История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». Маркс, Энгельс
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

Рекомендации Совета Европы о преподавании истории в XXI в.

17 июня 2013

Рекомендация Совета министров Европы (2001 г.), которая, в частности, отмечает, что идеологические фальсификации и манипуляции историей несовместимы с основополагающими принципами Совета Европы, а также формулирует задачи и методы преподавания истории. Одна из главнейших целей – «развитие у учащихся интеллектуальной способности анализировать и интерпретировать информацию критически и ответственно, через диалог, через поиск исторических свидетельств и через открытые дебаты на основе мультиперспективности, особенно в спорных и деликатных вопросах. Преподавание истории не должно быть инструментом идеологических манипуляций, пропаганды или использоваться для продвижения нетерпимых и ультра-националистических, ксенофобских, расистских или антисемитских идей».

Оригинальный документ

СОВЕТ ЕВРОПЫ
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

Рекомендация (2001) 15
Комитета министров государствам-членам
о преподавании истории в двадцать первом веке в Европе

(Принята Комитетом министров 31 октября 2001
на 771-м заседании представителей министров)

Комитет министров, в соответствии со статьей 15 b Устава Совета Европы,

Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами;

Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию, подписанную в Париже 19 декабря 1954 года, которая призвала подписавшие ее государства поощрять изучение истории и культуры других договаривающихся Сторон и способствовать такому изучению на территории других договаривающихся сторон;

Учитывая саммиты в Вене (1993) и Страсбурге (1997), на которых главы государств и правительств Совета Европы:

– Выразили желание сделать Совет Европы полностью способным соответствовать задачам двадцать первого века;

– Заявили о необходимости всестороннего взаимопонимания и доверия между народами, в частности, с помощью программы преподавания истории с целью устранения предрассудков и подчеркивая положительное влияние разных стран друг на друга, религий и идей в историческом развитии Европы;

– Подтвердили образовательные и культурные аспекты основных проблем в Европе завтрашнего дня;

Подтверждая, что идеологические фальсификации и манипуляции историей несовместимы с основополагающими принципами Совета Европы, как это определено в Уставе;

Принимая во внимание рекомендации Парламентской Ассамблеи об европейском измерении образования (Рекомендация 1111 (1989)), а также по истории и изучении истории в Европе (Рекомендация 1283 (1996));

Учитывая Резолюцию № 1, принятую на 19-й сессии Постоянной конференции министров образования европейских стран, на тему тенденций и общих проблем в сфере образования в Европе (Кристиансанд, Норвегия, 1997), а также выводов и резолюций 20-й сессии Постоянной конференции министров образования европейских стран по проекту «Изучение и преподавание истории Европы в ХХ веке" (Краков, Польша, 2000 г.);

Принимая во внимание декларацию, принятую на неформальной конференции министров образования стран Юго-Восточной Европы (Страсбург, 1999), в которой рекомендуется осуществлять практическую деятельность в тех тематических областях, в которых Совет Европы имеет опыт проверенной временем и широко признанной экспертизы, в том числе, в области преподавания истории;

Принимая во внимание декларацию, принятую на Региональной конференции министров образования стран Кавказа (Тбилиси, Грузия, 2000);

Принимая во внимание Рекомендацию № R (98) 5 Комитета министров государствам-членам относительно наследия и образования, в котором министры утверждают, что образовательная деятельность в наследии призвана осмыслить будущее через лучшее понимание прошлого;

Принимая во внимание Резолюцию (98) 4 Комитета министров о культурных направлениях работы Совета Европы;

Учитывая Рекомендацию № R (2000) 1 Комитета министров государствам-членам о развитии сотрудничества между граничащими друг с другом территориальными сообществами и властями в области культуры, в котором министры утверждают, что совместные мероприятия помогают молодым людям приобрести межгосударственное видение при одновременном повышении их информированности о разнообразии культурных и исторических традиций;

Принимая во внимание резолюции по культурному наследию, принятые на 5-й Конференции европейских министров (Порторож, Словения, 2001), в которой министры подтвердили, что преподавание истории должно быть основано на понимании и объяснении наследия, а также тот факт, что следует обратить внимание на межгосударственный характер наследия;

