Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
13 марта 2010

Интервью и съёмка

Поиск собеседников 

Если тебе пока неизвестно, кто станет героем фильма, прежде всего, пойми, какая информация тебе нужна. Тебя интересует конкретный исторический эпизод или период? Тогда выстраивай тематическое интервью, в котором биография твоего собеседника – только часть исторического «реквизита». Тебя волнует судьба человека? Значит, нужно ориентироваться на полное биографическое интервью, в котором твой собеседник расскажет о всей своей жизни – с детства и до сегодняшнего дня. 

Самый простой способ найти подходящих собеседников – поговорить со знакомыми. Среди них обязательно найдутся люди с интересной биографией. Расспрашивая одного человека, попроси назвать и других людей, которые могли бы рассказать вам о том же времени. Очень часто именно так и находятся свидетели – по цепочке от одного к другому.

Знакомиться с собеседником лучше всего лично. Если твой первый контакт происходит по телефону, ты можешь встретить некоторое сопротивление и недоверие. Ничего страшного: не каждый решится рассказать свою историю для публики. Как объяснить будущему собеседнику, для чего ты хочешь провести с ним интервью? Достаточно самых простых слов: «Меня очень интересует ваша биография». Или: «Мы занимаемся историей людей, которые… Мы беседуем с теми, кто может нам об этом рассказать». Объясни потенциальному собеседнику,как тебе важно поговорить с ним.

Готовясь к интервью, нужно продумать следующие вещи:
  • Кто он — твой герой?
  • Почему он тебе интересен?
  • Что ты знаешь об этом человеке?

Как он выглядит, сколько ему лет, есть ли какие-то особенности в его манере общаться, охотно ли он говорит или, наоборот, легко смущается? Важно хотя бы немного знать его биографию, чтобы не задавать глупых вопросов и не оказываться в неловком положении).

  • О чем ты будешь спрашивать героя, сколько будет вопросов?
  • Где вы с ним встретитесь?

Лучше всего это сделать дома у героя – там ему будет легче всего расслабиться и разговориться. Поэтому тебе нужно знать, что это за место: или это типовой городской дом и окружающий его микрорайон, или дом в деревне, или деревянный барак довоенной постройки, или старая большая квартира в доме в центре города… Как это жилье связано /не связано со всей жизнью героя? Что там видно из окна? Впрочем, вовсе не обязательно снимать именно дома. Рабочее место (кабинет, зал, класс цех, больница) тоже подойдет – только не забудь выяснить, можно ли туда пройти или потребуется разрешение?

  • Согласен ли герой давать интервью?

Готов ли он беседовать? Не смутится ли при виде камеры? Есть ли у него возможность разговаривать долго? Это очень важно, ведь тебе нужно не просто задать несколько вопросов, а разговорить человека, позволить ему расслабиться и свободно вспоминать о прошлом. Не забудь выяснить, кто еще живет в доме, будут ли они участвовать в беседе.

  • Где расположится герой вашего фильма?

Беседовать и снимать комфортнее, если герой сидит на стуле, опираясь руками о стол, или в кресле с подлокотниками. Проследи, чтобы он не находился перед солнечным окном, иначе свет будет бить прямо в камеру. Если за спиной окажется сервант с зеркалом, камера будет видеть и спину героя и саму себя, а тонкая посуда от движений будет позвякивать. Если герой расположился на диване, положи под спину небольшую подушку, чтобы сидеть было удобно, иначе, откинувшись, он будет в кадре «заваливаться» и походить на больного.
Поскольку разговор может затянуться и на час и на два, потребуется стакан воды или чашка чая. Вообще, совместное чаепитие – лучший способ начать беседу. (Принести с собой какое-нибудь печенье – хорошая идея!)

Технические условия проведения съемки

Прежде всего, нам нужно выяснить размер комнаты и степень ее освещенности, сколько в ней окон, где находятся розетки. Вечно говорящее радио или телевизор придется попросить выключить. Если есть дополнительное освещение, оно наверняка понадобится. Кроме того, понадобится микрофон, а еще лучше, радиомикрофон (он же петличка) — он маленький, не мешает разговаривать, шевелиться, жестикулировать, позволяет герою встать, подойти к шкафу или выйти из комнаты, к телефону, погладить кошку или взять на руки внука. Все эти движения не обязательны, но они помогают герою и ходу разговора.

Звук записывается сразу на камеру и на диктофон. Спрашивающий может быть не виден камерой, а вопросы надо услышать потом. Так надежнее.

В одиночку и снимать, и вести интервью трудно: надо и контролировать работу камеры, и реагировать на ответы, и задавать вопросы, а если камера пишет на кассеты, то еще и следить за временем и вовремя менять их. Разумнее и продуктивнее проводить съемки вдвоем. Кто станет оператором – вопрос довольно серьезный.

Съемки

Как вести себя во время интервью

Для начала проявите уважение: всей съемочной группой из двух человек приходите на интервью вовремя и в очередной раз объясните, чем вы занимаетесь. Ответьте на вопросы вашего собеседника и, если речь идет о тематическом интервью, обозначьте темы, которые вас интересуют.

В начале разговора скажите несколько слов о себе – это поможет создать доверительную атмосферу. Если вы принесли с собой какие-нибудь фотографии и документы, относящиеся к теме, покажите их собеседнику.

