«Прошлое в первую очередь связано с репрезентацией различений». Мишель де Серто
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

2014. Век двадцатый — век необычайный. Российская история XX века глазами школьников

4 ноября 2014

Век необычайный. Вместо предисловия

Век двадцатый – век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней,

– эти строки поэта Николая Глазкова, несомненно, можно взять эпиграфом к очередному, уже 16-му, сборнику работ победителей Исторического конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век».

Здесь, в работах 2013–2014 года, и в самом деле собраны сюжеты и истории, охватывающие все минувшее столетие. Каждый год, когда мы ждем новых работ на очередной конкурс, нам кажется, что события ХХ века, с которым мы давно распрощались, – особенно первой его половины, – стали для сегодняшних старшеклассников уже совсем далеким прошлым. Даже профессиональным историкам трудно найти не только живых очевидцев того, что произошло 60–70 лет назад, но и новые письменные свидетельства – дневники, переписку, воспоминания. И тем сильнее нас удивили работы нынешнего года.

Они поражают количеством интереснейших документов, которые удалось найти, расшифровать и проанализировать нашим юным авторам. Когда вчитываешься в них, становится ясно, что интерес школьников к прошлому, даже к событиям вековой давности подогревается удивительными историями находок: тут и лежавшая многие десятилетия в старинном сундуке связка пожелтелых писем 1905–1910 годов, и сохранившиеся вопреки войнам, переездам и арестам письма молодого офицера любимой девушке с фронтов Первой мировой, и случайно найденный на чердаке старого деревенского дома крестьянский дневник 30-х годов; и другие письма – тоже девушке, только гораздо менее грамотные, почти детские, и отправленные тоже с фронта, но тридцать лет спустя, а последнее, предсмертное – уже из Восточной Пруссии…

Многие из использованных в работах документов трудно было не только расшифровать, но и прочитать – старинная орфография, торопливый почерк, грамматические ошибки, стершиеся буквы, непонятные слова, – но всё это преодолевает охвативший юных авторов исследовательский и человеческий интерес к событиям далекого прошлого.

И в самом деле – этот интерес можно понять, если вслед за ребятами вчитаться в удивительно подробные и живо написанные письма школьной учительницы из Иркутска к сестре в Париж, с описаниями не только повседневной жизни российских интеллигентов в первом десятилетии века, но и ярких сцен революции 1905 года. Глубокое сочувствие, радость и надежды, которые вызывают эти события, даже звучащее в письмах оправдание революционного насилия, создают живой образ настоящей народницы, передают общественную атмосферу тех лет. Или проследить за судьбой студента-филолога, который уходит добровольцем на Первую мировую, наблюдая по письмам с фронта, как меняется человек по мере того, как война становится всё более кровавой и затяжной. Или погрузиться в драматические события 1930 года на юге России, вчитываясь в ежедневные дневниковые записи крестьянина, из последних сил сопротивляющегося давлению власти.

При чтении этих и многих других документов и материалов, помещенных в сборнике, не покидает мысль о том, какой богатый материал собран и осмыслен юными авторами. Можно без преувеличения сказать, что некоторые сюжеты кажутся почти прямой иллюстрацией к прозе Андрея Платонова, Василия Гроссмана.

Конечно, этот век, следуя за цитатой Глазкова, такой интересный для историка, для героев большинства работ и в самом деле оказывается печальным. Это Первая мировая и Гражданская, коллективизация и уничтожение деревни, массовый террор, другая мировая война, еще более страшная и кровавая, чем Первая, плен и угон в Германию и тяжелейшая послевоенная жизнь. Все эти события не просто печальным, а самым трагическим образом отражаются на человеческих судьбах.

Но, наверное, неслучайно в качестве героев выбраны люди «неподдающиеся», пытающиеся отстаивать свои права, сопротивляться, насколько возможно, государственной машине – во всяком случае, выскальзывать из-под ее катка. Это крестьянин-«единоличник» из Кривой Балки, который, несмотря на постоянные угрозы и преследования, не вступает в колхоз. Это поразившая школьницу из Твери история ее прабабушки, которая после шестимесячного пребываниям в тюрьме пишет письма в НКВД, добиваясь освобождения арестованного вместе с нею мужа. Это судьба бывшего фронтовика, который чудом уцелел в страшных боях за Саур-Могильские высоты, стал учителем истории, но от тяжелых разочарований и потери надежды на то, что начнется наконец хорошая и честная жизнь, уходит в 1970-е с поста директора школы и, несмотря ни на какие уговоры, выходит из КПСС.

