Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
5 июля 2013

«Если б можно было, я бы кричала, чтоб Вы могли услышать мой голос...»

Виртуальный музей ГУЛАГа (www.gulagmuseum.org)
Виртуальный музей ГУЛАГа (www.gulagmuseum.org) Виртуальный музей ГУЛАГа (www.gulagmuseum.org)
Календарь не оставляет сомнений в том, что XX в. в прошлом. От него нас отделяют уже больше десяти лет. Но интерес к предшествующим десятилетиям не снижается и даже растёт. Пристальное изучение ХХ в., в сущности, только начинается. История ещё хранит слишком много тайн этого сложного «тоталитарного» столетия. Тем важнее работа по сбору, трактовке, сохранению и передаче знаний о наполнявших его событиях. 
 
НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург) и «Living History Forum» (LHF, Стокгольм) при поддержке Swedish International Development Cooperation Agency (SIDA, Стокгольм) создали проект «Уроки памяти политических репрессий в России ХХ в. Методика и практика освоения прошлого для развития прав человека». Он реализуется в форме конкурсов для школьных коллективов и отдельных преподавателей. В нём также участвуют методисты, члены краеведческих клубов, музейные специалисты.
 
В помощь не только участникам проекта, но и всем, кто интересуется методикой работы по сохранению и трансляции исторической памяти эксперты НИЦ «Мемориал» подготовили разработки, демонстрирующие формы работы с исторической памятью как в рамках, так и за пределами школьной программы. Эти методматериалы разделены на блоки «Урочные разработки», «Экскурсии», «Экспедиции», «Интервью».
 
 
Блок «Урочные разработки» включает материалы, относящиеся к трём предметам: истории, литературе и географии. Каждый раздел содержит методические рекомендации и презентации (слайды презентаций имеют ссылки на сайт «Виртуальный музей ГУЛАГа», где о каждом артефакте рассказывается подробно).
 
ИСТОРИЯ
 
Раздел «Методические рекомендации»

Горбачёв Иван Никитич (р. 1923), художник-любитель. В 1931 г. отец и два брата Горбачёва были арестованы, мать с детьми, среди них и И. Н. Горбачев, высланы из хутора Одранниково, Мошенского р-на, Ленинградской обл. в Кемеровскую обл. В 1935 г. семье позволили вернуться. В 2010 г. картина «Высылка крестьян в Сибирь», на которой художник изобразил сцену раскулачивания своей семьи, передана автором на временное хранение в музей «Колючая память ГУЛАГа» профессионального лицея № 8 г. Боровичи.

Здесь представлены методические советы и презентации по теме «Использование материалов Виртуального музея ГУЛАГа в преподавании истории». Кандидат исторических наук К. О. Битюков в статье «Использование сетевых ресурсов материалов в преподавании истории России XX – начала XXI веков (на примере материалов виртуального музея ГУЛАГа)» исследует формы работы в рамках школьного курса предметов социального цикла и истории, а также дает рекомендации по внеклассной работе по предметам социального цикла при изучении массовых репрессий. 
 
Раздел «Презентации»
1. Формирование советской государственности. Процесс становления советской власти показан через историю карательных институтов, а также репрессированных людей. Так, представлено знаменитое здание в Петрограде-Ленинграде на ул. Гороховой, 2, где в 1917–1932 гг. размещались ВЧК, ПетроЧК и Ленинградское отделение ОГПУ, Тюрьма в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, личные вещи российского военно-морского деятеля Алексея Михайловича Щастного, расстрелянного в 1918 г.
 
2. Гражданская война. Кризис 1921 г. Здесь представлены экспонаты Ишимского историко-краеведческого музея, относящиеся к событиям конца 1910 – начала 1920 гг., в частности, к эпизодам крестьянских восстаний и к людям, в этих событиях участвовавших.
 
3. Индустриализация и ГУЛАГ. Презентация рассказывает о строительстве Беломорско-Балтийского канала на примере экспонатов из местных музеев, фотографий строившихся силами заключенных объектов, писем, рисунков и пр.
 
4. Коллективизация. Трагедия крестьянских семейств, высланных на спецпоселение в отдаленные районы страны раскрывается через фотографии, личные вещи, картины.
 