Имя собеседника, тему, место и время проведения интервью, имеет смысл куда-нибудь записать. Но либо заранее, либо в самом конце, чтобы обстановка не стала слишком официальной. Если ваш собеседник не хочет называть свое имя, соглашайтесь – вам важно получить информацию, а имя собеседника вы можете обозначить и инициалами. 

Чтобы ваш герой чувствовал себя спокойнее, перед началом съемки скажите: «Как только вы захотите сказать что-нибудь не для записи, мы выключим камеру». Или: «Если вы не хотите, чтобы какие-то сведения остались записанными, мы можем их потом стереть». Это очень успокаивает людей, хотя на самом деле такое происходит достаточно редко.

Хорошее интервью строится на умении разговорить собеседника. Не подгоняйте, но и не перебивайте его: вам нужно, чтобы он рассказал СВОЮ историю собственными словами, а не слушал вас. Ограничьте свои реплики краткими вопросами. Показывайте своему герою, как вам интересно то, что он говорит. А вот от собственных суждений лучше воздержаться.

Строго следовать заранее составленному списку вопросов не стоит: интервью получится только тогда, когда вы будете живо реагировать на рассказ собеседника и задавать вопросы, исходя из того, что он говорит.

Избегайте вопросов, на которые можно получить односложные ответы. Спрашивайте: «Какова была работа?», а не «Трудно было работать?»Формулируйте вопросы так, чтобы они позволяли ответить неоднозначно. Например: «Какая история вам вспоминается в связи с этим? Какое событие вы могли бы вспомнить? Расскажите подробно о характере вашей работы в эти годы, в этом месте, с этим человеком» и т.п. 

Хорошо, если интервью ограничится личным опытом собеседника. Постарайтесь, чтобы он не начал говорить «вообще», добивайтесь конкретной информации. Например, если он скажет вам: «Тогда все плохо жили», – спросите, что это конкретно означает, попросите привести примеры. Спрашивайте, как человек узнал о том, о чем рассказывает. Это поможет определить, правда ли это.
И самое главное: интервью получится удачным, если ваш собеседник вам интересен!

Технические детали

  • Задавая вопрос, проговаривай его до конца, глядя в глаза собеседнику (и ни в коем случае не читай по бумажке!). Так он будет смотреть на тебя – то есть на камеру, — и зритель увидит его портрет и реакцию на вопрос.
  • Восклицания вроде «угу», «ага» и «ух, ты» не помогут сделать беседу более непринужденной. Реагировать на рассказ нужно, но только дождавшись завершения фразы, сюжета, ответа на вопрос. Иначе на записи в магнитофоне получится невнятная мешанина из звуков. Поддерживать рассказчика можно мимикой, жестом. 
  • Перед съемками нужно установить на штатив камеру и посмотреть, как выглядит герой в кадре. Лицо следует снимать в фас, а не в профиль, должны быть видны оба глаза. В кадр должны попасть голова плечи, руки, причем не «в обрез». Спрашивающий может стоять у самой камеры, можно сесть на табуретку под камеру, чтобы герой смотрел на тебя – то есть в камеру, а не в сторону. 
  • Конечно, можно снять собеседника и в профиль, да человек и не будет сидеть неподвижно. Но тогда непременно оставьте “пространство для дыхания” в направлении взгляда. Если ваш герой смотрит влево, направьте камеру чуть левее – такие кадры будут смотреться лучше. Но когда при съемке интервью отвечающий на вопросы смотрит на того, с кем разговаривает, это выглядит симпатичнее.
  • Если во время разговора (или после него) ваш собеседник захочет показать фотографии, ордена, предметы быта, исторические реликвии, письма, документы, образцы производства – это надо обязательно, подробно снять. Текстовые документы – письма, бумаги, — надо снять так, чтобы хоть какая-то часть текста читалась, фотографии – так, чтобы их можно было подробно рассмотреть. Герой в поле зрения камеры может и не попадать, достаточно того, что зритель будет слышать его комментарии.
  • Закончив разговор, можно попросить разрешения снять место, где живет герой, может быть, и его домочадцев. Квартира, дом, вид из окна, двор или улица, на которой стоит дом, – все это может быть очень важной информацией для дальнейших исследований.
  • Интервью пора заканчивать, если чувствуется, что собеседник устал, а тема исчерпана. Для завершения разговора припасите какую-нибудь вежливую фразу. Если темой беседы была не только жизнь самого героя, если есть некоторый сюжет, выходящий за рамки беседы, то можно спросить о каких-нибудь дополнительных материалах.
  • Собирая съемочное оборудование, не забудьте помочь своему герою поставить на место фото и все, что он специально доставал для ваших съемок. Поблагодарите за интервью и попрощайтесь.
  • Через некоторое время позвоните своему герою и еще раз поблагодарите за помощь. Не забудьте прислать ему копию интервью.

Как завершить работу?

После проведения интервью лучше всего написать небольшой протокол, в котором ты точно зафиксируешь, где, когда и с кем было проведено интервью, кто его проводил, сколько времени оно длилось.

В протоколе можно описать трудности и помехи, которые возникли во время записи, отметить наиболее важные места и интересную информацию. К протоколу также полезно приложить краткую биографию твоего собеседника. Желательно сделать и текстовую расшифровку записи видеоинтервью.

Чтобы впоследствии избежать недоразумений и сложностей, следует предложить вашему собеседнику подписать заранее заготовленную грамотно оформленную бумагу о том, что он согласен дать интервью, и ты можешь использовать его в образовательных и исследовательских целях.
 

13 марта 2010
Интервью и съёмка