Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
16 апреля 2010

XI школьный конкурс: итоги

Победители XI школьного конкурса с тортом

Информация об XI школьном конкурсе (2009/2010 г).: победители, цитаты из исследовательских работ, репортажи с церемонии награждения, интервью с участниками

Победители

В XI Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников, проводимом «Мемориалом», приняли участие около 3000 школьников из 1015 городов и сёл.

В финал попало 40 работ, из которых были выбраны победители:

1 место

  • Кермен Бакаева, Галина Менкеева. Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Калмыкия, г. Элиста, школа № 17, 10 класс; г. Москва, Государственный Открытый университет, 1 курс. Научный руководитель: Ольга Николаевна Манджиева
  • Татьяна Галина, Елена Скопинцева. Будденброки из Курлака (история одной семьи). Воронежская обл, с. Новый Курлак, школа,10 класс. Научный руководитель: Николай Александрович Макаров
  • Алексей Губанов, Анастасия Петрова. Привет из Шестиозерья. Ростовская обл., г. Новочеркасск, школа № 19 и лицей № 7, 9 и 11 классы

2 место

  • Наталья Гордина. Судьба России – судьба храма – судьба человека (Об истории храма во имя святого Александра Невского города Ртищево). Саратовская обл., г. Ртищево, школа № 3, 11 класс. Научные руководители: Ольга Ивановна Гордина и Александр Владимирович Морозов
  • Дарья Донскова. Батальон пропал… в архивах. Ростовская обл., ст. Маркинская, школа, 10 класс. Научный руководитель: Татьяна Георгиевна Савилова
  • Дмитрий Карчёмкин. Возможность говорить открыто. Иркутская обл., г. Усолье-Сибирское, лицей № 1, 11 класс. Научный руководитель: Нэля Владимировна Бубнова
  • Алена Пименова. “Рок черту свою подводит близ тебя, Харбин…”: Страницы истории семьи. Новосибирская обл., с. Елбань, школа, 10 класс. Научный руководитель: Татьяна Юрьевна Нерода
  • Ксения Якимова. Волокна семейного полотна (Судьба ребенка немецкой национальности в ХХ веке). Свердловская обл., г. Карпинск, школа № 16. Научный руководитель: Наталья Викторовна Якимова
  • Алексей Побожьев. «Есть женщины в русских селеньях»: Ельниковская МТС в годы Великой Отечественной войны. Мордовия, с. Ельники, лицей, 11 класс. Научный руководитель: Елена Васильевна Никишова
  • Анна Цапаева. Дела госпитальные в архивных записях. г. Киров, Вятская гуманитарная гимназия, 9 класс. Научный руководитель: Галина Аркадьевна Кропанева
  • Дарья Ткачева. Елена из «Славянского дома» (современная история Абхазии глазами очевидцев). г. Астрахань, школа № 55, 10 класс. Научные руководители: Елена Дмитриевна Жукова, Наталия Генриховна Ткачева

