«Историк, изучающий прошлое, может приблизиться к объективности, только если он приближается к пониманию прошлого». Эдвард Карр
Проект осуществляется
Международным Мемориалом

Андрей Портнов

историк, редактор журнала
Публикации автора:
Бабий Яр во время «Куреневской трагедии» 13.03.2016
5 октября 2016
Сегодня Бабий Яр выглядит совсем иначе, нежели в 1941-м. Бабьего Яра собственно больше нет. Его начали разрушать в первые послевоенные годы, частично засыпав и проведя две магистрали. Уже тогда часть территории пошла под застройку новыми жилыми домами, другая – под парк. Основную же часть оврага советские власти решили использовать как свалку.
Источник: cagle.com
8 марта 2016
Предложенные ниже заметки – не предостережение и, тем более, не рецепт. Они скорее набор впечатлений с осторожной попыткой размышлений об «уроках истории». Под уроками, конечно же, понимается не воспроизведение «того, что уже когда-то было» в новых условиях, но типология отдельных процессов и явлений.
9 сентября 2015
Текст, предложенный ниже, был написан зимой 2011 года и зачитан на одном достаточно помпезном российско-украинском мероприятии в Киеве, избравшем своей темой опричнину. Помнится, что многим присутствующим, сказанное не понравилось, и показалось, вероятно, неподходящим для дежурного «диалога». Не помогли и сознательно употребленные мною формулы о «нашей части Европы» и «наших странах». Сегодня, после всех событий последних полутора лет, это выступление я наверняка написал бы по-другому. Тем не менее, на сайте хочу поделиться им без каких либо изменений или уточнений.
Лодзь. Заброшенный дом.
6 августа 2015
"В польской литературе появился образ промышленной Лодзи как «злого города», признаками которого были эксплуатация, спесь, холодный расчет и преступность. Кроме того, крупнейший (после Варшавы) по численности населения город Царства Польского не имел ни канализации, ни сети школ (не говоря уже об университете или филармонии). Городской ландшафт определяли заводские трубы, казавшиеся символом силы и успеха"
14 июля 2015
Украинцы и россияне жили с иллюзией легкости понимания соседа. Пришло время осознать необходимость интеллектуальных усилий для понимания «Близкого Другого».
26 июня 2015
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин начал писать в 1880 году, под впечатлением от колоритной легенды об антиосманской выходке сечевиков во главе с Иваном Серко. Картина не была окончена, когда в 1889 году живописец принялся за другой её вариант, который должен был стать более исторически достоверным. «Более достоверная» версия так и не была завершена, сегодня она находится в Харьковском художественном музее. Версия же первая, «менее достоверная», была закончена в 1891 году. В следующем году её купил император Александр III. С тех пор её можно видеть в Русском музее, а также на множестве репродукций.
10 апреля 2015
Ещё совсем недавно мы объясняли едва ли не всё происходящее вокруг «ментальностью». В последнее время распространение получило другое слово-отмычка: «идентичность». «Донбасс» (беру это слово в кавычки, поскольку, в любом случае, на данный момент не вся территория Донецкой и Луганской областей охвачена боевыми действиями, да и географически-производственные границы Донбасса включают, например, Павлоград, находящийся в Днепропетровской области) в данном случае может быть показательным примером. Ведь в обсуждении того, почему война вспыхнула именно в Донбассе (а не, например, в Харькове, Одессе или Днепропетровске) постоянно звучат уверенные голоса об особой «донбасской идентичности», под которой обычно понимают глубокую до безнадёжности советизацию региона.
19 февраля 2015
Уже год назад украинские события освещались языком «Великой Отечественной войны», Майдан представлялся не просто американской интригой, но своего рода реинкарнацией того самого фашизма, победу над которым с 1965 года официально отмечают 9 мая. Эта пропагандистская логика отождествляла современную Россию с Красной армией, победившей нацизм и освободившей Освенцим, и её сегодняшнюю политику – необходимостью защитить мир от нового/старого «фашизма» с Майдана.