5. Пересылка. Как осуществлялась транспортировка репрессированных к местам содержания, рассказывают рисунки литовца Гинтаутаса Мартинайтиса, шестилетним ребенком депортированного на Крайний Север со своей семьёй: теплушки, набитые людьми, смерть в пути, отделение мужчин от семейств на станции Науёйи Вильня, высадка женщин и детей на безлюдный холодный остров Трофимовск.
 
Щастный Алексей Михайлович (1881–1918), капитан 1-го ранга, начальник Морских сил Балтийского моря (наморси), расстрелян 22 июня 1918 г. по приговору Ревтрибунала при ВЦИК 
6. Как сохранить человеческое в человеке. Рассказ о повседневности лагерников состоит из следующих разделов: «Как выглядели лагеря», «Лагерный труд: перевоспитание или каторга?», «За пределы лагеря», «Спецпоселенцы». Здесь представлены фрагменты лагерных интерьеров, макет лагеря, выполненный школьниками, фотографии, журнальные вырезки, личные вещи заключенных.
 
7. Дети ГУЛАГа. Какую биографию товарища Сталина учили дети в г. Тайге, что писала школьница Мария своему учителю, сосланному в ИТЛ, с какой сумкой ходила в школу спецпереселенка Забирова, от чего умерла трёхмесячная дочка заключенной Шутовой – презентация рассказывает о детстве в ГУЛАГе и окрестностях.
 
8. Работники ГУЛАГа и НКВД. Рассказ о людях, работавших в системе НКВД: портреты, мандаты, обязательства о неразглашении тайн, фотография вещевого склада в лагере… Карательная система через судьбы её «винтиков». Показательна анкета сотрудника ОГПУ-НКВД К. М. Петрова, описывающая его карьеру – ученик слесаря, чернорабочий, красноармеец, старший делопроизводитель, агент, старший агент, помощник начальника отдела кадров УНКВД, заключённый.
 
9. Архивное зеркало террора. Уметь читать и трактовать архивные документы – важная часть работы историка. Презентация содержит только следственные документы (протоколы допроса, обыска, обвинительное заключение, выписка из акта о приведении приговора в исполнение и пр.). Здесь, например, есть красноречивый документ по делу учителя и музееведа Левен-Гельцера. В приговоре «тройки» он обвиняется в шпионаже в пользу Германии, воспитании учащихся в фашистском духе и подготовке поджога колхозов. 
 
Фирсова Софья Михайловна (1919–1999), преподаватель ленинградских вузов, арестована в 1949 г. и приговорена к десяти годам исправительно-трудового лагеря по обвинению в «участии в троцкистско-сионистской организации ЛГУ». С 1950 по 1954 гг. отбывала срок в Минлаге (Инта, Коми АССР). Освобождена 5 окт. 1954 г. по амнистии, вернулась в Ленинград 
10. Военнопленные. Лагеря для военнопленных и интернированных лиц различных национальностей – ещё один сюжет из истории России XX  в. Схема кладбища 11-го лаготделения лагеря № 503 ОПВИ НКВД для военнопленных, японец Мацуда Масао, спустя много лет после войны пишущий слова благодарности врачу городской больницы Анжеро-Судженска, женщине, которая спасла ему жизнь, – пример того, как многогранно можно раскрыть эту тему.
 
11. Реабилитация. «Встречайте выезжаю 9 октября вагон 9», – эту телеграмму дала Софья Фирсова, возвращаясь из Минлага, где она была в заключении с 1950 по 1954 г. Этапы её жизни показаны через документы из личного архива: фотографию с мужем до ареста, список продуктов, переданных ей в тюрьму, черновик письма С. М. Фирсовой в адрес делегатов XX съезда КПСС с фразой «Если б можно было, я бы кричала, чтоб Вы могли услышать мой голос…».
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
Раздел «Методические рекомендации»
Методический комментарий к презентации «В. Т. Шаламов: „Детские картинки». Кандидат педагогических наук С. В. Федоров предлагает учителям разработку, которая может быть использована на уроке литературы. Рассказ Варлама Шаламова, написанный в 1959 г. и входящий в цикл «Колымские рассказы», совсем короток. Однако с помощью этого методического комментария, предлагающего поработать с разными источниками, в том числе с экспонатами Виртуального музея ГУЛАГа, можно создать панораму жизни жертв репрессий – взрослых и детей. 
 
Раздел «Презентации»
«Детские картинки» В. Т. Шаламова. В презентации использованы рисунки узников ГУЛАГа, письма, фотографии, а также рисунки современных детей, контрастирующие с трагическими документами прошлого.
 
