Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
11 января 2018

50 лет обращению «К мировой общественности»

Лариса Богораз и Павел Литвинов

Обращение «К мировой общественности» — первый правозащитный документ Самиздата, апеллировавший непосредственно к советскому и международному общественному мнению. Даже формально он не был адресован ни советским партийным и государственным инстанциям, ни советской прессе. В обществе, где десятилетиями пропагандой и репрессиями насаждался изоляционизм, сама идея такого обращения была невероятно новой.

Обращение описывает атмосферу беззакония на «процессе четырех» и вокруг него, призывает всех «в ком жива совесть и достаточно смелости» потребовать: «публичного осуждения этого позорного процесса и наказания виновных, <…> освобождения подсудимых <…>, повторного разбирательства с соблюдением всех правовых норм и в присутствии международных наблюдателей».

Авторы обращения, Лариса Богораз и Павел Литвинов, открыто передали его иностранным журналистам 11.01.1968, за день до вынесения приговора Александру Гинзбургу, Юрию Галанскову, Алексею Добровольскому и Вере Лашковой. Обращение стало сенсацией в мировых СМИ, благодаря передачам западного радио приобрело широкую известность внутри страны и инициировало беспрецедентную для СССР петиционную кампанию (под коллективными и индивидуальными письмами поставили подписи около 700 человек) – самый массовый протест советской интеллигенции за послесталинское тридцатилетие.

«Богораз и Литвинов почувствовали назревшую потребность советской общественности самоопределиться, они прикоснулись к душе этой общественности и она зазвучала. На авторов обрушились потоком письма буквально со всех концов Советского Союза и от всех категорий населения. Людям явно надоело бояться» (из воспоминаний Петра Григоренко).

На обращение начали откликаться (Богораз и Литвинов не только подписали письмо, но и поставили адреса), многие солидаризировались с авторами (а некоторым из тех, кто поддержал обращение, самим предстояло стать правозащитниками). Из писем-откликов Литвинов вместе с Андреем Амальриком составили сборник, изданный позднее на английском, немецком и голландском языках.

После обращения «К мировой общественности» Лариса Богораз и Павел Литвинов становятся самыми известными участниками движения за права человека в СССР. Предложенная ими формула адресации сформировала традицию, она неоднократно воспроизводится в правозащитных письмах 1970-1980-х гг. Приведем два примера, они выбраны навскидку из десятков упоминаний этих слов в «Хронике текущих событий». В выпуске 48 (1978) «Елена БОННЭР и Андрей САХАРОВ вновь обратились к мировой общественности» (цитируется по рукописи научного издания «Хроники»), в последнем выпуске 65 (подготовлен в 1983, но не вышел в свет) аннотирована петиция из Эстонии, которая так и озаглавлена «Обращение к мировой общественности» (кстати, это не единственный случай прямого воспроизведения заголовка). Стоит добавить, что само словосочетание «к мировой общественности», по-видимому, не было изобретением авторов «Обращения», а было взято ими из лексикона советских СМИ.

Текст обращения распространялся в Самиздате, его краткое изложение появилось в первом выпуске «Хроники» (30 апреля 1968). Обращение было включено в сборник «Процесс четырех» (напечатан за границей на русском и английском языках). Распространение обращения инкриминировалось как минимум на одном политическом суде — дело Револьта Пименова и Бориса Вайля (1970).

На старой версии сайта «Мемориала»  размещен документальный очерк о «процессе четырех», подготовленный исследовательской программой «История инакомыслия в СССР». В этом очерке опубликован текст обращения «К мировой общественности», там же можно увидеть его машинописный экземпляр из архива «Мемориала».

11 января 2018
50 лет обращению «К мировой общественности»

Похожие материалы

3 июля 2015
3 июля 2015
С 26 июня по 30 августа 2015 г. в Музее Москвы работает выставка «Духовка и нетленка», посвященная жизни московского художественного андеграунда 1970 – 1980-х гг. Главный фокус выставки, как поясняют её организаторы, Юлия Лебедева и Оксана Саркисян, «специфика бытования советского неофициального искусства, его система, основанная на дружеских связях, квартирных выставках и эстетических „спорах на коммунальной кухне"». В основе названия выставки – сниженное именование духовной жизни, сложившееся в советские годы, которое одновременно намекает на важный в данном случае контекст: многочисленные выставки неформального искусства тех лет проводились в домашних интерьерах и мастерских самих художников, где высокое соседствовало с бытовыми и заурядными предметами, вроде электроплиты или холодильника.
25 января 2013
25 января 2013
К 50-летию написания одного из самых недооценённых произведений в истории советской литературы – рассказа «Искупление» Юлия Даниэля, Urokiistorii публикуют интервью с сыном писателя – историком Александром Даниэлем, и критический разбор произведения.
29 мая 2009
29 мая 2009
«Хроника текущих событий» («Хроника», ХТС) – информационный бюллетень, первое отечественное издание в жанре правозащитного мониторинга и публицистики. «Хроника» собирала и фиксировала факты о политических преследованиях и о других посягательствах на права человека в Советском Союзе, сообщала читателям о борьбе советских граждан против подавления общественной свободы.
15 октября 2012
15 октября 2012
«Кто старое помянет, тому глаз вон». Это предложение – первая часть старой русской пословицы, к которой Александр Солженицын обращается в предисловии к своему «Архипелагу ГУЛАГ». Он ссылается на недостаточное осмысление массовых преступлений, совершенных в сталинское время, и указывает на то, что такого рода анализ имеет глубокие последствия для самосознания советского общества. Почти через сорок лет после публикации «Архипелага ГУЛАГ» истина о повседневности при тоталитарном режиме, выраженная этой книгой, не включается в повествовательный компонент российской политики в отношении памяти. Имеется в виду миф о России как о стране героев, с силой, славой и величием которой всегда обстояло наилучшим образом, если во главе этой страны стояла сильная личность.

Последние материалы