Нас часто упрекают в том, что мы специально подталкиваем школьников заниматься трагическими моментами отечественной истории. Но это, конечно же, не так. Просто наш конкурс называется: «Человек в истории», и это заставляет его участников видеть в биографиях людей не пустые формулы вроде «самоотверженного труда на благо…», а трудную и порой трагическую реальность, которую приходилось преодолевать многим людям, жившим в России в ХХ веке.

И, пожалуй, самое ценное в этом сборнике – сохраненная память об этих людях. Недаром автору одной из работ, уже после ее завершения, удалось отыскать потомков людей, ничего не знавших о судьбах своих предков, и рассказать им, откуда они родом. Именно это и дает надежду на то, что необыкновенный ХХ век не останется непонятым и неосмысленным.

Содержание

Связка писем:

Так и жили:

Эхо главной войны:

Обыкновенная биография:

Конец эпохи:

 

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 
2016. Были и жили / сборник работ XVII конкурса
2015. «Вырвать век из плена» / Сборник работ XVI конкурса
2014. «Пишет вам ваш сын и брат...» / Человек, общество, армия в работах российских школьников
2014. Век двадцатый — век необычайный. Российская история XX века глазами школьников
«Я... буду беспристрастной повествовательницей событий» / Опыт исторической реконструкции на основе писем иркутянки Л. Е. Литвинцевой
«На острых кончиках штыков Мигало солнце огоньками» / Первая мировая война в воспоминаниях и фотографиях
«Строки о судьбе…» / Первая мировая война в фронтовых письмах
Храм на воде / История плавучего храма «Святитель Николай Чудотворец», 1910–1915 годы
История семьи Поверенновых. Беспамятство и память
«Под большим трепетом» / Анализ дневника крестьянина-единоличника
Хлебный Туркестан
От рассвета до заката: история умирающей деревни
По страницам семейной истории / Очерк тыловой повседневности
Он защищал Сталинград
По страницам школьного дневника Лены Левиной (1941 год)
А был мой прадед ростом не велик… / История войны и расставания с партией
Пишет домой война / 35 писем с фронта — о любви и дружбе
Листая прошлого страницы… / Семейная история о жизни в германском плену
«Жизнь была типична, трагична и прекрасна» / Из биографии Ирины Андреевны Дубровиной
«Категорически, и с полной ответственностью утверждаю…» / Письма Е. И. Соловьёвой в органы НКВД
«Муравьиная жизнь» / Обыкновенная биография необыкновенного человека Сергея Фомича Гаврилова
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе…» / Повседневная жизнь и профессиональная деятельность советских учителей в 1950–70-х годах
«И юность ушедшая все же бессмертна…» / Повседневность торфоразработок 1960-х
Письмо с войны / Живые страницы армейских писем пограничника Евгения Кротова
Если тебе комсомолец имя... / Курлакский комсомол от рассвета до заката
Герой. Кто он?
2012/2013 По крупицам. Российские школьники об истории ХХ века
2013/2014 Фотоконкурс «Фотография и память»
2012/2013 Фотоконкурс «Места памяти, места забвения: родной город, семейный архив»
2011 / 2012 «Вверх по реке времени» / Российские школьники об истории ХХ века
2009 / 2011 «Пути следования» / Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях XX века
2007 / 2008 «Kруг семьи и колесо истории»
2006 «Полустёртые следы» / Российские школьники о еврейских судьбах
2005 / 2007 «Как наших дедов забирали... Российские школьники о Большом терроре 70 лет спустя»
2006 «Мы все с одной деревни...» / Школьники села Новый Курлак Воронежской области о судьбах своих земляков
2004 / 2006 «Время местное, прошедшее...»
2004 / 2005 «Цена победы»
2003 / 2004 «Быть чеченцем»
2002 / 2003 Человек в истории (перемещения, переселения, скитания)
2001 / 2002 Человек в истории
2000 / 2001 Человек в истории
1999 / 2000 Человек в истории
Выжить – это уже подвиг / Победитель конкурса эссе «На обочине войны» — 2013