3 место

  • Дарья Анкудинова, Глеб Удалов. Между прошлым и будущим (Из истории средней школы № 3 г. Кашина – к 150-летнему юбилею). Тверская обл., г. Кашин, школа № 3, 11 и 10 классы. Научный руководитель: Татьяна Михайловна Голубева
  • Маргарита Барыкина. Командировки на войну. По воспоминаниям участников военных действий в Чечне. Пензенская обл., с. Плёсс, школа, 8 класс. Научный руководитель: Татьяна Валерьевна Меркушина
  • Анастасия Бондаренко, Ольга Селина, Ольга Шищенко. 100 писем рядового Виталия Зайцева. Ростовская обл., п. Матвеев-Курган, школа № 1, 10 класс. Научный руководитель: Ольга Ивановна Столбовская
  • Екатерина Васильева. История исчезнувшей деревни. Пермский край, с. Елаш, школа, 10 класс. Научный руководитель: Вера Николаевна Васильевна
  • Анна Вохмянина. Балтийский флот начала ХХ века глазами омутнинца. Кировская обл., г. Омутнинск, школа № 2, 11 класс. Научный руководитель: Светлана Николаевна Гунбина
  • Юлия Герасимова. Ленинградский блокнот моей прабабушки Шустовой Н. М.. Татарстан, г. Тетюши, школа № 1, 11 класс. Научный руководитель: Юрий Владимирович Мышев
  • Виктор Демихов. Устроить хозяйство по-новому. Воронежская обл., с. Вишневка, Спасская школа, 9 класс. Научный руководитель: Анна Николаевна Мочалова
  • Ольга Доильницына. От сессии до сессии живут студенты весело (О студентах 50–60-х). Архангельская обл., г. Няндома, школа № 2, 9 класс. Научный руководитель: Галина Николаевна Сошнева
  • Алёна Зверева. Советская власть: последние дни. Тверская обл., г. Лихославль, школа № 2, 11 класс. Научный руководитель: Светлана Владимировна Зверева
  • Александра Иванова. «О чем плакучие березы отшелестят…». Псковская обл., г. Порхов, школа № 1, 11 класс
  • Владислав Камышов. «В Германии осталась наша молодость…» (История двух женщин-остарбайтеров). Ростовская обл., г. Таганрог, школа № 3, 11 класс
  • Ольга Криворучко. «Я не имею основания жаловаться на судьбу…». Ростовская обл., г. Зерноград, гимназия № 1, 10 класс. Научный руководитель: Эльвира Николаевна Берсенева
  • Надежда Лябина. Архив учителя школы военных лет. г. Владимир, гимназия № 3, 11 класс. Научный руководитель: Вера Сергеевна Бузыкова
  • Елена Максимова. Человек во времени, время в дневнике (Личные дневники моего прадеда как документальное свидетельство предвоенной эпохи). Тульская обл., пос. Прилепы, школа, 10 класс. Научный руководитель: Ольга Николаевна Плохих
  • Евгений Матыцин. Суровая правда солдата. Воронежская обл., г. Богучар, школа-интернат, 8 класс. Научный руководитель: Ольга Александровна Клевцова
  • Марина Михина. Какая она разная – память о войне (размышления под впечатлением рассказов о Великой Отечественной войне моих родных и земляков). Воронежская обл., п. Стрелица, школа, 9 класс. Научный руководитель: Любовь Александровна Кувакина
  • Анна Молчанова, Анна Носкова. «Все это было, было, было» (Судьба семьи спецпереселенцев из Нижнего Поволжья). Республика Коми, пос. Первомайский, школа, 11 класс. Научный руководитель: Тамара Александровна Попкова
  • Ирина Никонова. Судьба деревни Селище и её жителей в «годы великого перелома». Вологодская обл., с. Покровское, школа, 9 класс. Научный руководитель: Татьяна Алексеевна Кригер
  • Татьяна Оводенко. Смех сквозь слезы, или Оборотная сторона медали колхозной жизни. Московская обл., д. Кульпино, школа, 9 класс. Научный руководитель: Галина Михайловна Ночвай
  • Ольга Онучина. «Вот она… Няндома… Тихие улочки тянутся вдоль…». Архангельская обл., г. Няндома, школа № 2, 11 класс. Научный руководитель: Галина Николаевна Сошнева
  • Дарья Ордина. Трансформация восприятия «вождя народов» И. В. Сталина в массовом сознании южноуральцев (конец 1920-х – начало 1960-х гг.). г. Челябинск, школа № 59, 11 класс. Научный руководитель: Марина Сергеевна Салмина
  • Ксения Томилова. Все мы жили ожиданием мира. Военные и первые послевоенные годы в судьбе односельчан по материалам местной печати, архивным документам и устным источникам. Новосибирская обл., с. Елбань, школа, 10 класс. Научный руководитель: Татьяна Юрьевна Нерода
  • Алексей Пойлов. Страницы истории рода Лагутиных: конец XIX – конец ХХ вв. г. Волгоград, гимназия № 9, 11 класс. Научные руководители: Светлана Викторовна Воротилова, Ирина Ивановна Пойлова
  • Наталья Семелева. История семьи Демьяна Галкина. Раскол сельского общества в 1920–1930-е годы. Мордовия, с. Ельники, лицей, 10 класс. Научный руководитель: Елена Васильевна Никишова
  • Татьяна Симонова. Как мы выжили. Воронежская обл., с. Мастюгино, школа, 9 класс. Научный руководитель: Мария Егоровна Асеева
  • Артем Трутнев. Память Подзеленькино. Пермский край, п. Ильинский, школа № 1, 8 класс. Научный руководитель: Светлана Леонидовна Краснова
  • Валерия Швец. Служили в Чечне три товарища. Ярославская обл., г. Углич, школа № 7, 10 класс. Научный руководитель: Ольга Глебовна Ефимова
  • Владимир Шеватов. «День Св. Питирима». В поисках семейной истории. Московская обл., г. Дзержинский, школа № 1, 9 класс. Научные руководители: Светлана Борисовна Доржинова, Ольга Владимировна Шеватова

