«… если даже считать, что история ни на что иное не пригодна, следовало бы всё же сказать в её защиту, что она увлекательна». Марк Блок
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

«Я иду на урок истории»

26 ноября 2009

Портал «Я иду на урок истории», созданный на базе приложения к газете «1 сентября» «История» знаком, наверное, многим учителям-предметникам. На этом сайте собраны преимущественно материалы, которые являются готовыми методическими разработками для проведения занятий в школе. Ниже приводится краткая аннотация имеющихся на этом сайте разделов, которые коррелируют с проблематикой «Уроков истории».

Россия в начале XX века (1900–1918 гг.). Революция 1905–1907 годов. Третьеиюньская монархия. Февральская революция. Двоевластие.

Всего на настоящий момент (ноябрь 2009 г.) раздел насчитывает 94 статьи, это один из наиболее полно представленных периодов по истории России, который опубликован на данном сайте. К сожалению, лишь некоторые разработки, опубликованные в газете до 2000 г. есть на сайте в электронном виде. Однако не опубликована в интернете лишь малая часть материалов. В данном разделе читатель найдёт интересные материалы объёмных (с точки зрения традции исторического изучения), но недостаточно полно представленных в школьной программе тем, таких как Первая Мировая война (см., например, материалы «Россия в Первой Мировой войне» Часть 1 и Часть 2). Здесь же размещены  интересные материалы по истории повседневности (например, «Из истории российских железных дорог»), региональной истории (например, «Быт и традиции Сибири»), женской и детской истории («Женщины и дети в сражениях Первой мировой»), семейной истории («Неизвестные москвичи – Шелапутины»).

В рубрике Октябрьский переворот 1917 года. Установление большевистской диктатуры. Декрет о мире всего опубликовано 34 статьи. Среди прочих материалов особо отметим разработки о сатире в 1917 г. (с интересной подборкой визуальных и текстовых иллюстраций), а также решении квартирного вопроса в пост-революционной Москве.

Раздел Россия в годы Гражданской войны (1919–1922 гг.). Политика «военного коммунизма» cодержит 29 материалов, большинство из которых доступны в электронном виде.

Советская страна в период НЭПа (1921–конец 20-х гг.). Образование Союза ССР - 20 статей по теме.

Социально-экономическая и политическая жизнь советского тоталитарного государства (конец 20-х-1941 гг.). Индустриализация страны. Коллективизация сельского хозяйства. 39 статей, с разработкой интересных аспектов темы (например, «Трагедия большого скачка» Л. Кацвы, статья о крестьянской ссылке и др.)

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Всего размещено 58 статей по теме. В том числе разработки известного учителя, автора школьных учебников Леонида Кацвы (см. здесь и здесь). В рамках этой темы поднимаются и «непопулярные» в официальной историографии этнические проблемы, например в разработке О. Сорокиной «Этносы на оккупированной территории СССР в годы Второй Мировой войны», Е. Синявской «Солдаты Красной армии на польских землях», А. Сенявского «Поляки в Красной армии. Социально-психологические проблемы» .
Один из успешных поворотов – представление о войне глазами отдельных людей (см., в частности, «Воспоминания и размышления солдата об отдельных событиях Отечественной войны 1941–1945 годов»)

СССР в середине 40-х–начале 60-х годов. 27 статей по теме. В этой рубрике – статьи Л. Кацвы «Апогей сталинизма», «Оттепель» Часть 1 и Часть 2.

Советский Союз во второй половине 60-х–начале 80-х годов. 21 статья по теме.
Интереснейшая разработка в этом разделе – «Советская пресса о нонконформистском искусстве» А. Головатенко – приведены фельетоны «Правды», интервью с художниками, справки в ВЛКСМ, фрагменты тетрадей художника И. Бокштейна – всё, что может помочь сделать урок по теме увлекательным и доступным.

СССР в период либерализации и перестройки (1985-1991 гг.). События 19–21 августа 1991 г. Всего 21 статья по теме.

К сожалению, «Я иду на урок истории» заканчивает хронологию истории России ХХ в. на 1991 годе, в то время как очевидно, что 90-е являются полем горячих дискуссий, и помощь учителю-предметнику в освещении этого периода была бы как нельзя более своевременной и уместной.

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 

Комментарии

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.