«Память людей зависит от тех групп, в которые они входят, и от тех идей и образов, которыми более всего интересуются эти группы». Морис Хальбвакс
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

2016. Были и жили / сборник работ XVII конкурса

21 ноября 2016

Предисловие
 
Если бы мы попытались ответить на вопрос, какая из наук самая древняя, вероятнее всего, самой древней наукой пришлось бы признать историю. В те времена, когда люди еще и не подозревали о том, что существует научное познание, история уже существовала. Конечно, не в современном виде. Наши предки едва-едва научились фиксировать время, еще не вполне освоились с календарем, но уже передавали друг другу память о недавнем и более далеком прошлом. Правда мешалась с вымыслом, в пересказах события часто искажались, но все-таки это уже была ИСТОРИЯ.
 
Задачей профессиональных историков более позднего времени стало внимательное и критическое исследование древних источников, часто анонимных. На помощь приходили и археологи, и архивисты, и представители естественных и точных наук. Даже истории, рассказанные в Библии, подверглись такой серьезной проверке – и многие невероятные события получили научное подтверждение.
 
Но сейчас речь идет об истории сравнительно недавней – об истории ХХ века. И хотя еще живы последние участники событий, живы их дети и внуки, но споры о том, что же произошло с нашей страной и с нашим народом за прошедшее столетие, до сих пор не утихают. Войны сопровождают человечество с незапамятных времен, но в давние времена между собой воевали отдельные народы и отдельные страны. В ХХ веке разразились две войны, которые стали называть мировыми: Первая мировая – с 1914-го по 1918-й год, и Вторая мировая – с 1939-го по 1945-й. Обе эти войны, последовавшие одна за другой с небольшим перерывом, унесли множество человеческих жизней: в Первой мировой было убито около 10 миллионов человек, во Второй погибло больше 54 миллионов. Точно оценить военные потери едва ли возможно. Кроме миллионов солдат и офицеров, убитых на полях боев, погибли миллионы людей в оккупированных фашистами странах, в концлагерях. Голод и болезни унесли еще множество жизней, и это те жертвы войны, которые даже не поддаются подсчету. А сколько людей стали инвалидами в результате тяжелых ранений… Война – величайшее несчастье человечества. Но, в отличие от стихийных бедствий – извержений вулканов, пожаров и наводнений, любая война планируется и осуществляется безумными людьми, наделенными обаянием зла. Когда такие люди достигают власти, это оказывается соблазном для целых народов. История богата такими примерами.
 
Сможет ли человечество прожить без войн? Научатся ли люди решать сложные проблемы сосуществования путем переговоров и взаимных уступок? Извлекут ли поколения внуков и правнуков тех, кто погиб во Второй мировой, уроки из опыта войны? Войти в будущее невозможно без пристального изучения истории, причем не только «большой истории» учебников, но и «малой истории» отдельных людей.
 
Книга, которую мы вам предлагаем, не претендует на принципиально новое освещение фактов. Но она рассказывает о событиях и людях, которые обычно остаются вне поля зрения официальной истории. Она составлена из работ школьников, живущих в самых разных областях России, от западных до восточных границ, – это подлинные истории их предков, родственников, земляков, соседей. Это рассказы о «маленьком человеке». Был такой термин в русской литературе. В реальности, этот «маленький человек» и есть подлинный герой истории войны – не только Второй мировой, но и не менее важной и почти забытой Первой.
Большая история страны складывается, в конечном счете, из историй частных людей, выживших и погибших в этих кровопролитных войнах. Самые тяжелые и самые, на мой взгляд, важные страницы этой книги посвящены тем, кто погиб за родину во Второй мировой войне, но память о них выветрилась, имена их
забыты.
 
Владимир Алов, выпускник Петрозаводской школы, сделал огромной важности изыскание, касающееся большого региона – Республики Карелии. По ее территории проходил Карельский фронт. Здесь погибло 257 тысяч бойцов и офицеров Красной Армии, но числятся захороненными около 60 тысяч. Более семидесяти лет прошло с окончания войны, но все остальные до сих пор считаются «пропавшими без вести». Восемнадцатилетний Владимир, работая вместе с поисковиками и используя их данные, установил, что сложности идентификации останков связаны с тем, что далеко не у всех бойцов имелись так называемые «солдатские медальоны». Оказалось, что эти медальоны были сначала заменены солдатскими книжками, а потом, в ноябре 1942-го, и вовсе отменены приказом № 376, подписанным генерал-лейтенантом Хрулевым. Благодаря этому приказу, семьи тысяч погибших солдат получили извещение, что их кормилец «пропал без вести», а значит, были лишены помощи от государства. К сожалению, и по сей день из 60 тысяч захороненных в Карелии бойцов 5 тысяч не опознано. И мы до сих пор не знаем, сколько тысяч пропали безымянными в карельских лесах и болотах…
 
