«… исторические факты ценятся главным образом по своим последствиям». В.О. Ключевский
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

Часть вторая: Лагерь Ключ сгорел

14 октября 2016

Итак, лагерь Ключ сгорел. Следующий лагерь – Блудная – в 13 км отсюда вглубь в тайгу, так что мы решаем отправиться туда «налегке». Мы собираемся пройти за один день в общей сложности 26 км, поэтому берем с собой только самое необходимое – еду, фотоаппаратуру и мачете.

Правда, мы знаем наперед, что наши шансы подобраться к самому лагерю ничтожны. Прямо перед лагерем протекает речка Блудная, через которую, судя по материалам и картам, никогда не было моста. Но мы должны хотя бы посмотреть издалека – ради этого мы сюда и приехали. То, что чуть ли не целый день льет дождь, нас уже почти не смущает. Что уж тут поделаешь.

Несколько часов мы продираемся сквозь тайгу и бродим по болотам, и выходим, наконец, к речке Блудной. Она красивая – 15 метров в ширину, с довольно сильным течением. Не стоит и пытаться перейти ее вброд – слишком холодно и моросит дождь… Тем не менее брезжит надежда, что нам все-таки удастся посмотреть на лагерь: километров через 40 речка впадает в Турухан – ту самую реку, на берегу которой расположен наш Янов Стан. Тот самый поселок, из которого стартовала экспедиция и где стоит на приколе наша моторная лодка. Мы возвращаемся обратно к лагерю Ключ, собираясь хоть что-то там сфотографировать.

Три дня спустя мы снова в Яновом Стане. Сруб, в который нас пустили переночевать в первую ночь, тогда показался нам грязной дырой, а теперь представляется пятизвездочным отелем. Неделя в тайге поменяла наши представления об удобствах. В срубе есть печь, на которой можно высушить мокрые вещи, внизу в долине течет река, в которой Мартин с Давидом тут же вылавливают большую рыбу. Для меня это, конечно, ничего не значит, но за ребят я рад. Полторы недели в тайге им пришлось из-за меня питаться вегетарианской пищей. А вечером подруга одного из охотников даже угощает нас домашним свежеиспеченным хлебом! Мы глотаем его в один присест. Невиданная роскошь!

На следующий день мы собираемся испытать нашу моторную лодку, немного потренироваться ей управлять и сразу же после обеда или назавтра с утра отправиться вверх по течению Турухана и Блудной к нашему «свежеоткрытому» лагерю. Все мы взбудоражены новым приключением. Но увы, только пока не обнаруживаем, что не можем завести лодочный мотор. Мы все по очереди пробуем свои силы, чистим его, меняем свечи, поворачиваем двигатель и так и сяк…Тщетно. На лодке с таким мотором далеко не уплывешь. Некоторое время спустя Штепан идет за помощью к охотникам – они же как-никак русские, а русские могут починить все, что угодно!

Починили.

Нам это стоило двух новых раций, ведь спасибо на хлеб не намажешь, ни в Чехии, ни в Сибири, зато наш мотор кое-как работает. Но для верности мы снова меняем планы – плыть еще 80 км вглубь в тайгу с таким ненадежным мотором все-таки слишком рискованно. Тогда мы возвращаемся к изначальному плану – решаем сплавляться вниз по течению. Следующие километров сто бывшая железная дорога тянулась вдоль Турухана. А где дорога, там и лагеря. У нас даже есть их приблизительные GPS-координаты. Мы остаемся в Яновом Стане еще на одну ночь, а рано с утра отправляемся в путь. Двигатель немного барахлит, но нам удалось с ним совладать.

Довольно быстро мы проходим до первого лагеря. Там одни развалины, так что мы не задерживаемся там надолго. Зато мост, что стоит чуть поодаль, стоит того. Мы видели его с борта вертолёта по пути сюда. Нам кажется, будто мы попали в другой мир или научно-фантастический фильм. Мост совсем не вяжется с местным пейзажем. Только безумец мог решить, что здесь проложат железную дорогу. Мы спешим вернуться к лодке, потому что хотим еще сегодня успеть добраться до следующего лагеря. Полчаса на то, чтобы завести мотор, мы воспринимаем как хороший способ согреться – мы продрогли до мозга костей. Я снова беру на себя управление лодкой, и мы плывем по течению. Но вскоре у меня появляется четкое ощущение, что что-то не так. Двигатель как-то странно пахнет, и вроде бы уже не тянет так, как утром.

Улучив момент, когда не нужно маневрировать между мелями, я осматриваю мотор. Он в самом деле воняет. И тому же похоже побелел. Я отказываюсь верить своим глазам, но струйки дыма, которые поднимаются от пластиковых деталей двигателя окончательно рассеивают мои сомнения. Сломана система охлаждения. Мы наскоро советуемся с Давидом, что делать, но в конце концов не остается ничего другого, как заглушить мотор. Наступила гробовая тишина. До всех сразу дошло, что ближайший населенный пункт, где нам кто-то мог бы помочь, находится как минимум в двухстах километров отсюда.

Никаких инструментов для починки мотора у нас нет, а течение настолько сильное, что вернуться назад мы не можем. Остается только сидеть в лодке и плыть по течению. Это конец. Хорошо, если вообще успеем вовремя вернуться в Туруханск.

 

Перевод с чешского: Ксения Тименчик

 

←Часть первая: Тайга Часть третья: Крушение на Турухане

 

 

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 

Комментарии

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.