Учитывая Рекомендацию № R (2000) 13 Комитета министров государствам-членам о европейской политике в отношении доступа к архивам, в котором министры, принимая во внимание растущий интерес общественности к истории, и отмечая, что лучшее понимание недавней европейской истории может способствовать предотвращению конфликтов, призывают к европейской политике в отношении доступа к архивам, основанного на принципах, совместимых с демократическим ценностям;

Принимая во внимание Рекомендацию № R (97) 20 Комитета министров государствам-членам о «разжигании ненависти», в которой понятие «разжигание ненависти» включает в себя все выражения, которые распространяют, подстрекают, стимулируют или оправдывают расовую ненависть, ксенофобию и антисемитизм , и в которой отмечено, что влияние языка вражды более разрушительно в случае распространения в средствах массовой информации;

Принимая во внимание предварительную работу Совета Европы в преподавании истории, основанную на идее примирения и положительных взаимных влияний между нациями, как в послевоенный период, когда работа была направлена на избавление учебников истории от следов предвзятости и предрассудков, так и при осуществлении проекта «История в новой Европе» и программы «Преподавание истории и новая инициатива Генерального Секретаря», которые способствовали разработке методологий модернизации преподавания истории, производству новых учебников и подготовке учителей в республиках бывшего Советского Союза;

Приняв к сведению результаты проекта «Изучение и преподавание истории Европы в ХХ веке» и все учебные материалы, представленные на заключительной конференции проекта под названием «Двадцатый Век: Пересечение мнений», символически состоявшейся в Доме истории Федеративной Республики Германия (Дом истории в Бонне, Германия, 2001);

Отмечая, что проект «Изучение и преподавание истории Европы в ХХ веке», позволил, среди прочего:

– достичь заметных успехов в создании плюралистической и терпимой концепции преподавания истории, в частности, посредством разработки индивидуальных исследований и анализа данных;

– выработать ряд образовательных инноваций, используя как информационные технологии, так и новые источники учебного материала;

– представить примеры открытых подходов к центральным проблемам двадцатого века европейской истории,

РЕКОМЕНДУЕТ

правительствам государств-членов в рамках их конституционных структур, национальных или местных условий и систем образования следующее:

  • опираться на принципы, изложенные в приложении к настоящей Рекомендации, в отношении текущих и будущих реформ в преподавании истории и обучения для учителей истории;
  • обеспечить с помощью соответствующих национальных, региональных и местных процедур, информирование соответствующих государственных или частных органов своего государства о принципах, изложенных в настоящей рекомендации, при поддержке справочных документов, которые лежат в ее основе, в частности, учебных ресурсов, подготовленных для проекта «Изучение и преподавание истории Европы в ХХ веке»;
  • на основе договоренностей, которые будут определены, продолжать деятельность, связанную с преподавания истории в целях укрепления доверительных и толерантных отношений внутри и между государствами, а также отвечать на вызовы двадцать первого века;
  • применять комплексный подход, используя другие проекты Совета Европы, в частности, проект «Образование для демократического гражданства» и работу, проводимую в области культурного наследия;

Просим Генерального секретаря Совета Европы довести эту рекомендацию до сведения тех государств, которые являются участниками Европейской культурной конвенции, но не являются членами Совета Европы.

Приложение к Рекомендации Rec (2001)

1. Цели преподавания истории в двадцать первом веке

Преподавание истории в демократической Европе должно:

  • занять важное место в подготовке ответственных и активных граждан и стать решающим в развитии уважения ко всем видам различий, основываясь на понимании национальной идентичности и на принципах толерантности;
  • стать решающим фактором в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами;
  • играть жизненно важную роль в развитии фундаментальных ценностей, таких как терпимость, взаимопонимание, права человека и демократия;
  • быть одним из основных частей свободно возведенного здания Европы на основе общего исторического и культурного наследия, обогащенного через разнообразие, в том числе, – конфликтного и порой драматического характера;
  • быть частью политики в области образования, которое играет непосредственную роль в развитии молодежи и прогресса, с целью их активного участия в строительстве Европы, а также в мирном развитии человеческого общества в глобальной перспективе, в духе взаимопонимания и доверия;
  • способствовать развитию у учащихся интеллектуальной способности анализировать и интерпретировать информацию критически и ответственно, через диалог, через поиск исторических свидетельств и через открытые дебаты на основе мультиперспективности, особенно в спорных и деликатных вопросах;
  • позволить европейскому гражданину ощутить свою собственную индивидуальную и коллективную идентичность через знание их общего исторического наследия в его местном, региональном, национальном, европейском и глобальном измерениях;
  • быть инструментом для предотвращения преступлений против человечности.

2. Злоупотребление историей

Преподавание истории не должно быть инструментом идеологических манипуляций, пропаганды или использоваться для продвижения нетерпимых и ультра-националистических, ксенофобских, расистских или антисемитских идей.

Исторические исследования и история как школьный предмет никоим образом и с каким бы то ни было намерением не могут быть совместимы с фундаментальными ценностями и Уставом Совета Европы, если они позволяют или способствуют злоупотреблениям истории, а именно через:

  • фальсификации или создание ложных показаний, сфальсифицированная статистика, поддельные изображения, и т. д.;
  • фиксацию на одном событии, чтобы оправдать или скрыть другое;
  • искажение прошлого в целях пропаганды;
  • чрезмерно националистическую версию прошлого, которая может создать дихотомию «мы и они»;
  • злоупотребление историческими записями;
  • отрицание исторических фактов;
  • игнорирование исторических фактов.

3. Европейское измерение в преподавании истории

Поскольку постройка общей Европы является выражением решения, свободно заключённого самими европейцами, с одной стороны, и исторической реальности – с другой, было бы целесообразно:

  • указывать на непрекращающиеся исторические связи между местными, региональными, национальном и европейском уровнями;
  • содействовать изучению периодов и процессов, наиболее очевидно связанных с Европой, особенно исторических или культурных событий и тенденций, которые лежат в основе европейского сознания;
  • использовать все доступные средства, в частности, информационные технологии для продвижения сотрудничества и обмена проектами между школами на темы, связанные с историей Европы;
  • развивать интерес учащихся к истории других европейских стран; 
  • вводить или развивать преподавание истории создания единой Европы.

Для обеспечения европейского масштаба в преподавании истории в расширенной, демократической, мирной Европе, было бы целесообразно:

  • принимать во внимание результаты работы, проделанной в рамках проекта «Изучение и преподавание истории Европы в ХХ веке», проведённого Советом по культурному сотрудничеству, в плане как содержания, так и методологического подхода;
  • использовать программы Совета Европы по реформе преподавания истории и подготовке новых учебников и методических пособий в рамках мероприятий по развитию и укреплению демократической стабильности;
  • опираться на программы Совета Европы по повышению осведомленности о и преподавании наследия;
  • распространять как можно шире учебные материалы, подготовленные в рамках проекта «Изучение и преподавание истории Европы в ХХ веке», путём соответствующего использования информационных и коммуникационных технологий;
  • увеличить объём помощи в подготовке новых учебных планов и стандартов в преподавании истории, в том числе производство новых учебников, в частности в России, странах Закавказья, Юго-Восточной Европы и Черноморского региона;
  • воспользоваться программой повышения квалификации для работников образования, проводимой Советом Европы с целью помочь учителям приобрести эти новые знания в европейском контексте и дать им возможность сравнивать мнения и опыт.

