«Память людей зависит от тех групп, в которые они входят, и от тех идей и образов, которыми более всего интересуются эти группы». Морис Хальбвакс
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

Алвис Херманис: история XX века как повод для театра

28 июня 2010

Латвийский режиссер Алвис Херманис, чьи спектакли нередко приезжают в Москву, умеет переводить историю XX века на язык театра. «Большая» история для него и актеров – это повод рассказать истории конкретных людей

Театральный критик Дина Годер побывала на трёх его последних спектаклях: все они являются частью давнего исследовательского проекта Херманиса и сделаны не по литературным произведениям, а путем совместного сочинения с актерами, на материале собственных изысканий театра. Предмет этих поисков, которым посвящено уже десять постановок, -- латышская национальная идентичность.

  • «Дед». Трехчасовой моноспектакль «Дед» вырос из самостоятельного исследования одного из лучших актеров Нового рижского театра Вилиса Даудзиньша. Легенда, которую, излагает в зачине к спектаклю Даудзиньш, такова: он хотел найти своего деда, бесследно исчезнувшего в первые дни второй мировой. История Латвии складывалась так, что исчезнувший дед с равной вероятностью мог попасть в немецкие войска, куда забирали всех без разбора, мог воевать на стороне советской армии или мог уйти в партизаны, чтобы бороться за независимость Латвии с коммунистическим СССР, подчинившим страну перед самой войной. Отправив запросы во все возможные инстанции и поговорив с сотнями людей, Даудзиньш вместе с Херманисом сочинили спектакль, героями которого были три бывших солдата, носивших имя его деда.

Херманис категорически отказывается везти «Деда» в Россию. «У нас, -- он говорит, -- тема спектакля всем понятна. 16 марта -- день памяти всех латышей, погибших во второй мировой, неважно на чьей стороне. Но вряд ли можно показать в России спектакль, где ясно, что к герою, служившему в фашистской армии, можно испытывать теплые чувства».

  • «Зиедонис и мироздание». Спектакль о культовой для латышей фигуре – Зиедонисе -- поэте, писателе, публицисте, писавшем и философские эссе, и детские сказки, человеке невероятно активном, популярном, особенно в 70-х, но в то же время члене партии, сильно связанном с властью, а в 90-х много сделавшем для независимости Латвии. Эта постановка -- игра с иконой, а не рассказ о конкретном человеке, который к тому же жив, хоть и тяжело болен. Нахлобучив гротескно огромный седой парик , в роли Зиедониса выходит еще один отличный актер Херманиса -- Каспар Знотиньш.
  • «Черное молоко». Понятный и близкий России спектакль; речь идет о латышской деревне, которая в результате советских и постсоветских времен в этой крестьянской стране совершенно опустела. Спектакль сделан по рассказам деревенских стариков, повествующих, что корова -- это не домашнее животное, а член семьи, доказывающих, что по характеру коровы -- настоящие женщины. Их и играют украшенные рогами молодые красавицы в нарядных платьях и ярких лодочках на шпильках. Старухи, в которых по очереди превращаются красавицы с колокольчиками на шее и номерками в ушах, по очереди объясняют, какие имена дают коровам, что они любят, как болеют и как буренок в советские годы заставляли продать, после чего хозяйкам годами снилось, что любимая животина плакала и звала.

Дина Годер. Театр как исследование жизни. Новые спектакли Алвиса Херманиса в Риге (газета «Время новостей»)

 

Комментарии

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.
 
Еще материалы по теме
 

Комментарии

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Проверка CAPTCHA
С помощью таких вопросов система пытается отделить нормальных пользователей от роботов-спамеров.
CAPTCHA-картинка
Введите символы, которые видите на картинке.