Специальная премия от Общественной группы «Гражданин. Армия. Право»

  • Анастасия Бондаренко, Ольга Селина, Ольга Шищенко. 100 писем рядового Виталия Зайцева. Ростовская обл., п. Матвеев-Курган, школа № 1, 10 класс. Научный руководитель: Ольга Ивановна Столбовская
  • Маргарита Барыкина. Командировки на войну. По воспоминаниям участников военных действий в Чечне. Пензенская обл., с. Плёсс, школа, 8 класс. Научный руководитель: Татьяна Валерьевна Меркушина
  • Валерия Швец. Служили в Чечне три товарища. Ярославская обл., г. Углич, школа № 7, 10 класс. Научный руководитель: Ольга Глебовна Ефимова

Специальная премия имени Василия Гроссмана, учрежденная исследовательским центром «Жизнь и судьба» (Турин, Италия)

  • Кермен Бакаева, Галина Менкеева. Жизнь долго не сменяла гнев на милость… Калмыкия, г. Элиста, школа № 17, 10 класс; г. Москва, Государственный Открытый университет, 1 курс. Научный руководитель: Ольга Николаевна Манджиева
  • Владимир Шеватов. «День Св. Питирима». В поисках семейной истории. Московская обл., г. Дзержинский, школа № 1, 9 класс. Научные руководители: Светлана Борисовна Доржинова, Ольга Владимировна Шеватова
  • Наталья Семелева. История семьи Демьяна Галкина. Раскол сельского общества в 1920–1930-е годы. Мордовия, с. Ельники, лицей, 10 класс. Научный руководитель: Елена Васильевна Никишова
  • Ольга Криворучко. «Я не имею основания жаловаться на судьбу…». Ростовская обл., г. Зерноград, гимназия № 1, 10 класс. Научный руководитель: Эльвира Николаевна Берсенева

Специальная премия от экспертного совета Комиссии по общественным связям правительства Москвы и Московского Мемориала

  • Кермен Бакаева, Галина Менкеева. Жизнь долго не сменяла гнев на милость… Калмыкия, г. Элиста, школа № 17, 10 класс; г. Москва, Государственный Открытый университет, 1 курс. Научный руководитель: Ольга Николаевна Манджиева
  • Ольга Криворучко. «Я не имею основания жаловаться на судьбу…». Ростовская обл., г. Зерноград, гимназия № 1, 10 класс. Научный руководитель: Эльвира Николаевна Берсенева
  • Наталья Семелева. История семьи Демьяна Галкина. Раскол сельского общества в 1920–1930-е годы. Мордовия, с. Ельники, лицей, 10 класс. Научный руководитель: Елена Васильевна Никишова
  • Ксения Якимова. Волокна семейного полотна (Судьба ребенка немецкой национальности в ХХ веке). Свердловская обл., г. Карпинск, школа № 16. Научный руководитель: Наталья Викторовна Якимова

Специальная премия Жюри за лучший видеофильм

  • Денис Ермолычев, Михаил Павлов, Иван Пятницын. Город дорог. Ростовская обл., г. Новочеркасск, школа № 6, 11 класс. Научный руководитель: Елена Георгиевна Губанова

Специальная премия Жюри за лучшую презентацию

  • Татьяна Козлова. «Я не буду вступать в Вашу партию. В ней слишком много недостойных…». Ростовская обл., п. Каменоломни, гимназия № 20, 10 класс. Научный руководитель: Елена Борисовна Козлова

Лучшие учителя конкурса (премия от «Новой газеты»)

  • Любовь Александровна Кувакина, учитель истории, Воронежская обл., п. Стрелица
  • Ольга Николаевна Манджиева, учитель истории, Калмыкия, г. Элиста
  • Галина Николаевна Сошнева, учитель истории, Архангельская обл., г. Няндома

