Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
25 апреля 2017

Школа-академия для победителей 18 конкурса: перед награждением.

Фотограф: Екатерина Головина
Фотограф: Екатерина Головина Фотограф: Екатерина Головина

Для всех победителей конкурса мы ежегодно устраиваем специальную школу-академию, на которую мы специально приглашаем лекторов, водим ребят на экскурсии, предлагаем поучаствовать в исторических дебатах и написать эссе. О нескольких днях школы, предшествующих церемонии, читайте в нашем небольшом фото-отчёте.

Первые победители приехали в Москву ещё в субботу, и в этот день их уже ждала небольшая программа в виде лекции историка Михаила Хрущева, взаимного знакомства в рамках небольшой ролевой игры и серия видео-интервью, которые у победителей брала Екатерина Меликсетова. Фрагменты из этих интервью будут продемонстрированы завтра, прямо на церемонии награждения. В тот же день ребята разбились на команды для дальнейшего участия в ролевых играх и дебатах.

Следующий день, за вычетом утреннего написания эссе и приветственного слова от Ирины Щербаковой, почти целиком состоял из экскурсий – сначала по выставке «Старая квартира», которая открылась в Мемориале буквально за день до приезда победителей конкурса, затем по Историческому музею, а под конец – автобусная экскурсия по Москве, которую вели Владимир Козлов и уже знакомый ребятам Михаил Хрущёв.

Понедельник был, вероятно, одним из самых ярких дней школы академии – в этот день состоялась ролевая игра и дебаты, организованные Фондом Гайдара. Темой обоих мероприятий были революционные события 1917 года и, чтобы все подошли к теме максимально подготовленными, с утра Николай Сванидзе прочитал участникам школы-академии лекцию о революции и её основных движущих силах. После этого ребята, заранее разбившись на пять команд , примерили на себя роль каждой из этих сил: анархистов, эсеров, большевиков, кадетов и монархистов.

На ролевой игре и дебатах участники школы должны были воспроизвести тот политический выбор, который стоял перед Россией во время революции, и постараться завоевать симпатии не только жюри, но и участников других команд.

В состав жюри вошли историки Анатолий Голубовский и Константин Морозов, председатель Оргкомитета конкурса Ирина Щербакова, глава проекта «Прожито» Михаил Мельниченко и директор музея Булгакова Петр Мансилья-Круз. По итогам игры и дебатов участники голосуют за ту команду, агитация которой показалась им наиболее убедительной, а затем оглашают свой выбор члены жюри.

В процессе подготовки к дебатам нашим лауреатам помогали не только руководители и вожатые, но и Музей Мемориала, предоставивший из своей коллекции костюмы и артефакты, которые участники использовали для более убедительного вживания в роли. 

В процессе ролевой игры, плавно перешедшей в дебаты, участники должны были в сжатые сроки сформулировать идею своей команды и сагитировать окружающих, не выходя за рамки условий игры – время действия приходится на 1917 год, в разгаре Первая Мировая, Гражданская ещё не началась, и перед каждой из противостоящих сил практически равные возможности победы.

Под вечер понедельника жюри вынесло своё решение – самой убедительной была признана команда анархистов, каждому члену которой в качестве приза досталась книга «Музей 90-х: территория свободы».

В последний день перед церемонией награждения прошли несколько лекций: Михаил Гельфанд от лица «Диссернета» рассказывал о вреде плагиата, Александра Поливанова – о проекте «Москва. Места памяти», а в промежутках и перерывах с победителями шли собеседования победителей с жюри фонда Прохорова. По итогам этих собеседований некоторые из участников в дальнейшем смогут стать стипендиантами фонда.

Церемония награждения состоится в театре У Никитских ворот в первой половине дня.

25 апреля 2017
Школа-академия для победителей 18 конкурса: перед награждением.

Похожие материалы

29 декабря 2014
29 декабря 2014
Список участников конкурса-стипендиатов фонда Михаила Прохорова
16 мая 2016
16 мая 2016
Мне кажется, что практически в каждой семье на территории бывшего СССР есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Наша семья – не исключение. Мой прадед по маминой линии, Степан Фотеевич Степанов, 1906 г. р., ушел на фронт в 1944 г. из Казахстана и погиб в 1945 в Латвии. В нашей семье не знали, где он похоронен, и тем более ничего не знали о его воинском пути. Мама расспрашивала своего отца, моего дедушку Владимира Степановича Степанова, но и он мало что знал. Только сообщил, что его отца ранили (насколько он знает, у него были оторваны или сильно повреждены рука и нога), затем он попал в госпиталь и там скончался от ран.
7 ноября 2014
7 ноября 2014
Важным предметом мебели был сундук, в нем хранилось самое ценное – продукты питания (мука, сахар и др.). Ключ от сундука был у моей прабабушки, Василисы Иосифовны, – он был на веревочке привязан к пояску. Всё, что получали за работу члены семьи, отдавалось ей, и затем она распределяла семейные ресурсы.
23 марта 2017
23 марта 2017
Подкаст «Уроков истории» с очередной встречи Вольного исторического общества в Международном Мемориале. В этот раз за верстаком - Елена Зубкова, крупнейший специалист по послевоенной советской истории.

Последние материалы