«Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно». Джордж Оруэлл
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

2005 / 2007 «Как наших дедов забирали... Российские школьники о Большом терроре 70 лет спустя»

18 августа 2011

В сборник «Как наших дедов забирали... Российские школьники о Большом терроре 70 лет спустя» включены школьные работы, отобранные из десяти тысяч сочинений, пришедших на Всероссийский исторический конкурс «Человек в истории. Россия – XX век» в 2005 – 2007 гг. Большинство участников конкурса – подростки из небольших российских городков, поселков и деревень. В своих работах  они рисуют трагическую картину массовых репрессий, охвативших советское общество в 20-50-е годы. Школьники погружаются в семейную и региональную историю, собирают устные и письменные свидетельства, работают над документами, найденными в частных и государственных архивах.

«Целью моего исследования стала жизнь моих предков, которых прямо затронули сталинские репрессии. Из рассказов родственников, документальных свидетельств я много узнала о жизни в СССР в 30-е годы, военный и послевоенный периоды, о тех страшных событиях, которые пришлось пережить всем советским людям, в том числе и моим родственникам. Я хотела понять причины тех трагических событий, которые «сделали» моих близких «врагами народа», одного лишили жизни, а других превратили в изгоев. Страшно подумать, что ещё два десятилетия назад об этом нельзя было ни говорить, ни, тем более, разбираться в причинах».

Анна Арсенюк, Владимирская обл., г. Ковров, гимназия № 1, 9 класс.

«В этом году я решила писать работу о судьбе репрессированного. Я уже готова к этому. Мой дедушка много рассказывал мне о Сталине, Ежове, Берии, какое страшное было время, как уничтожали людей, «гноили» в лагерях, унижали человеческое достоинство, и как любой простой человек мог стать «врагом народа». Мой прадед Сапогов Григорий Иванович был послан в тюрьму и расстрелян как «враг народа». Никто об этом в семье не говорил, кроме деда.

Не могу согласиться с теми взрослыми, которые говорят: «Тебе еще рано этим заниматься. Будешь старше, тогда». А кто вообще может определить, когда рано или когда поздно? Я слышу аргумент – не нужно разрешать детям во всем этом «копаться». И, может быть, нам не всегда понятны многие процессы, происходившие в нашей стране, но пропустить через себя судьбы людей, разглядеть, где справедливость и несправедливость – мы в состоянии».

Дарья Ткачева, г. Астрахань, школа № 55, 7 класс.

«Несмотря на то, что период времени, о котором говорится в работе, наполнен грандиозными по значимости событиями, изменившими миллионы и миллионы людских судеб, я постаралась не писать о них напрямую. Причина этому самая простая. Мои предки, о которых идёт речь, не шли на баррикады, не проявляли чудеса героизма на фронтах, они просто жили. Но жизнь их много лет подряд была постоянной борьбой за выживание самих себя и своих близких. Рассказывая о жизни своих родственников, о тех трудностях, которые им пришлось пережить, о голоде, холоде, многолетнем тяжёлом и зачастую неблагодарном труде, я постоянно помнила о том, что рядом с ними были сотни тысяч и миллионы наших соотечественников в той или иной мере разделивших их судьбу.»

Екатерина Ремезова, г. Владимир, школа №21, 11 класс.

«Я часто думаю, что судьбы этих людей, о которых я узнаю, через годы учат меня жизни, заставляют глубже окунаться в исторические документы того времени, учат пониманию окружающего мира. Они учат меня не мести, а состраданию, не жестокости, а терпению и тверди. Я знаю, что впереди новые встречи, новые знакомства, новые люди.»

Михаил Савчук, г. Астрахань, школа № 55, 10 класс.
 

