«Память о прошлом не имеет ничего общего с научной историей». Ян Ассман
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

«Deutsche Welle» о падении Берлинской стены

25 ноября 2009

Он-лайн издание «Немецкой волны» подготовило серию материалов, приуроченных к юбилею Падения Берлинской стены – среди них исторические справки, интервью, коллекции фотографий, документальный фильм. «Уроки истории» анонсируют эту подборку.

 
Статья «Падение Берлинской стены – 9 ноября 1989 г.» восстанавливает подробную историю событий двадцатилетней давности – пресс-конференция члена политбюро СЕПГ Гюнтера Шабовского, демонстрации протеста в Лейпциге, визит Горбачёва в ГДР, демонстрация на Александерплатц в Берлине, реакция западных стран.
 
Корреспондент Ефим Шуман рассказывает о Лейпцигской ярмарке, проходившей в марте 2009 г. и посвящённой воссоединению Германии. Речь идёт о новых книгах, посвящённых событию, которые были представлены на ярмарке и которые выражают разный спектр мнений по этому поводу.
 
В своём интервью писатель Инго Шульце[1]  делится воспоминаниями о том, какой была Восточная Германия, о постепенном «исчезновении Запада», сложном процессе переосмысления прошлого.
 
Отрывок из интервью:
«Я никогда не делал пожертвований на восстановление собора Фрауэнкирхе, однако он нравился мне своими очертаниями, а тогда я стоял перед ним и думал: "Боже мой, неужели это центр Дрездена?".
Однако еще ужаснее было то, что возникло вокруг собора - этот Диснейлэнд для туристов, сооруженный из бетона с гипсовым фасадом. То, что мне никогда не нравилось, эта мешанина дрезденского барокко со сталинизмом, все-таки является архитектурой и имеет, по меньшей мере, связь с определенной эпохой. В ней отсутствует подобная неразборчивость.
А теперь в центре Дрездена пытаются выстроить сказочную страну, но, по сути, речь идет лишь о привлечении туристов и коммерции. То, что я никогда не считал архитектурой, внезапно начинает там цениться и приобретает почти человеческий облик».
 
«Deutsche Welle» представляет и свой фильм о германо-германской границе – «За каменной стеной» (доступен в формате FLV и mp4), он был создан в сотрудничестве с фондом Berliner Mauer. Граница восстановлена с помощью компьютерной анимации. «Чтобы, по возможности, детально воспроизвести пограничные заграждения, авторы анимации на основе исторических свидетельств создали свыше 130 тысяч изображений», ­– рассказывается в аннотации к фильму.
 
«Раздел Германии и образование двух немецких государств» возвращает нас в предысторию Падения стены – капитуляция немецкого вермахта в мае 1945, политика американцев до 1947 г., объединение КПГ и СДПГ, «План Маршалла» и начало Холодной войны, создание ФРГ, образование ГДР.
 
Интересен материал и о строительстве стены, представляющий собой краткий очерк истории вопроса.
 
Особого внимания заслуживает статья «Классовый враг на голубом экране» – её автор Марлис Шаум поднимает вопрос, действительно ли пресса могла ускорить падение стены? Рассказывается о непростых отношениях сотрудников журнала Spiegel с официальными представителями ГДР, о постоянной слежке за иностранными журналистами, работающих на территории Восточной Германии, о контроле просмотров западно-германского телевидения и официальных комментариях к просочившимся сюжетам.
«Перед глазами граждан ГДР, которые не смогли покинуть свою страну, было открыто окно в другой мир. Через него они получали информацию о событиях за рубежом – информацию, не совпадавшую с пропагандой в официальных восточногерманских СМИ», – говорит журналист Йохан Штадт.
 
О Лейпцигской демонстрации 9 октября 1989 г. рассказывает бывший пастор церкви Св. Николая Кристиан Фюрер (эта церковь сыграла особую роль в лейпцигском движении протеста).
 
Сотрудники Deutsche Welle опубликовали с серию интереснейших документальных фотографий, которые рассказывают об истории двух государств и событиях, которые привели к восстановлению страны (см. коллекцию «Путь к германскому единству» – http://www.dw-world.de/dw/0,,8632,00.html внизу страницы). Визуальный материал разбит на периоды, каждая фотография сопровождается продуманным комментарием.
 
 
Другая коллекция «Типично восточное – типично западное» (http://www.dw-world.de/dw/0,,8632,00.html, внизу страницы) представляет собой комментированный фотоархив, рассказывающий о повседневных реалиях восточных и западных немцев. Здесь обнаруживаются до сих пор существующие стереотипы по отношению к жителям двух бывших блоков. Типично восточное – «трабант», «пластик и эластик», песочные человечки, вечные нытики, шпреевальдские огурчики… Типично западное – вечерние новости Tagesschau, каталог Otto, высокомерие, бананы, дённер, магазины Aldi…


[1] Инго Шульце родился в 1962 году в Дрездене, сейчас живет в Берлине и является свободным автором. Его роман "Simple Storys" (1998) многие критики назвали долгожданным романом об объединенной Германии. Новое произведение Шульце "Адам и Евелин" стало одним из номинантов литературной премии Deutscher Buchpreis в 2008 году. Действие трагикомедии разворачивается в 1989 году. – комментарий Deutsche Welle“.

 

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 

Комментарии

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.