«Многие события, признаваемые историческими, никогда не были чьими-либо воспоминаниями». Поль Рикёр
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

Модель памяти – модель мышления

20 июля 2011

В начале 2009 г. группа студентов из университета г. Йена (Германия), участвовавших в семинаре «Образы ГУЛАГа»1, предприняла рабочую поездку в Москву и Пермь – чтобы посетить организации, которые занимаются проблемами памяти о тоталитарном прошлом России. На основе впечатлений от этой поездки, опыта знакомства с историей репрессий в России недавно был создан веб-сайт, информацию о котором см. ниже.

Данный проект посвящён памяти о преступлениях советского режима в современной России – о физическом и психологическом насилии, репрессиях и господстве произвола на территориях (и вне) лагерей, и представляет российские историко-политические институты, разрабатывающие модели воспоминаний о таком прошлом. 

Источник: www.gedenkmuster.uni-jena.de

 

Модель памяти – модель мышления

По-немецки выражение «модель мышления» – «Denkmuster» вписывается в слово «модель памяти» – «Gedenkmuster». Сопоставляя эти сходные слова, участники семинара подчёркивают, что в их задачи входило критическое, исследовательское изучение роли российских институций (таких, как Московской Мемориал, Сахаровский центр, Музей ГУЛАГа, а также мест, где разворачивались исторические события – Донское кладбище, Бутовский полигон, Музей Пермь-36) в формировании образа прошлого, моделей воспоминаний о жертвах, в осмыслении преступлений режима.

 

Пермь-36 как пример альтернативной модели памяти

Мемориал Пермь-36, на территории которого до 1987 г. продолжал существовать лагерь уголовной системы наказания, сочетает в себе две возможности – это аутентичное место памяти и институт, ведущий историческую и критическую работу. Здесь представлен спектр возможностей и препятствий (социальных, государственных и пр.), с которыми сегодня сталкиваются и на которые должны реагировать современные российские организации, занимающиеся историко-просветительской и образовательной работой.

Административное здание у входа в музей Пермь-36 до недавнего времени служило служебной постройкой при соседнем здании психлечебницы. Даже сегодня отоплением бывшего лагеря и прилегающей территории специально занимается ближайшая деревня Кучино. В этих деталях наблюдается типичное для этого места переплетение прошлого и настоящего: всё, что принадлежит прошлому, находится в опасности «тотальной» реконструкции, а потому (пока) консервируется.

 

Данный проект представляет российские учреждения, которые занимаются преступлениями советского режима, а также места, хранящие память о репрессиях. Это служит задаче – сделать так, чтобы о ведущемся в России изучении советских преступлений до 1980-х гг. стало больше известно на Западе, и чтобы проект, таким образом, служил межкультурному диалогу.

 

Места и акторы памяти

Изучение преступлений советского строя в современной России во всём их многообразии едва ли может быть исчерпанным. Многие исторические свидетельства конкурируют друг с другом и / или сосуществуют. Чтобы всё-таки получить представление об изученности в российском обществе темы репрессий, правомерно поставить вопрос о тех местах и акторах в современной российской культуре, которые имеют дело с этой тематикой. Места памяти (по Пьеру Нора, lieux de mémoire) объединяют в себе разный исторический опыт и разные рассказы и могут представлять / символизировать собой некое общее воспоминание. Как мы помним, в концепции Нора места памяти не обязательно имеют географическую привязку. Под акторами авторы сайта понимают людей, но преимущественно – институты и организации, чья историко-культурная деятельность представлена широкой общественности в России. Были выбраны три места памяти, в которых преступления советского режима манифестированы особым образом, и также выбраны три актора – организации, которые специально занимаются проблемой репрессий в СССР. Впрочем, внести ясное различение между «местами» и «акторами» не всегда представляется возможным.

 

Ниже приводится список акторов и мест памяти, которые были проанализированы участниками проекта. Urokiistorii публикуют лишь краткое содержание этого раздела, впрочем, отражающее структуру и логику исследовательской мысли, а также важные аспекты, касающиеся организации каждого из мест.

Пермь 36

Введение

Пермь-36: история и истории

Что является подлинным?

Штрафлагерь и психиатрия

Воспоминания вне забора

Прошлое встречает будущее

Лакуны в воспоминаниях

Интервью с директором лагеря: «Нет гражданского общества»

Участок особого режима в фотографиях

Участок строгого режима в фотографиях

 

Бутово

Введение: Бутовский полигон тогда и сейчас

Церковь и государство рука-об-руку?

Бутово: место преступления без содеявших

Что в Бутово делает царь?

Религиозные практики в Бутово

 

Донской монастырь и кладбище

Введение: монастырский комплекс

Донской монастырь

Антон Иванович Деникин

Александр Исаевич Солженицын

Новое кладбище

Крематорий

Церковь и государство во Второй Мировой войне

 

Международный Мемориал (Москва)

Введение

Оказание помощи жертвам репрессий и их родственникам

Акция «Возвращение имён»

Один объект музея

Говорящие сами за себя действия

Изучение истории

Написание истории – дело государства?

Сергей Адамович Ковалёв

Музей Мемориала в Москве

Архив Мемориала в Москве

 

Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова

Введение

Андрей Сахаров: жизнь и труд

Национальная история как испытательный полигон? Государственные учебные планы, общественные контрпредложения

Музей Сахаровского центра

Память в Сахаровском музее

Елена Боннер

Государственный музей истории ГУЛАГа

Утверждение истины любыми средствами

Искусство в музее ГУЛАГа

Изучение насилия в музее ГУЛАГа

Троянский конь в музее: язык преступников не может служить мёртвым

Виртуальный тур по музею истории ГУЛАГа

 

Кроме описательного рассказа, каждое из этих мест было включено в общий историко-культурный контекст, связанный с изучением прошлого в современной России. Отталкиваясь от схемы Йорна Рюзена (схемы трёх измерений в историческом процессе– политической, образовательной и художественной составляющей исторической культуры), участники проекта находят место для каждой из организаций в такого рода модели. Помимо этого, ими даётся общая характеристика состояния исторической культуры в России, роли государства в определении образов прошлого (рассказывается о комиссии против фальсификации истории, Государственном музее Великой Отечественной войны, музее современной истории), указываются альтернативные подходы исторических репрезентаций. Сайт сопровождается кратким информационным справочником, поясняющим основные понятия проекта.

  • 1. Семинар «Образы ГУЛАГа» семинар был организован кафедрой Истории Восточной Европы в Йенском университете и мемориальным комплексом Бухенвальд.

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 

Комментарии

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.