Таков вклад школьников, участников конкурса, в историю Второй мировой войны, в дело восстановления памяти о погибших. Но война унесла не только миллионы солдат. На старых географических картах мы можем найти названия деревень и поселков, которые уже не существуют. Несколько работ, представленных на конкурс, как раз и повествуют о таких исчезнувших или исчезающих деревнях. Эти малые населенные пункты были родиной и тех, кто ушел оттуда на войну, и тех, кто после войны перебрался в город. Яркое сочинение написано школьницами Дарьей Гальцовой и Софьей Караборчевой – о судьбе деревни Новый Курлак Воронежской области: девочкам удалось найти документы о небольшом деревенском восстании против местного помещика, намеревавшегося продать землю, принадлежавшую общине, о последующем наказании участников этого народного бунта, случившегося в 1902 году. Очень интересно Николай Гавриловец рассказывает о деревне Смыч Новгородской области, откуда родом его предки. Катерина Рязанова, школьница из города Полевской Свердловской области, написала свою работу на мате риале хранимого в семье дневника ее прапрадеда Ивана Терентьевича Соколова. Этот интереснейший документ показывает, как изменилось отношение молодого крестьянина, восторженно встретившего революцию, к новой власти. Точкой поворота для Ивана Терентьевича стало постановление об изъятии церковных ценностей. Каждое из сочинений такого рода – историческое свидетельство о взаимоотношениях частного человека, общества и государства.
 
В 2015–2016 годах общество «Мемориал» в семнадцатый раз проводило конкурс сочинений по истории среди старшеклассников. Семнадцатый раз мы издаем сборник лучших работ конкурса. Это энциклопедия российской жизни, рассказанная ее молодыми гражданами, и история эта не парадная, а повседневная. Здесь нет риторических и полных фальшивого пафоса слов о патриотизме, а есть важная работа, цель которой – восстановить историческую справедливость по отношению к тем, кто погиб в больших и малых войнах, был раскулачен и сослан, стал жертвой государственного террора. Каждый такой конкурс, кроме того, что дает ценный материал историкам, имеет и еще одну удивительную черту – он оказывается школой воспитания полноценных граждан, способных к самостоятельному суждению, к различению добра и зла, что и является основой всякого педагогического процесса. Далеко не все молодые люди, участвующие в нашем конкурсе, станут профессиональными историками. Но про каждого из тех, кто прошел опыт такого исторического исследования, можно с уверенностью сказать: он стал настоящим гражданином России.
 
Людмила Улицкая,
писатель, председатель Жюри Всероссийского конкурса
исторических исследовательских работ старшеклассников
«Человек в истории. Россия – ХХ век»
 
Из семейного архива

Дело о…

На фронте и в тылу

Исчезающая деревня

Человек и его история

 

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 
2016. Были и жили / сборник работ XVII конкурса
Мария Ямбикова. Драма без антрактов
Екатерина Рязанова. Дневник моего прапрадеда
Владимир Сынков. Жизнь и деятельность Михаила Никоноровича Басова, учителя Наумовского земского училища
Юлия Фомина. «Дело Лурье отразится на мне рикошетом…»
Анна Аксютичева. Дело о «контрреволюционной группе»
Александра Калиненко, Диана Кравцова. Дочки-матери
Владимир Алов. Просто он не вернулся из боя
Ирина Корнеева, Артем Чилингаров. И напоследок попросил не осуждать…
Светлана Семунина. Судьба ленинградки (о Галине Генриховой, обычной советской девушке)
Анжелика Маторина. «История одного детства»
Елена Кройтор. «Алатырский дневник»
Из недосказанного… (Особенности жизни некоторых татарских сел в Ельниковском районе республики Мордовии)
Б.Тимофеев, В.Жевлаков, Я.Сидорова. И коллективизация, и оптимизация… (Эксперимент по раскрестьяниванию продолжается)
Д.Мочалов. «Герои колхозных полей»
Н.Гавриловец. «Я живу на земле Новгородской, край Батецкий, деревня Смыч…»
Д.Гальцова, С.Караборчева. Дела давно минувших дней
А.Хетчикова. Род Хетчиковых в истории деревни Огурцы
А.Ворончихина, А.Мельникова. «Благородные по происхождению…» Дворяне в истории Абанского района (по итогам краеведческих исследований)
М.Передок. «Бархатный орешек с металлом внутри»: Исаак Моисеевич Зальцман в Челябинске. 1941–1949 гг.
А.Филиппов. Протоиерей Георгий Эдельштейн и советская религиозная политика
С.Зверева. Они войну не выбирали (мои земляки в Чечне)
2015. «Вырвать век из плена» / Сборник работ XVI конкурса
2014. «Пишет вам ваш сын и брат...» / Человек, общество, армия в работах российских школьников
2014. Век двадцатый — век необычайный. Российская история XX века глазами школьников
2012/2013 По крупицам. Российские школьники об истории ХХ века
2013/2014 Фотоконкурс «Фотография и память»
2012/2013 Фотоконкурс «Места памяти, места забвения: родной город, семейный архив»
2011 / 2012 «Вверх по реке времени» / Российские школьники об истории ХХ века
2009 / 2011 «Пути следования» / Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях XX века
2007 / 2008 «Kруг семьи и колесо истории»
2006 «Полустёртые следы» / Российские школьники о еврейских судьбах
2005 / 2007 «Как наших дедов забирали... Российские школьники о Большом терроре 70 лет спустя»
2006 «Мы все с одной деревни...» / Школьники села Новый Курлак Воронежской области о судьбах своих земляков
2004 / 2006 «Время местное, прошедшее...»
2004 / 2005 «Цена победы»
2003 / 2004 «Быть чеченцем»
2002 / 2003 Человек в истории (перемещения, переселения, скитания)
2001 / 2002 Человек в истории
2000 / 2001 Человек в истории
1999 / 2000 Человек в истории
Выжить – это уже подвиг / Победитель конкурса эссе «На обочине войны» — 2013

Комментарии

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.