Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

О новом издании повести В. Драгунского «Он упал на траву»

Дайджест
22 марта 2013

После интервью критика Галины Юзефович взялась перечитывать Драгунского – ищу устаревшие реалии, которые требуют объяснения. Казалось бы, чему там устаревать? Оказывается, многому. Космос ушел с первых страниц газет, а значит, потерял свое место в разговорах взрослых и дворовых играх детей; изменились игры, да и сам двор – некогда безопасный сквозной мир с обитаемой мусоркой, где можно найти запчасти к ракете, или открытой настежь дверью в домоуправление (см. фильм «Я шагаю по Москве», герои которого, кажется, общаются между собою исключительно крича из распахнутого окна на улицу); коммунальная квартира и снующие по коридору взрослые с горячими чайниками в руках; песня «Ландыши, ландыши» за стеной и долгожданное получение отдельной жилплощади. Красноармейцы, которые бьются против белых (или фашистов? у героя рассказов по этому вопросу нет ясности: во время кинофильма «Алые звезды» весь его класс палит из своих пистолетов в экран, целясь по тем и другим). Глядишь – жизнь Дениски Кораблева и Мишки Слонова действительно потребует издания специального справочника.

Собственно-историческая повесть Драгунского «Он упал на траву», которая вышла в издательстве «Самокат», так и опубликована – с послесловием историка Станислава Дудкина, в четверть объема самого произведения. «Как это было» – книжная серия о Великой отечественной войне, в которой художественный текст снабжен обширнейшим приложением с картами, фотографиями и поэтапной историей операций под Москвой и Наро-Фоминском. Повесть, оформленная таким образом, выступает в роли военного документа; между ней и читателем устанавливаются отношения прежде всего просветительские.

Самостоятельный и подробный комментарий использует текст Драгунского в качестве иллюстрации.

“Четыре ладные девочки с узенькими талийками вели под уздцы допотопное чудище,”

– уличная зарисовка маневров удивительного уже для сороковых годов дирижабля влечет за собой историю маскировки архитектуры Москвы перед воздушными ударами; картина бредущих от немецкого наступления людей со скарбом сопровождает анализ расстановки сил и изложение сути операции «Тайфун»; удалой танец ополченца Гришки по прозванию Каторга под реющим немецким самолетом дополняется фотокопией сброшенной с самолета листовки. В самой повести незадолго до знакового танца под пулями главный герой пытался побить Гришку за похабные замечания, которые тот опускал при чтении фронтовых сводок. Гришка обещал главного героя зарезать и плясал перед ним с финским ножом. 

В 1960-х годах, во время первых публикаций повести, Гришку Каторгу немного сокращали (о чем рассказывает редактор серии, Илья Бернштейн) из цензурных соображений. Кроме этих фрагментов, резали жалобы главного героя на недолжное качество выданного инвентаря («какая беспримерная сволочь равнодушно подсунула нам эти лопаты») при помощи которого он, не годный к военной службе, копает заграждения под Москвой; ограничивали намеки на чувственное влечение, упоминания о солдатской грубой речи. В «Самокате» выпущен вариант, наиболее близкий к авторскому замыслу.

Повесть «Он упал на траву» почти автобиографическая – во всяком случае, на фронт Драгунского, как и его героя, не взяли; он тоже служил в театре, и ключ от квартиры в почтовом ящике будущему Александру Галичу, упомянутому в повести под своей настоящей фамилией, действительно оставлял. Из нее можно узнать о стремительном начале войны, об огромных потерях среди красноармейцев и добровольцев – стариках, юношах, близоруких, хромых и увечных, которые обороняли Москву, окапывая ее занозистыми и неуклюжими инструментами. И эти факты, непарадные факты войны, оттесняют внимание читателя от литературного устройства повести – от любовной линии, которая делится на трое, от рефрена, соединяющего гражданскую войну с отечественной, – революционной песни, не совсем точная строчка которой дает название повести. Песню «Там вдали, за рекой» поют ополченцы, отправляясь в вагонах на рытье оборонных окопов, она крутится в голове у героя, когда по дороге к Москве гибнет его товарищ, ее строчки, переставшие быть стихотворными, оформляют его размышления по дороге на новую медкомиссию. Кроме фактуры, в повести Драгунского живет история о том, как существующие в голове персонажа художественные образцы из прошлого будто бы одушевляются вновь обретенным военным опытом – в данном случае, опытом личной утраты.

