Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
14 марта 2010

Сценарий

Сценарий – это план твоего фильма. Для начала напиши заявку. Реши: чему будет посвящен твой документальный фильм, кто будет героем, какие дополнительные сцены ты снимешь, чтобы проиллюстрировать его рассказ.

Перед тем, как садиться писать сценарий, поговори с героем твоего будущего фильма. Так ты сможешь найти историю, которую он будет рассказывать перед камерой, и уточнишь для себя вопросы, которые обязательно нужно задать.

Итак, ты составляешь вопросник для интервью. Прежде всего, выдели тематические блоки, то есть «большие» вопросы — например, «детство» или «день, когда началась война». Напиши несколько уточняющих вопросов для каждого блока на случай, если герой твоего фильма окажется не слишком разговорчивым перед камерой, и нужно будет наводить его на мысли, помогая вспомнить то, что тебя интересует.

После того, как интервью снято и расшифровано, пора вернуться к сценарию. Расшифровка будет полезна для того, чтобы можно было, не пересматривая весь материал до бесконечности, выделить те части, которые тебе кажутся особенно выразительными. Может оказаться, что твой герой не захочет повторять перед камерой то, что он рассказывал тебе раньше, и вспомнит что-то еще. Такие неожиданности могут оказаться отличными находками – используй их!

Сценарий – это структура твоего фильма. Тебе нужно выделить отрывки отснятого материала и решить, в каком порядке ты их поставишь. Иногда решение приходит само собой, история сама себя рассказывает. Иногда нужно вспомнить о правилах композиции — в фильме должны быть:

  • экспозиция – представление главного героя
  • завязка – момент истории, где появляется интрига, напряжение
  • развитие – рассказ о том, как все происходило
  • кульминация – острая точка, после которой наступает развязка
  • развязка – это часть, в которой все напряжение или сложности как-то разрешаются
  • и финал, в котором становится понятно, чем все закончилось.

Частью фильма, например, завязкой, или финалом, может быть одна фраза. Кроме того, в фильме могут быть пролог и эпилог.

14 марта 2010
Сценарий