Специальная премия Евроазиатского еврейского конгресса

  • Вадим Гаврилов. В доме безысходного горя. Г. Пенза, лицей архитектуры и дизайна № 3, 11 класс. Научный руководитель: Анна Константиновна Ларионова

Лучшие координаторы конкурса

  • Павел Валентинович Понарин, г. Тула
  • Алла Вячеславовна Битюцкая, г. Воронеж
  • Татьяна Яковлевна Алфертьева, г. Пенза

Участники конкурса о себе, своих работах и Москве:

XI школьный конкурс

Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников 11-й год проводит «Мемориал», миссия которого – сохранить память о прошлом. Во имя неё создаются архивы, записываются воспоминания свидетелей тех или иных событий. По сути, конкурсанты делают то же самое. Они собирают и систематизируют семейные архивы, архивы тех, о ком пишут. Опрашивая живых свидетелей, школьники оказывают неоценимую услугу обществу – сохраняют историю, которая без них была бы безвозвратно утеряна.

В этот раз на конкурс вновь пришло много работ, посвященных Отечественной войне, хотя, конечно же, никакой задачи включиться в общий поток, «отметить» юбилей не было. Скорее было желание, чтобы конкурсанты задумались над тем, какую невероятную цену пришлось заплатить за победу в войне, чтобы участники конкурса посвятили свои исследования не описанию битв и действиям военачальников, а судьбам обычных людей, рядовых участников войны, чтобы они обратили внимание и на тех, кому победа принесла не только радость освобождения, но и новые страдания. Это военные сироты и вдовы, это инвалиды войны. Это те, кто после войны многие годы жил с пятном в анкете, кто считался идеологически неблагонадежными – бывшие советские военнопленные, узники концлагерей и гетто, люди, угнанные на работу в Германию. И во многих работах юных авторов эти темы отражены.

Пристальный взгляд в прошлое меняет отношение школьников к настоящему, пробуждает желание действовать, менять к лучшему мир вокруг себя. Но это и называется гражданской позицией, формировать которую у молодого поколения – одна из главных задач «Мемориала».

Цитаты из исследовательских работ финалистов

«На фотографии, сделанной в день проводов классного руководителя 10 „В“ на фронт, лица без всякой печали, открытые, любознательные, живые… Как горько, что пройдет немного времени – и их десятый „В“, который в дальнейшем составит костяк этого истребительного батальона, начнет подсчитывать невозвратимые потери. Погибнет и их учитель.

Уже шел октябрь 1941 года, и никто не мог в полной мере осознать, какие испытания их ждут впереди. Война только начиналась, в победу верили все безоговорочно. В то, что придется заплатить такой дорогой ценой, еще и на ум не могло прийти.» // Батальон пропал… в архивах. Дарья Донскова, ст. Маркинская, Ростовская обл., школа, 10 кл.

«Наиболее драматичным в истории Металлургического района Челябинска был период 1941–1948 годов, когда эта территория еще не входила в черту города и была покрыта сетью отделений БАКАЛЛАГа, входившего в систему ГУЛАГа. Старшее поколение называет микрорайон, где находится наша 74 школа, „Бакал“. Молодые жители района не могут объяснить, что означает это слово и откуда оно к нам пришло. Многие десятилетия об истинных первостроителях Металлургического района – трудармейцах БАКАЛЛАГа – говорили очень мало или вообще замалчивали эту тему… Изучение воспоминаний очевидцев позволило уточнить состав первостроителей района, среди которых были не только немцы, но и военнопленные, и бывшие малолетние узники концлагерей… Мы определили расположение девяти лагерей. Но чем больше мы узнавали историю нашего района периода 1941–1948 годов, тем больше белых пятен обнаруживали в ней.» // БАКАЛЛАГ на современной карте Металлургического района г. Челябинска. Анастасия Кузнецова, г. Челябинск, школа № 74, 11 класс

«Всё началось с „листовки“, приклеенной около сельского совета. На неровно вырванном тетрадном листочке было написано призвание к народу против советской власти. Трудно сказать, кто приклеил этот листок, но, видимо, причины для выражения недовольства были у многих: совсем недавно, в сентябре 1929 года, в Новом Курлаке организовали колхоз.

