Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
17 февраля 2015

О жизни и творчестве Бориса Десницкого

Борис Матвеевич Десницкий. Автопортрет. Из собрания Музея Международного Мемориала

Десницкий Борис Матвеевич, театральный художник, книжный график, родился 17 ноября 1903 года во Владивостоке. Из дворян. В 1919 в Саратове красными был расстрелян его отец, как контрреволюционер, а мать повесилась в тюрьме.

С этого времени Борис, которому тогда было 16 лет, стал жить самостоятельно. Окончил три класса гимназии, стал работать. Был он и грузчиком, и лодочником, работал регистратором, сборщиком лекарственных трав, коллекционером-ботаником в Саратовском Педагогическом музее. Работал на рыбоводном питомнике в селе Тейловка Саратовского края.

В 1923 г. поступил в землеустроительный техникум, в следующем году поступил в художественный техникум, совмещая учебу в двух учебных заведениях и работу. Вскоре бросает землеустройство, его привлекает творчество. Работает художником в Саратове, продолжая учиться у Л. С. Уткина. В 1927-28 году читает лекции по теории изобразительного искусства в художественной школе Окрпрофобра Саратова и начинает работу над теорией цвета и колорита в пространстве, «в качестве непременного условия гражданского равенства» (цитата из автобиографии). С 1929 года перебирается в Москву, сотрудничает с книжными издательствами, оформляет выставки.

В 1930-х – художник театра «Ромэн» в Москве. Со своей женой, Бенедской Екатериной Александровной, Борис Десницкий познакомился в 1933-м году в Минске, куда был приглашен работать в Государственном Белорусском Театре оперы и балета штатным художником. Екатерина Александровна руководила балетом в этом театре.

1 ноября 1937 года художник арестован в Москве по подозрению в шпионаже, ОСО НКВД осуждён на восемь лет ИТЛ с поражением в правах. Заключение отбывал в Северо-Восточном ИТЛ (Колымские лагеря), сначала на общих работах (лесоповал), затем в Магадане художником в издательстве. И он, и его жена непрерывно пишут письма и заявления во все возможные инстанции с просьбой о пересмотре дела, в том числе пишут и Сталину.

Вот заявление Бориса Десницкого на имя И. В. Сталина от 24 мая 1940 года:

«После длительной работы мной разрешена одна из сложных задач современности, долженствующая сыграть значительную роль в эволюции человеческой культуры – мною раскрыты законы цветовых соотношений (хроматических и ахроматических) и созданы: теория натурального гармонического ряда и теория колорита. Явный голод по теории в промышленности, наличие разрыва содержания и формы в изобразительном искусстве, все это вызванное закончившимся в XIX веке процессом отмирания художественных школ, бывших дотоле единственными конденсаторами творческого опыта – дали мне мысль начать работу над теорией, тем более, что я, будучи по профессии художником, ясно осознал, что такие, на первый взгляд, простые задачи вроде построения одной цветовой фразы – настолько трудоемки, что человеческой жизни, как правило, не хватает для решения их. Так 13 лет тому назад в 1927 г. я дал себе слово создать работу большой социальной значимости.

Слово свое я сдержал. Работу выполнил. Но в конце работы в 1937 г 1/IX был непонятным образом арестован, обвинен в терроре, затем весною 1938 г. следователями искалечен, подписал дикий лживый, выдуманный следователем протокол о моей якобы шпионской деятельности, которую я никогда не вел и отослан на Колыму со сроком на 8 лет. Уже здесь, на Колыме, ночами заканчивал теорию цвета. Все заявления, поданные мною начальникам ГУСДС в 1939 и 1940 г. с просьбой хотя бы здесь, на Колыме, дать мне возможность технически закончить работу, не привели к желанным результатам. Жалобы, отправленные мною Верховному прокурору СССР в 1938 г. в Президиум Верховного Совета ССР в 1939 г и Народному Комиссару Вн. Дел, с просьбой о пересмотре дела, вероятно, не дошли по назначению. Физически слабея, не зная, что предпринять дальше, ибо держать в памяти все я не в состоянии уже, как крайнюю меру выбрал это обращение к Вам с просьбой о пересмотре дела. Молчать же я не в состоянии, ибо значение работы перестало быть только моим личным делом.

24/V-40 г. Б. Десницкий»

В 1944 году в издательстве «Советская Колыма» выходит детская книжка «Про Мишку неряху». Проиллюстрировал эту книжку Борис Десницкий, но поскольку в то время он был еще заключенным, фамилия его в книжке не указана.

Художник освобождён 15 ноября 1945 года, реабилитирован в 1955-м. После возвращения в Москву работал в книжной графике, иллюстрировал детские книжки, составлял раскраски. Умер 11 февраля 1985 года.

 

17 февраля 2015
О жизни и творчестве Бориса Десницкого

Похожие материалы

22 декабря 2015
22 декабря 2015
Конкурс на лучший проект памятника жертвам политических репрессий прошёл без особых дискуссий, победитель объявлен, и нам остаётся лишь типично российское развлечение — выборы с заранее известным победителем. Писатель и архитектурный критик Владимир Паперный, автор книги «Fuck Context», рассуждает о конкурирующих проектах.
18 марта 2015
18 марта 2015
Экскурсии «Топография террора. Лубянка и окрестности», подготовленные в рамках проекта «Москва. Места памяти», стали регулярными. Приглашаем вас на пешую прогулку 21 марта.
17 марта 2015
17 марта 2015
Книга правозащитника Владимира Альбрехта отвечает на один из фундаментальных театральных вопросов (которые многие ошибочно считают риторическим) – «что говорить, когда не о чем говорить».
5 августа 2014
5 августа 2014
5 августа исполняется год со дня гибели отца Павла Адельгейма. 9 сентября в Международном Мемориале откроется выставка памяти отца Павла, на которой будут представлены фотографии, аудио- и видеоматериалы, книги, документы, личные вещи...