4. Содержание Программы

Преподавание истории, хотя и должно избегать накопления энциклопедических знаний, тем не менее, должно включать в себя:

  • повышение осведомлённости о европейском аспекте, проявленном в учебных программах таким образом, чтобы привить ученикам «европейского сознания», открытое остальному миру;
  • развитие критического мышления учащихся, умение самостоятельно мыслить, объективность и устойчивость к манипулированию;
  • внимание к событиям и моментам, которые оставили свой след в истории Европы как таковой, рассмотренные на местном, национальном, европейском и глобальном уровнях, осмысленные через особо значимые периоды и факты;
  • изучение каждого аспекта европейской истории, не только политический, но и экономический, социальный и культурный;
  • развитие любознательности и духа исследования, в частности, с помощью использования исследовательских методов в изучении наследия, областей, которые обнаруживают межкультурные влияния;
  • устранение предрассудков и стереотипов через выделение в программах по истории положительных взаимных влияний между различными странами, религиями и философскими школами в период исторического развития Европы;
  • критическое изучение случаев злоупотребления историей, возникающих по причине отрицания исторических фактов, фальсификации, упущения, незнания или реапроприация ради идеологических целей;
  • изучение спорных вопросов с учетом различных фактов, мнений и точек зрения, а также через поиск истины.

5. Методы обучения

Использование источников

Самые разнообразные источники учебного материала должны быть использованы для того, чтобы связать исторические факты и представить их для изучения через критический и аналитический подход, в частности:

  • архивы, открытые для общественности, особенно в странах Центральной и Восточной Европы, которые в настоящее время обеспечивают никогда ранее не имевшийся доступ к подлинным документам;
  • документальные и художественные фильмы и аудиовизуальные произведения;
  • материал, предоставляемый информационными технологиями, которые должны быть индивидуально и коллективно изучены, с учителем, играющим жизненно важную роль;
  • все виды музеев ХХ века, созданные повсеместно в Европе в исторически знаковых местах, которые способствуют реалистичному восприятию учащимися недавних событий, особенно в их повседневном аспекте;
  • устная история, через которую рассказывающие свидетели недавних исторических событий могут оживить историю для молодых людей, и которые могут предложить точку зрения и перспективы тех, кто был исключен из «исторических официальных документов».

Личные исследования

Учеников следует поощрять проводить собственные исследования, в зависимости от их уровня и обстоятельств, способствуя тем самым развитию их интереса и инициативы в плане сбора информации и их способности выделять основные факты.

Групповые исследования

Группы учащихся, классы и школы следует поощрять к участию в исследовательских проектах или активном обучении, с тем чтобы создать условия для диалога и для открытого и толерантного сравнения мнений.

Междисциплинарный и мультидисциплинарный подход

Изучение истории должно всегда использовать образовательный потенциал междисциплинарного и мультидисциплинарного подхода, установления связей с другими предметами учебной программы в целом, в том числе литературой, географией, общественными науками, философией и искусством .

Международный, межгосударственный подход

В зависимости от обстоятельств, следует поощрять международные, межгосударственные проекты, основанные на изучении общей темы, сравнительном подходе или выполнении общей задачи в нескольких школах в разных странах, использующих преимущества в том числе новых возможностей, открывшиеся благодаря информационным технологиям и созданию школьных связей и обменов.

6. Обучение и память

Наряду с признанием положительных достижений ХХ века, таких как мирное использование науки для улучшения условий жизни и расширения демократии и прав человека, необходимо подчеркнуть, что должно быть сделано всё возможное в сфере образования, для того чтобы предотвратить повторение или отрицание разрушительных событий, случившихся в этом веке, а именно Холокоста, геноцида и других преступлений против человечества, этнических чисток и массовых нарушений прав человека и фундаментальных ценностей, на которые Совет Европы, в частности, обращает особое внимание. Это должно включать:

  • помощь учащимся в углублении их знаний и осведомленности о событиях – и их причинах – которые бросили самые тёмные тени на европейской и мировой историю;
  • размышление об идеологии, которая привела к ним, и о том, как не допустить их повторения;
  • формирование, развитие и координация соответствующих программ повышения квалификации для педагогических кадров в государствах-членах Совета по культурному сотрудничеству;
  • облегчение доступа к документации, уже открытой по этой теме, в частности, за счет использования новых технологий, а также развитие сети ресурсных центров обучения в этой области;
  • внедрение и мониторинг реализации решения министров образования (Краков, 2000) о введении особого дня в школах, выбранного в соответствии с историческими событиями каждой конкретной страны, для сохранения памяти о Холокосте и предотвращения преступлений против человечности;
  • разработка конкретной помощи Совета Европы в области образования для Специальной группы по международному сотрудничеству в вопросах образования, памяти и исследованию.