Властям надо было отыскать «врагов». И появились заявления трудящихся. Завелась такая кутерьма: доносы, допросы, подслушивания и предательство…

Когда мы ознакомились с материалами следственного дела, то поразились: насколько влиятельной была советская власть, как она подавляла людей, заставляя их порой делать страшные вещи.» // Будденброки из Курлака (судьба одной семьи). Татьяна Галина, Елена Скопинцева, с. Старый Курлак, Воронежская обл., школа, 10 класс

«Крепкий кирпичный дом был окружён полем осенних цветов ярких оттенков. Нас приветливо встретила женщина с доброй улыбкой – Надежда Петровна Зайцева, угостила чаем с домашним печеньем. И тут выяснилось, что её сын погиб в Чечне 19 августа 1996 года. Посмертно он был награждён орденом Мужества. Мать говорила об этом скупо, но мы попросили показать фотографии, письма. Оказалось, Виталий за год и два месяца службы написал домой ровно 100 писем. Перед нами лежала толстая пачка конвертов, слегка потрёпанных по краям. Видно было, что письма эти – семейная реликвия, что их берегут, читают и перечитывают. Надежда Петровна согласилась на несколько дней дать нам эти письма. Она их нумеровала по мере получения. Некоторые письма с большими номерами написаны раньше, но домой пришли позже. Последнее письмо, написанное на обрывке засвеченной фотобумаги, попало домой только через 4 года.» // 100 писем рядового Виталия Зайцева. Анастасия Бондаренко, Ольга Селина, Ольга Шищенко, пос. Матвеев Курган, Ростовская обл., школа № 1, 10 класс

«Всё началось с одной старой фотографии, когда-то найденной на дне старого прабабушкиного сундука под пожелтевшими газетами. Фотография, по всей видимости, пролежала здесь не один десяток лет, даже моя бабушка не знала о её существовании… Это была большая, даже очень большая, фотография, размером с большой плакат 55х65 см, на толстом картоне с надписью: „Епархиальный хоръ организованный ко днямъ торжествъ Св. Питирима. 28 июля 1914 года“. На фото среди других участников хора бабушка узнала моего прапрадеда – Александра Александровича Скворцова.» // День Святого Питирима. В поисках семейной истории. Владимир Шеватов, г. Дзержинский, Московская обл., школа № 1, 9 класс

«На окраине нашего города Таганрога есть посёлок железнодорожников, который называется Марцево. Только в этой части города проживают десять бывших остарбайтеров. Не все из них согласились дать интервью, в основном мотивируя свой отказ психологическим состоянием здоровья. Однако мне удалось разглядеть в глазах этих людей боль и страх, нежелание встречаться еще раз со своим прошлым. Что же, они имеют на это право. Из всех взятых интервью я решил взять материал о судьбе двух женщин: Лидии Павловны Гавриловой (род. 02.03.1924) и Ткачёвой Надежды Дмитриевны (род. 25.10.1920), потому что их судьбы вобрали в себя те две линии в жизни „остов“, которые были характерны для многих угнанных на чужбину.» // «В Германии осталась наша молодость…» (История двух женщин-остарбайтеров). Владислав Камышов, г. Таганрог, Ростовская обл., школа № 3, 11 класс

«В 2005 году, когда я училась в 6 классе, в нашей школе проводилась экскурсия по школьной музейной выставке, которая рассказывала об учебе и жизни школьников в годы Великой Отечественной войны. На выставке были представлены уникальные документы архива учительницы нашей школы довоенных и военных лет Веры Всеволодовны Волской. Эти документы были найдены случайно учащимися нашей школы, которые гуляли по старым уже разрушенным огородам и садам старых частных домов по улице Менделеева и в одном из сараев нашли плетёную корзину со старыми тетрадями. Разглядывая их, они увидели, что они принадлежат ученикам средней школы № 3 или учительнице В. В. Волской. Так корзина оказалась в школьном музее. Это была удивительная находка. Я убеждена, что это самая уникальная находка нашего музея.» // Архив учителя школы военных лет. Надежда Лябина, г. Владимир, гимназия № 3, 11 класс

Жюри конкурса:

  • Сигурд Оттович Шмидт, председатель Жюри, академик Российской академии образования, почетный председатель Союза краеведов России, Москва
  • Светлана Александровна Алексиевич, писатель, Минск
  • Александр Григорьевич Асмолов, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва
  • Даниил Александрович Гранин, писатель, Санкт-Петербург
  • Александр Юльевич Даниэль, директор программы «История инакомыслия в СССР» Международного Мемориала, Москва
  • Сергей Аркадьевич Иванов, профессор СПбГУ, Москва
  • Александр Валерьевич Кобак, исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева, Санкт-Петербург
  • Владимир Фотиевич Козлов, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ, председатель Союза краеведов России, Москва
  • Мария Александровна Липман, главный редактор журнала «Pro et Contra», Московский центр Карнеги, Москва
  • Александр Давидович Марголис, генеральный директор Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда, Санкт-Петербург
  • Арсений Борисович Рогинский, председатель правления Международного Мемориала, Москва
  • Никита Павлович Соколов, заместитель главного редактора журнала «Вокруг света», Москва
  • Ирина Лазаревна Щербакова, председатель Оргкомитета конкурса, Москва

Общая информация о Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников:

За десять лет конкурс приобрел множество друзей и помощников. С ним активно сотрудничают ученые-историки, преподаватели, работники библиотек и музеев, журналисты. «Мемориал» регулярно проводит для них научно-методический семинар в Москве, посвященный преподаванию российской истории и организации исследовательской работы старшеклассников.

Огромную помощь конкурсу оказывают региональные координаторы, которые распространяют о нем информацию, а в некоторых регионах даже создали консультативные центры. Благодаря этим людям конкурс стал по-настоящему всероссийским: работы приходят из всех регионов страны, причем почти половина конкурсантов – жители деревень и поселков.

Конкурсы, аналогичные мемориальскому, проводятся во многих странах. С 2001 года «Человек в истории. Россия – XX век» стал членом «Eustory» – европейской сети исторических конкурсов. В ее рамках проводятся совместные семинары, летние школы для победителей.

За десять лет «Мемориал» выпустил шестнадцать сборников, куда вошли лучшие работы, присланные старшеклассниками. Пять из них подготовлены вместе с нашими зарубежными партнерами и опубликованы на немецком, итальянском и норвежском языках.

Завтрашнюю Россию будут строить сегодняшние юноши и девушки. Чтобы кирпичи они брали с разбором, а не первые, которые им предлагают, и был задуман конкурс «Человек в истории. Россия – XX век». Пусть скромный, но все же заметный успех, как кажется, ему сопутствует.

Церемония награждения:

Церемония награждения лауреатов XI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников состоялась 4 мая 2010 г. в театральном центре «На Страстном».

Дополнительные материалы:

 

 

16 апреля 2010
XI школьный конкурс: итоги

Похожие материалы

2 февраля 2016
2 февраля 2016
В своём интервью «Урокам истории» Сергей Пархоменко рассказывает о том, почему надо ставить таблички просто людям, которые просто были, о вечной угрозе со стороны государства и перспективах народного мемориала «Последний адрес».
16 мая 2012
16 мая 2012
Историческая работа любого вида имеет дело с источниками: из них мы черпаем знания, а их интерпретация определяет то, как мы видим историю. В этом материале представлены виды исторических источников и даются советы, как их интерпретировать. Вместо того, чтобы предоставить готовые рецепты, данная глава приведет читателя в мастерскую историка, где конкретные примеры станут стимулом к толкованию источников.
7 декабря 2015
7 декабря 2015
Мы продолжаем публиковать работы победителей учительского конкурса методических пособий. В этот раз «Уроки истории» в форме конспекта пересказывают методичку-презентацию Гюзель Ягудиной из села Верхняя Елюзань Пензенской области.
16 мая 2016
16 мая 2016
Мне кажется, что практически в каждой семье на территории бывшего СССР есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Наша семья – не исключение. Мой прадед по маминой линии, Степан Фотеевич Степанов, 1906 г. р., ушел на фронт в 1944 г. из Казахстана и погиб в 1945 в Латвии. В нашей семье не знали, где он похоронен, и тем более ничего не знали о его воинском пути. Мама расспрашивала своего отца, моего дедушку Владимира Степановича Степанова, но и он мало что знал. Только сообщил, что его отца ранили (насколько он знает, у него были оторваны или сильно повреждены рука и нога), затем он попал в госпиталь и там скончался от ран.

Последние материалы