 
ГЕОГРАФИЯ
 
Раздел «Методические рекомендации»
Методика составления презентации советского промышленного города. Цель презентации: отразить условия и особенности формирования советских городов промышленного функционально-генетического типа, образованных при освоении природных ресурсов. Часто в основе становления городов такого типа лежит труд политзаключенных ГУЛАГа, заложены они были как лагерные поселения (Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Магадан, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка).
 
Раздел «Презентации»
Инта: образ города. На богатом материале (карты, фотографии, документы, картины) рассказывается о прошлом и настоящем Инты, города, на месте которого силами узников ГУЛАГа во второй половине 1930-х гг. началась добыча угля.
 

Свидетельство о холокосте. Из документального фильма «Рассказчик» / «Living History Forum» (Швеция)


Виктор Александрович и Екатерина Христофоровна Штуккерт, Омская обл. Эльвира Александровна Витман, Омская обл. Из документального фильма «Поволжские немцы» / НИЦ «Мемориал»

 
 
«Рассказчик». НИЦ «Мемориал» представляет один из вариантов использования интервью в образовательном процессе по методике, разработанной Living History Forum. Фильм показывает, как работает группа, состоящая из пожилых людей, свидетелей Холокоста, и совсем молодых (ими могут быть студенты или школьники). Те, чье детство и юность пришлись на военные годы, вспоминают эпизоды гонений, задача молодых слушателей – пересказать услышанное, оттолкнувшись от яркого эмоционального акцента. Таким образом, история перестают быть набором сухих фактов, превращается в индивидуальное переживание. 
 
«Поволжские немцы». В этом документальном фильме представлена ещё одна методика, с помощью которой можно заниматься «живой историей». Фильм построен на интервью с поволжскими немцами, пережившими в 1941 году массовую депортацию в удаленные районы СССР. Здесь рассказы жертв репрессий для наглядности и полноты картины сопровождаются демонстрацией экспонатов из Виртуального музея ГУЛАГа
 

Вокзал Рязани. 1970-е гг. / Рязанское общество «Мемориал»


Предметы и образы ГУЛАГА. Фрагмент виртуальной экскурсии / НИЦ «Мемориал»

 
 
Презентация «Вокзал Рязани». О чём может рассказать история городского вокзала? Если это вокзал крупного российского города, то за XX в. он увидел очень многое. Бронепоезд Троцкого и «мешочников» в 1919 г., погрузку политзаключённых в «телячьи вагоны» в 1937-м, жертв послесталинских репрессий в 1958-м… Презентация, созданная сотрудниками рязанского «Мемориала», демонстрирует, как плодотворно можно работать с городскими объектами, вооружившись определенной исследовательской оптикой.
 
Предметы и образы ГУЛАГа. Виртуальная экскурсия. Вещи из ГУЛАГа, сохранившиеся в музеях, зачастую типичны: ватники, мятые алюминиевые миски, лопаты, газеты, – такого добра в Советском Союзе было полно. Индивидуальная история этих предметов нередко утрачена, в том числе и из-за гибели владельцев. Как восстановить их исторические, социальные и личностные смыслы рассказывает виртуальная экскурсия по фондам музея.
 
Марина Полякова

Похожие материалы

29 декабря 2014
29 декабря 2014
Список участников конкурса-стипендиатов фонда Михаила Прохорова
7 октября 2016
7 октября 2016
1920-е годы называют «золотым десятилетием краеведения». А в годы Великого перелома большинство краеведов было репрессировано. Сотрудник музея «Мемориала» беседует с Татьяной Васильевной Смирновой, краеведом и составителем книг о ее родных – краеведах 1920-х годов.
31 января 2013
31 января 2013
Семинар задуман для исследования, описания и осмысления отношений человека и советского государства в пространстве Москвы, для внесения памяти об этих отношениях в карту современного города и горожан.
24 февраля 2010
24 февраля 2010
Любовь можно описывать не только как индивидуальное чувство, но и как явление, заданное культурой («культурный конструкт»). В этом смысле она оказывается тесно связанной с идеологиями, значимыми для данного общества. Трансформация представлений о любви – часть советской истории и возможная тема для уроков: «1920-е годы. Любовь и революция», «1930-50-е годы. Эрос на государственной службе», «1960-70-е годы. Оттепель в любви».