7. Начальное образование и повышения квалификации для учителей истории

Специализированное начальное образование и повышение квалификации для учителей истории должно:

  • предоставлять возможности и облегчать учителям истории их работу со сложными, процессно-ориентированными и рефлективными методиками преподавания истории;
  • информировать будущих учителей истории и тех, кто уже владеет этой профессией, обо всех современных продуктах, инструментах и методах, в частности, касающихся использования информационных и коммуникационных технологий;
  • осведомлять учителей об использовании методик преподавания, которые, выходя за рамки истории, но с учетом фактической информации, призваны облегчить учащимся интерпретации и анализ исторических фактов и их влияния на настоящее, в различных контекстах, например, социальном, географическом, экономическом и т. д.;
  • способствовать созданию условий для учителей, позволяющих использовать методы оценки, которые предполагают не только запоминание информации учащимися, но и деятельность, которую они способны осуществлять благодаря своим знаниям соответствующей информации, будь то исследование, обсуждение или анализ спорных вопросов;
  • помогать разрабатывать и создавать междисциплинарные учебные ситуации в своих классах, в сотрудничестве со своими коллегами учителями.

Поскольку информационные и коммуникационные технологии ведут к преобразованию роли учителя истории, важно:

  • создать возможности для обменов, так, чтобы учителя могли познакомиться с большим разнообразием учебных ситуаций, связанных с новыми ролями обучающихся;
  • поддерживать создание дискуссионных групп, позволяющих увидеть трудности профессии, колебания и сомнения относительно этих новых методов преподавания;
  • разработать ресурсные банки данных, которые предоставляют не только доступные документы и сайты, но и достоверную информацию, полученную из указанных документов и сайтов.

Для выполнения этих целей и для того, чтобы создать специальный профиль для учителей истории, было бы целесообразно:

  • обеспечить учебные заведения для учителей истории поддержкой, необходимой для поддержания и улучшения качества их подготовки, и развивать профессионализм и социальный статус учителя истории, в частности;
  • уделять особое внимание подготовке тренеров для учителей истории, основанной на принципах, содержащихся в настоящей рекомендации;
  • содействовать сравнительным исследованиям в плане целей, структуры и специфических стандартов начального образования и повышения квалификации для учителей истории и тем самым содействовать межинституциональному сотрудничеству и обмену информацией, необходимой для реформирования начального и дополнительного обучения учителей истории и повышения квалификации для тренеров;
  • изыскивать и развивать партнёрство между всеми учреждениями, работающими в системе подготовки учителей истории или связанных с ней (в частности, средства массовой информации), с точки зрения их особой миссии и конкретных обязанностей.

8. Информационно-коммуникационные технологии

При соблюдении законодательства и уважая свободу мнений, должны быть приняты необходимые меры для борьбы с распространением расистской, ксенофобской и ревизионистской литературы, особенно через Интернет.

В контексте широкого использования информационных и коммуникационных технологий на молодежь, как во время их обучения в школе, так и в повседневной жизни, важно, чтобы методы и техники обучения принимали во внимание тот факт, что эти технологии:

  • имеют жизненно важное значение ресурсов для преподавания истории;
  • делают необходимым углубленное рассмотрение разнообразия и надежности источников;
  • открывают учителям и ученикам доступ к первоисточникам, а также к нескольким интерпретациям;
  • эффективно расширяют доступ к исторической информации и фактам;
  • расширяют и облегчают возможности для обмена и диалога.

Более того, было бы целесообразно создать условия, необходимые учителям для того, чтобы:

  • в процессе отбора помочь своим ученикам оценить надежность источников информации и информацию для себя;
  • ввести в классе процедуры, которые поощряют критический анализ, признают множественность точек зрения и принимают межкультурным подход к интерпретации фактов;
  • помочь своим ученикам развить такие навыки, как критический анализ и аналогичные рассуждения.
Ключевые слова: документы

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 

Комментарии

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.