«… если даже считать, что история ни на что иное не пригодна, следовало бы всё же сказать в её защиту, что она увлекательна». Марк Блок
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

Школьный конкурс «Человек в истории. Россия — XX век»

10 мая 2017

19 Всероссийский конкурс

исторических исследовательских работ

«Человек в истории. Россия – ХХ век»

2017–2018 год

 

 

Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века и начала нынешнего, пробудить в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни – к тому, из чего складывается «большая история» страны.

 

Темы конкурса

Цена победы

Участники конкурса посвящают исследование судьбам людей на войне и в тылу. Работа может быть основана на проведенных авторами интервью, документах из семейных и государственных архивов; музейных коллекциях и т. д.

История семьи

В работах авторы воссоздают повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы людей, в том числе своих родных и близких. В исследовании важно отразить отношение разных поколений к прошлому, привести примеры того, как передается семейная память.

Человек и власть

Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Молодые исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Человек и малая родина

Авторам предлагается проследить историю района, улицы, здания, памятника или экспоната краеведческого музея. В центре исследования может быть также значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, архивных документах и публикациях. Главное условие – исследование должно быть связано с конкретными человеческими судьбами.

Свои – чужие

XX век – эпоха миграций. Приглядитесь внимательно к тем, кто живет или жил рядом с вами, но принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Попытайтесь выяснить исторические корни проблемы. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху?

 

Участники конкурса

Учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального и высшего образования России в возрасте от 14 до 18 лет.

Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Приветствуется, если в качестве наставников выступят учителя, родители и даже профессиональные историки. Коллективные работы должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы Жюри могло оценить вклад каждого участника.

В Москву приглашаются авторские коллективы не более 3 человек.

 

Номинации конкурса


Исследовательская работа

Объем исследования – более 20 тыс. знаков (с пробелами). Оценивая работу, Жюри учитывает такие критерии, как ценность и новизна собранного материала, умение автора поставить интересную исследовательскую задачу, критическое отношение к источникам, знание и понимание исторического контекста, ясность и логика изложения, обоснованность выводов.

Мини-исследование

Объем исследования – менее 20 тыс. знаков (с пробелами). Небольшая работа по одной из тем конкурса. Она может быть посвящена более узкой теме в отличие от исследовательской работы (например, автор может ограничиться анализом материальных или иных свидетельств из семейного архива, публикаций местной прессы).

Фотоконкурс/Видеоконкурс

Участнику этой номинации необходимо выбрать интересный объект, сделать 5–7 фотографий (небольшой фильм) этого объекта или места, где он был расположен. Получившийся изобразительный ряд необходимо дополнить небольшим авторским комментарием-эссе (не более 10 тыс. знаков с пробелами). Текст и фото (видео) должны составить небольшой рассказ об истории выбранного объекта, изменениях, происходивших с ним в течение времени, отношении к нему жителей, историков-краеведов, журналистов, официальных лиц или членов семьи автора.

Методы исследования – устная история, история повседневности, микроистория, анализ материальных и письменных источников личного происхождения.

 

Требования к оформлению работ

Работы принимаются в электронном виде (весь текст, включая титульный лист, содержание, основную часть, приложение и список источников – в одном файле).

На титульном листе обязательно должны быть указаны:

  • фамилия, имя и отчество автора/авторов,
  • почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты автора/авторов работы,
  • номер школы/учебного заведения, класс,
  • почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты школы/учебного заведения,
  • фамилия, имя, отчество и должность руководителя, его почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты.

В разделе Библиография и источники обязательно должны быть перечислены все печатные, архивные и интернет-источники, которые авторы использовали при подготовке работы.

 

Подведение итогов и награждение

Результаты конкурса будут подведены в апреле 2018 года.

Авторы 40 лучших исследовательских работ, 1 лучшего мини-исследования, 1 лучшей работы фотоконкурса и 1 лучшего видеофильма и 3 лучших учителя будут приглашены в Москву в апреле 2018 года на церемонию награждения для вручения дипломов и ценных призов. Проезд и пребывание в Москве лауреатов и 3 лучших учителей оплачивает Оргкомитет конкурса.

3 победителя получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов, организованных европейской сетью «EUSTORY».

Лауреаты конкурса смогут принять участие в стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова.

Руководители лучших работ будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Свидетельства и грамоты:

  • свидетельство участника выдается всем авторам присланных оригинальных работ;
  • поощрительная грамота – авторам работ, которые выйдут во 2-й тур;
  • грамота и книжный приз – авторам работ, которые выйдут в 3-й тур;
  • грамота за историко-просветительскую работу с молодежью – научным руководителям лучших работ.

Срок приема работ – до 15 января 2018 г.

Участники конкурса самостоятельно загружают работы через Личный кабинет на сайте www.urokiistorii.ru/lk/

По всем вопросам пишите нам по адресу konkurs@memo.ru

Сайт «Уроки истории»

На сайте www.urokiistorii.ru/konkurs размещены работы лауреатов конкурса, опубликованы методические материалы по подготовке и оформлению исследовательских работ.

На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах по истории, аннотации учебников и научных публикаций, рецензии на книги, фильмы и выставки, затрагивающие историческую тематику.

 

Ключевые слова: история в школе, Мемориал

Комментарии

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 
 
Фото дня
Фото дня
Арест Вавилова