В детской прозе Драгунского мало следов давно закончившейся войны («Денискниы рассказы» выходили с 1959-го). В катящейся и гремящей быстрой детской жизни живут военные игры и школьные спектакли про поимку шпионов, однако действительное столкновение с ее приметами автор бережет для особого случая. Воспоминания отца о московском голоде из «Арбузного переулка», тяжелая фронтовая похвала «Человека с голубым лицом», орденские планки хозяина канарейки, победившей на конкурсе птичьих вокалистов. Среди смешных происшествий, школьных случаев и путаницы, в «Денискиных рассказах» спрятаны ошеломления. Почти каждая история – это моментальный контрастный снимок чувства, впервые встреченного человеком; а весь цикл – азбука детских эмоциональных потрясений. Про которые мало что можно объяснить – да аналитичность и не свойственна детскому взгляду; поэтому, совершенно отдавшись смутному ощущению ужаса от военных воспоминаний отца, доедает герой в бессознательном состоянии молочную лапшу, и отец молча сжимает его руку после представления, на котором девочка на шаре не появилась.

Может, читатели младшего школьного возраста действительно не поймут про тесноту в коммуналках, или про дворовую радость по поводу запуска ракеты «Восток». Зато про светлячка, или про плюшевого «Друга детства» точно должны понять.

По теме:

Ещё можно успеть

Где: Брисбон (Австралия)
Заявки до:

Университет Гриффита принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций в области палеонтологии.
В фокусе — позвоночные ископаемые из пещер Суматры.
Размер: 26 682 австралийских доллара в год.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Флоренция (Италия)
Заявки до:

Европейский университет (Флоренция, Италия) принимает заявки на предоставление стипендий лицам с научной степенью для проведения исследований в области истории, политологии, социологии, экономики и права.
Размер: 2000 евро в месяц.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Милан (Италия)
Заявки до:

Новая академия изящных искусств (NABA — Милан, Италия) принимает заявки на предоставление стипендий для обучения по магистерским программам.
Тематика: коммуникативный дизайн, мода и дизайн одежды, визуальное искусство и кураторство. Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Мельбурн (Австралия)
Заявки до:

Университет Мельбурна (Австралия) принимает заявки на предоставление стипендий в размере сокращения платы за обучение в Высшей школе гуманитарных и социальных исследований.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Лимож (Франция)
Когда: -
Заявки до:

Университет Лиможа (Франция) организует конференцию, посвящённую Франции и римской инквизиции в XV-XIX вв.
В фокусе — инквизиция во Франции в раннее Новое время, сравнительные исследования.
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
albrecht.burkardt@unilim.fr и jpgay@uclouvain.be

Где: Лозанна (Швейцария)
Когда: -
Заявки до:

Лозаннский университет (Швейцария) организует конференцию под названием «Война и депортация в Оттоманской Империи».
Какого рода миграции происходили перед, в ходе и после военных конфликтов в период с 1890-х по 1923 год? Какими факторами они были вызваны? Какие миграции были характерны для мирного, какие — для военного времени? Как политика выселения превращается в политику уничтожения?
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
waranddisplacement@gmx.de

Где: Мельбурн (Австралия)
Заявки до:

Университет Мельбурна (Австралия) принимает заявки на предоставление стипендий для обучения по магистерским программам в области прав человека.
Размер: 31000 $ в год.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Лос-Анджелес (Калифорния, США)
Заявки до:

Фонд им. Дж. Пола Гетти (США) принимает заявки на предоставление стипендий для стажировок в области визуального искусства в музее и исследовательском институте им. Дж. Пола Гетти. Срок: 8 / 12 месяцев.
Размер: 20 000$ / 30 000 $.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Гисен (Германия)
Когда: -
Заявки до:

Международная высшая школа исследования культуры (Гисен, Германия) организует конференцию, посвящённую процессам десакрализации в современном обществе, а также понятию “священного”.
В фокусе, в частности, находится борьба индейцев племени дакота и сиу за охрану “священных пространств” от посягательств торговых организаций.
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
jens.kugele@gcsc.uni-giessen.de и  katharina.stornig@gcsc.uni-giessen.de

Где: Кёльн (Германия)
Когда: -
Заявки до:

Высшая школа гуманитарных наук a.r.t.e.s. при Кёльнском университете (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций.
Размер: 3073 евро (брутто).
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
artes-EUmanities@uni-koeln.de

Где: Кёльн (Германия)
Когда: -
Заявки до:

Также a.r.t.e.s объявила конкурс на 9 стипендий для написания диссертаций для в области междисциплинарного подхода к исследованию культуры.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
artes-application@uni-koeln.de

Где: Базель (Швейцария)
Заявки до:

Высшая школа истории в Базеле (Швейцария) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций.
Размер: 30000 франков за полгода.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
roberto.sala@unibas.ch
Заявки принимаются дважды в год: 2017-11-05 / 2018-02-06.