Комментарии

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 
2016. Были и жили / сборник работ XVII конкурса
2015. «Вырвать век из плена» / Сборник работ XVI конкурса
2014. «Пишет вам ваш сын и брат...» / Человек, общество, армия в работах российских школьников
2014. Век двадцатый — век необычайный. Российская история XX века глазами школьников
2012/2013 По крупицам. Российские школьники об истории ХХ века
2013/2014 Фотоконкурс «Фотография и память»
2012/2013 Фотоконкурс «Места памяти, места забвения: родной город, семейный архив»
2011 / 2012 «Вверх по реке времени» / Российские школьники об истории ХХ века
2009 / 2011 «Пути следования» / Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях XX века
2007 / 2008 «Kруг семьи и колесо истории»
2006 «Полустёртые следы» / Российские школьники о еврейских судьбах
2005 / 2007 «Как наших дедов забирали... Российские школьники о Большом терроре 70 лет спустя»
«Совсем по-другому я теперь смотрю на историю…» / От составителей
Бывшие…(жизнь после революции)/ Екатерина Ремезова
Под прицелом власти. История семьи священника Кашина / Светлана Гераськина, Татьяна Кузьмина, Динара Хайрова
«Слухи доходят ужасные…» (судьба купеческой семьи) / Михаил Смородин
Безжалостный механизм… (как становились «врагами народа»)/ Анна Арсенюк
«Им не воздвигли мраморной плиты» (Трагическая судьба немецкой семьи Берманов) / Анна Малина
«Налицо антисоветская агитация…» (история образования колхозов) / Арина Габайдулина, Николай Нарижний, Анастасия Подольская, Елена Хаваева
Годы окаянные… (1929-1938 годы на территории села Подгорное) / Екатерина Аксенова
Из России в Россию (спецпереселенцы) / Полина Герасименко
Звонкая песнь металла… и горькие судьбы кузнецов / Диана Шмелева, Любовь Юдина
Рыбинские поповны (судьбы семей священников) / Ксения Шаталова
История одной семьи – «немецкая операция» в Москве / Наталия Чулкова
«И я от ветра прячусь за спинами предков. Мне нечем больше укрываться» (история семьи Гершензон) / Екатерина Семина
Единственный свидетель («групповое дело» на студентов по одному доносу) / Тимур Гайсин, Максим Назаров
«А память об отце жива…» (История о «заговоре» в Астрыбвтузе) / Дарья Ткачева
На трибуне осталась фуражка («наступило время правды о незаслуженно осужденном человеке…») / Михаил Савчук
«…Меня избивали и мучили…» (правдивая история ликвидации «финской агентуры» в г. Молотове в 1942 году) / Полина Реутова
Письма из фанерного сундучка (Почему бабушка не рассказывала о детстве) / Антонина Буевич
Собирать кости не страшно, страшно ходить по ним. История кладбища Макариха / Александра Клапиюк, Татьяна Родионова, Мария Шнякова
Нары, клопы и баржа смерти (история семьи Богеров - немецких спецпоселенцев) / Мария Гордина, Владимир Чубуков
Из Бессарабии в Сибирь / Юлия Сеелева
Эшелон тронулся… (история ингушской семьи) / Хава Хаматханова
Такую цену они заплатили… (судьбы добровольцев из народного ополчения)/ Сергей Козлов
Страницы времени: человек и эпоха в дневнике Юрия Никифорова 1937–1944 годов / Максим Егоров
«Мне надо в КГБ…» (история одного невозвращения на родину) / Виктор Савельев
Дети «врагов народа» / Лилия Павлова, Надежда Спорышева, Райхана Хамидуллина, Регина Ханипова
Арестант «Чучмек» (Или правдивая история о поисках родины, имени, близких…) / Екатерина Новоселова
... Признаны социально-опасными для государства по классовому признаку... / Надежда Лисицына
«Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы, как истории планет…» (История поиска семьи) / Любовь Головина
Школа в Вятлаге. 1930-е-1950-е годы / Станислав Рожнев
«Эх, хорошо в стране советской жить»? (учебники 1940-1950-х и послевоенная жизнь) / Анна Данилова
2006 «Мы все с одной деревни...» / Школьники села Новый Курлак Воронежской области о судьбах своих земляков
2004 / 2006 «Время местное, прошедшее...»
2004 / 2005 «Цена победы»
2003 / 2004 «Быть чеченцем»
2002 / 2003 Человек в истории (перемещения, переселения, скитания)
2001 / 2002 Человек в истории
2000 / 2001 Человек в истории
1999 / 2000 Человек в истории
Выжить – это уже подвиг / Победитель конкурса эссе «На обочине войны» — 2013