Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
6 ноября 2018

Гурлитт: арт-дилер в нацистской Германии

Отчет о берлинской выставке
dw.com
Август Маке. Пейзаж с парусными лодками, 1913-14. Работа из "коллекции Гурлитта" dw.com
В ближайшие месяцы в Берлине можно увидеть собрание произведений искусства первоклассных мастеров – от Дюрера до Кандинского. Но это редкий случай, когда история представленной коллекций, пожалуй, затмевает и саму коллекцию, и имена авторов. В Берлине выставлены картины, рисунки и скульптуры, собранные Гильдебрандом Гурлиттом (1895-1956). История его собрания – история детективная и трагическая.

22 сентября 2010 г. на швейцарско-германской границе во время таможенного досмотра незаметного старика в его портфеле были обнаружены 9000 евро, что немного, но превышало допустимую сумму вывоза без декларации. Выяснилось, что старика звали Корнелиусом Гурлиттом, родился он в 1932 г., проживал одиноким холостяком в Швабинге, Мюнхен, источников дохода не имел. Налоговые службы заинтересовались, больше года прокуратура вела следствие, в конце концов, ордер на обыск в доме Гурлитта был получен. 28 февраля 2012 г. при обыске в скромной мюнхенской квартире нашли 1406 картин и рисунков, позже их примерно оценили в миллиард евро. Еще несколько сотен работ обнаружили в домике Гурлитта под Зальцбургом и у родственников.

В тайной коллекции были работы Дюрера и Кранаха Младшего, Моне и Матисса, Мане и Родена, Кандинского и Шагала, но особенно много было картин немецких мастеров первой половины ХХ века, часть которых нацисты причислили к представителям «дегенеративного искусства» (более 300 работ со знаменитой мюнхенской выставки 1937 г.).

Следователи, искусствоведы и журналисты постепенно установили историю тайной коллекции в Швабинге. Ее собрал отец Корнелиуса – Гильдебранд Гурлитт. Он происходил из семьи интеллектулов: отец был историком архитектуры, родственники писали музыку и картины, жена была балериной. Для дальнейшего рассказа важно отметить, что бабушка Гурлитта Элизабет была еврейкой. Старшая сестра Гильдебранда Корнелия была талантливой художницей, была близка экспрессионистам, подвержена депрессиям и покончила с собой в 1919 г., когда ей не было и тридцати.

Гильдебранд тоже пошел стезей искусства, но предпочел не создавать его, а жить с помощью искусства. Уже в 1925 г. он был назначен директором музея Кенига Альберта в Цвиккау, где с блеском провел выставки современных и популярных мастеров: Пехтейна, Колльвиц, Хеккеля, Шмидт-Ротлуфа, Нольде. Одновременно Гурлитт энергично торговал искусством, сохранилась его переписка с Кандинским, Мунком, Барлахом, Киршнером. В 1930-1933 гг. он входил в состав руководства гамбургского музея, но покинул пост после прихода к власти НСДАП.

И вот тогда и случилось самое важное. Несмотря на свое еврейское происхождение и предусмотренное «нюрнбергскими законами» поражение в правах, Гурлитт завязал прочные знакомства в ведомстве Геббельса. Более того, Гурлитт стал одним из четырех экспертов-дилеров в Комиссии по использованию дегенеративного искусства. Эта институция конфисковала 16000 работ в музеях и коллекциях, а в 1937 г. провела серию выставок в городах Третьего Рейха, которая пользовалась оглушительным и запретным успехом. Предполагалось, что комиссия будет продавать «дегенеративные картины» за границу. Оказалось, что часть работ – по довольно скромным ценам – приобретал себе и сам Гильдебранд.

Вскоре после аншлюсса Австрии у Гурлитта появились новые задачи. Было задумано построить к 1950 г. в Линце, по соседству с Браунау – родиной Гитлера, огромный Музей фюрера. В 1939 г. была создана специальная комиссия во главе с Х. Поссе для формирования коллекции будущего музея. В состав комиссии вошел и Гурлитт. Эмиссары музея фюрера колесили по оккупированной нацистами Европе и конфисковывали, отбирали, покупали экспонаты. Гурлитт активно сотрудничал во Франции с т.н. «бюро Розенберга-Риббентроппа», которое вывезло немало объектов искусства из этой страны. Было собрано несколько тысяч картин и скульптур, большую часть в 1944-45 гг. нацисты спрятали в Соляных шахтах Альтау. Выполнить приказ об уничтожении , по счастью, гауляйтеру Верхней Штирии не удалось, и большая часть сокровищ была найдена американскими войсками. Но меньшая часть была попросту расхищена!

wikipedia.org
Корнелиус Гурлитт wikipedia.org

У самого Гурлитта, проживавшего с семьей в разбомбленном в феврале 1945 г. Дрездене, американцы конфисковали около 200 произведений искусства. Он заявил, что будучи евреем, подвергался преследованию со стороны властей, а остальная его коллекция погибла в пожаре Дрездена. Ему удалось убедить документами и словами оккупационные власти, и через некоторое время те 200 картин ему вернули. Вскоре Гурлитт возглавил Музей искусств в Дюссельдорфе, не прекращал и своей частной деятельности вплоть до случайной гибели в 1956 г. в автокатастрофе. После этого единственным владетелем тайной огромной коллекции остался сын Гурлитта Корнелиус, тот самый незаметный старик, задержанный почти полвека спустя на таможне.

