«… исторические факты ценятся главным образом по своим последствиям». В.О. Ключевский
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

Жить или писать / анонс выставки о жизни и творчестве Варлама Шаламова

4 февраля 2016

Жить или писать. Варлам Шаламов

выставка

25.02. 2016 – 01.02. 2017
Международный Мемориал
Каретный ряд, 5/10

В конце февраля в Мемориале откроется масштабная выставка, посвященная Варламу Шаламову – первый проект, представляющий судьбу писателя в экспозиционном пространстве столь подробно и многопланово. Авторы выставки, немецкие кураторы Кристина Линкс и Вильфрид Ф. Шeллер, работали над ней несколько лет в тесном сотрудничестве с российскими музеями и архивами. Были собраны уникальные материалы – официальные и личные документы, письма, фотографии. Основу выставочного повествования составляют документы из фонда Варлама Шаламова Российского государственного архива литературы и искусства, представлены также материалы из Государственного литературного музея, Международного Мемориала, Мемориального музея Варлама Шаламова в Вологде и других собраний. Рукописи Шаламова, фотографии и другие источники, повествующие о событиях его жизни, предстают в окружении материалов, воссоздающих пространство лагерного опыта писателя, основные черты которого метафорически обыгрывает продуманное архитектурное решение выставки.

Варлам Шаламов – автор наиболее сильного литературного свидетельства о лагерях сталинского ГУЛАГа. Его «Колымские рассказы» вписываются в ряд самых известных произведений, ставших гуманистическим откликом на события XX в., знаменовавшие крушение ценностей цивилизации. Шаламов считал сталинские и гитлеровские лагеря явлениями одного порядка. Их нельзя отождествлять, но необходимо сравнивать и обозначать перспективу такого сравнения. Поэтому тексты Варлама Шаламова должны быть осмыслены в одном ряду с произведениями таких авторов, как Хорхе Семпрун, Примо Леви, Имре Кертес, Жан Амери с их свидетельствами о лагерях Освенцима и Бухенвальда.

Название выставки не случайно перекликается с заглавием книги Хорхе Семпруна «Писать или жить», который был сторонником однозначного и решительного осуждения сталинизма вслед за осуждением национал-социализма и фашизма. По его словам, только такая «двойная память», осмысливающая сущность обеих диктатур, была бы способна сплотить Европу, пережившую ужасы двадцатого столетия. Свой призыв к культурной фиксации этой «двойной памяти» писатель обращал прежде всего к немцам, народу, пережившему господство обоих тоталитарных режимов. Проект «Жить или писать. Варлам Шаламов» в значительной степени является откликом на этот призыв.

Выставка была впервые представлена в сентябре 2013 г. в Доме Литературы в Берлине, ее открытие было приурочено к выходу собрания сочинений Шаламова на немецком языке. С тех пор ее показы с большим успехом прошли в нескольких городах Германии и Италии, а также в Праге, Люксембурге и Базеле. Возможность представить ее теперь российскому зрителю – большая честь для авторов.

 
Ключевые слова: Мемориал, Шаламов, выставка

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 

Комментарии

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.