Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
29 декабря 2009

Музей истории ГУЛАГа

Государственный музей истории ГУЛАГа учрежден в 2001 году, когда московская организация репрессированных передала коллекцию в дар городу. Он находится в центре Москвы (ул. Петровка, 16), имеет посещаемость около 1000 человек в год (в основном иностранцы) и, возможно, сейчас обретёт вторую жизнь (по крайней мере, на официальном сайте, действующем пока в полутестовом режиме, выложено видео-обращение президента РФ Дмитрия Медведева о недопустимости оправдания сталинских репрессий). В статье специального корреспондента газеты «Коммерсант» Григория Ревзина описаны впечатления от посещения музея, три части основной экспозиции, а также обстоятельства, в которых существует сегодня тема ГУЛАГа и репрессий. 

Музей

Боюсь быть неверно понятым, поэтому сразу говорю, что к теме ГУЛАГа отношусь с трепетом, Сталина считаю убийцей и т.д. Но это очень странный музей. Тут так принято, что когда о нем рассказывают, то рассказывают не о нем, а о 17 миллионах репрессированных (в музее придерживаются этих цифр), и получается величественно. А если рассказывать о нем, то ой-ей-ей.

Три части экспозиции

Музей состоит из трёх частей: «краеведческого» музея ГУЛАГа, персонального музея художника Игоря Обросова и инсталляции на темы сталинского лагеря:

Двор дома на Петровке, 16, где в 1990-е годы располагался пивной ресторан, декорирован колючей проволокой, там поставлена вышка охранника, а на стенах за проволокой висят портреты видных жертв ГУЛАГа — Бухарина, Тухачевского, Вавилова, Мандельштама, Мейерхольда, Флоренского. Дальше там воссоздан кабинет следователя НКВД, фрагмент лагерного барака и карцер. Эти помещения населены восковыми куклами следователя и допрашиваемого з/к, двух з/к в бараке и одного — в карцере.

Не могу передать, насколько меня смутила эта экспозиция. Восковые персоны вообще-то — род чучел. Когда восковой Сталин с трубкой сидит в музее на своей даче в Сочи, то это кажется даже приятным — так ему и надо. А здесь… Но эта часть кажется музею самой главной, там вообще принята театрализация. Главный экскурсовод, он же главный хранитель музея, Олег Борисович Калмыков водит экскурсии, одетый в форму сотрудника НКВД. Это все находится на Петровке, соседняя дверь с бутиком Marc Jacobs, рядом Петровский пассаж, Vogue-кафе. Очень буржуазное место. И так все это как-то удивительно, так несуразно..

Здание

В этом здании никогда ничего репрессивного не было. Это была усадьба Раевских, не имевшая отношения ни к ЧК, ни к прокуратуре. Когда музей организовывался, то Лев Колодный предлагал устроить его на Никольской, 23, в расстрельном доме НКВД, там действительно в подвалах кучу народа положили, но рядом с “Наутилусом” и Третьяковским проездом это показалось сомнительным (хотя чем Петровка лучше?). Юрий Михайлович любит так, чтобы было наглядно. Как в Царицыне он выстроил дворец Екатерины, которого не было, так и здесь — лагерь, которого не существовало. ГУЛАГ-новодел.

О музее:

 

29 декабря 2009
Музей истории ГУЛАГа
Темы

Похожие материалы

19 декабря 2011
19 декабря 2011
Филолог и культуролог Елена Волкова комментирует стихотворения бывших узников ГУЛАГа. В настоящей первой части анализируются лейтмотивы – образы камня и креста
12 октября 2010
12 октября 2010
В Первую и Вторую мировые войны на острове Мэн действовали лагеря для интернированных
14 октября 2016
14 октября 2016
Через два с лишним часа мы пристаем в Ермакове. Мы продрогли до мозга костей и отбили себе спины о борта лодки – так ее трясло на волнах. Дорога в 170 км от Туруханска, не считая остановку у пантеона Сталина, заняла у нас часов 5 – с ума сойти. Остается только молиться, чтобы погода не испортилась, и Енисей не стал на обратном пути еще беспокойнее.
29 января 2015
29 января 2015
О Георгии Карловиче Вагнере знают многие искусствоведы и знатоки древнерусской культуры. Он является признанным авторитетом, автором более двадцати книг и двухсот статей по древнерусской храмовой скульптуре. 15 лет своей жизни Вагнер провёл в лагерях, где, благодаря работе в КВЧ, много рисовал (несколько его рисунков и живописных работ хранятся в музее Международного Мемориала). В настоящем материале публикуются фрагменты его воспоминаний и некоторые сохранившиеся после заключения зарисовки.