Фото: Константин Львов
Дом Корнелиуса Гурлита в Швабинге. Окна квартиры — на последнем этаже. Фото: Константин Львов

Когда история сенсационной находки в Швабинге стала достоянием гласности и был опубликован частичный перечень коллекции, последовали иски наследников бывших владельцев ряда работ. Но Гурлитт умел юридически точно оформлять сделки, и на сегодняшний день возвращены по реституции лишь 4 работы: «Два всадника на прогулке» Макса Либермана экспонируются на выставке. В 2014 г. в разгар судебных и правовых сражений Корнелиус Гурлитт умер в возрасте 82 лет, завещав всю свою коллекцию, на тот момент арестованную баварским правительством, Музею изобразительных искусств Берна. Таким образом, на сегодняшний день коллекция Гурлитта является частью Бернского собрания. Выставлять такой массив арт-объектов затруднительно, к тому же, музей обещает сотрудничать в частном и/или судебном порядке с возможными наследниками бывших владельцев экспонатов.

В Доме Мартина Гропиуса выставлено более 250 работ, принадлежавших Гурлитту. Среди них живопись Рубенса и рисунки Дюрера, замечательные образцы живописи из мастерской Кранахов, работы голландской и французской школ, импрессионисты – Моне, Мане и Либерман. Много великолепной графики и, в меньшей степени, живописи т.н. «нордической школы» — Мунка, Барлаха, Нольде. Конечно, представлен весь цвет немецкой живописи первой половины ХХ века – группы «Мост» и «Синий всадник», шедевры «дегенеративного искусства». Выставку сопровождают подробные экспликации, которые помогают посетителям понять дух и суть трагических лет: истории конфискаций коллекций евреев – Жоржа Манделя, Поля Розенберга, семьи Либерманов (сам маэстро умер в 1935 г.); историю создания музея фюрера (выставлены подлинники и репродукции нескольких десятков картин). На выставке можно узнать, что Эмиль Нольде сочувствовал нацистским взглядам, но выставляться любил с «дегенератами», потому что это повышало рыночную стоимость его картин; а коллекционер, адвокат и, конечно, еврей Сало Глейзер после войны защищал в судах нацистов, за что был лишен лицензии в 1947 г. в советской зоне.

На первый взгляд, на выставке нет таких уж безусловных шедевров, но Гурлитт обладал прекрасным вкусом, не отказывался от графики и рисунков, не пренебрегал картинами мастерских крупных мастеров. Главная же ценность коллекции Гурлитта – в ней самой, в истории ее возникновения и ее жизни. Коллекция Гурлитта – это своеобразный памятник ХХ веку, трагической эпохе войн на уничтожение, времени преследования и уничтожения целых народов, времени чудовищных преступлений против культуры и человечности.

6 ноября 2018
Гурлитт: арт-дилер в нацистской Германии
Отчет о берлинской выставке

Похожие материалы

20 октября 2017
20 октября 2017
Как секретная полиция ГДР устроила крупнейшее ограбление в истории послевоенной Германии, где теперь искать пропавшее и какое к этому имеют отношение немецкие историки - в нашем переводе статьи "Berliner Zeitung".
8 ноября 2012
8 ноября 2012
Разговор о различных формах существования художника в тоталитарных режимах – разных времен и степеней тоталитарности: о сотрудничестве с режимами, о молчаливом непротивлении им или, наоборот, противлении, а также о художественно-политическом сопротивлении режимам.
8 ноября 2012
8 ноября 2012
Разговор о различных формах существования художника в тоталитарных режимах – разных времен и степеней тоталитарности: о сотрудничестве с режимами, о молчаливом непротивлении им или, наоборот, противлении, а также о художественно-политическом сопротивлении режимам.
10 января 2013
10 января 2013
Что демонстрировалось на дюссельдорфской выставке «Дегенеративная музыка» и как – технически – происходил процесс «публичного осуждения»? Было ли физическое уничтожение «дегенератов» от музыки самостоятельной ветвью гитлеровского культтеррора или же произошедшее вписывалось в общую картину истребления евреев нацистской властью? Как уничтожение композиторов сказалось на дальнейшем развитии немецкой и мировой музыки?