученной из источников информации и связный рассказ по картинкам комикса.

Вот как описывает впечатления от работы с этой тетрадью учительница из пражского машиностроительного колледжа: «Я боялась работать с источниками – некоторые тексты в них слишком длинные. Обычно у моих учеников проблемы с текстами больше пяти строчек. Но я не стала их адаптировать, и именно работа с источниками показалась детям особенно увлекательной. Один ученик даже спросил у меня, сама ли я придумала материалы допроса, а когда понял, что это аутентичный материал, был просто поражен».

5 мая 2017
Экспериментальное учебное пособие по советской истории из Чехии

Похожие материалы

16 ноября 2009
16 ноября 2009
25 февраля 2011
25 февраля 2011
Записки от школьных учителей и других идеологических работников с просьбой разъяснить некоторые положения доклада Хрущева «О культе личности» с комментарием Бориса Беленкина.
24 мая 2016
24 мая 2016
Когда я была ещё совсем маленькой, я как-то упросила свою маму показать мне, что это такое: хлеб насущный; это выражение я знала по молитве. Для этого мы отправились в булочную. У меня, оказывается, был свой образ хлеба насущного, потому что когда мама показала мне на батон и сказала, что это он и есть, я не согласилась. «Нет, это не хлеб насущный», – уверенно сказала я.
22 ноября 2016
22 ноября 2016
– Вы Юля? – Да, я Юля. – Вставайте, вы арестованы.