Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
1 февраля 2016

Живое пламя

Методичка Светланы Калининой
Источник: слайд из презентации
Памятник Е.И. Носову. Источник: слайд из презентации
Мы продолжаем серию публикаций избранных работ конкурса методических пособий. На этот раз мы вкратце расскажем вам, что придумала для своих семиклассников Светлана Калинина, учитель русского языка из средней школы селения Атамановское Кемеровской области.
 
Файлы полной версии методического пособия можно скачать ниже.
 
Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»
 
 
Эпиграф:
 
Люди!
Покуда сердца
стучатся,–
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,–
пожалуйста,
помните!
 
 
Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо никогда не затихнет в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Теме памяти посвящено наше занятие. Мы с вами проследим, как писатели поднимают тему памяти и решают её на страницах своих произведений на примере рассказа Е. Носова «Живое пламя».
Давайте обратимся с Вами к личности самого писателя.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году – Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске. 15 октября 2005 года в сквере по улице Челюскинцев был установлен памятник. Писатель жил недалеко от этого места и часто, выходя на прогулки, отдыхал в тени деревьев. Над созданием памятника работал авторский коллектив под руководством курского скульптора Владимира Бартенева.

Учитель:

Ребята, давайте представим себе людей, чьи образы создает в рассказе автор. И поймем, что содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазуревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

1) От чьего лица ведется рассказ?

2) Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?

(Повествование с элементами описания и рассуждения.)Как вы определили?

 3) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

4) – В рассказе тетя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая, затаенная печаль переполняет эту женщину. Что дает нам право сделать такой вывод?

5) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

4) Почему тётя Оля не любила маки?

Поэты тоже в своих стихотворениях рисовали маки, но только другими средствами , средствами художественной выразительности.

Е. Акимова «Маки»:

Война прошла, минуло много лет, 
Из памяти стирая эти годы. 
Но не забудь, Россия, этих бед, 
О них тебе напомнят маков всходы. 
Алеют маки искрой на земле, 
Горят они в степных просторах, в поле 
И обжигают сердце всей стране, 
Как капли крови, да, горячей крови. 
Цветут они и не дают забыть 
О тех боях за жизнь и за свободу, 
О тех, кто смог себя не пощадить, 
Своею кровью обогреть всю воду. 
Алеют маки искрой на земле, 
И пламень тот горит не угасая, 
Он обжигает сердце всей стране, 
О горьких годах ей напоминая. 
И сердце наше память ту хранит, 
И слёзы скорби на глазах усталых, 
И память прошлого в душе земли горит, 
Как тот пожар в траве из маков алых. 
Алеют маки искрой на земле, 
Как капли крови, да горячей крови. 
И обжигают сердце всей стране, 
Своим огнём до страшной нашей боли.

Учитель:

Давайте составим таблицу, сопоставив ассоциации и посмотрим, в чем жизнь мака схожа с человеческой жизнью(в таблице заполнена только первая колонка)

 Мак

 Человек

“Выбросили навстречу солнцу три тугих бутона”

Красота, свет, добро

«Походили на зажженные факелы», «алые лепестки», «раскрывали свои огненные языки», «полыхали, точно искры», «наливались густым багрянцем»

“вспыхивали трепетно-ярким огнем”

Огонь,
молодость,
страсть, 
жажда жизни, 
яркость впечатлений, чувственность, эмоциональность

«пламенели – осыпались – погасли», «И у людей так бывает»

«свежий, в капельках росы лепесток»

Быстротечность человеческой жизни, оборвавшаяся жизнь, трагизм, боль, скорбь

молодость, красота, смерть

Живое пламя

Чистый, непрекращающийся, 
небесный, вечный огонь,
память, благодарность, 
слезы, очищение, 
молчание

«А снизу… подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню»

Надежда

   
Маки, подобно человеческой жизни, сначала распустились, затем пламенели, гасли и сгорели. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, «пламенеют», но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже «большой костер» огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.

И в своем рассказе «Живое пламя» Носов показал, что героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «живых, вдохновительных подвигов». Память! Она всегда с нами.

В заключение, ребята, хочется обратить ваше внимание на выставку книг, тема которой является тоже память о ВОВ. Если кого-то из вас заинтересовала эта тема, вы можете посмотреть и почитать предложенные книги.

 

Файлы полной версии методического пособия можно скачать ниже

1 февраля 2016
Живое пламя
Методичка Светланы Калининой

Похожие материалы

10 января 2012
10 января 2012
Международная научная конференция «История—История культуры—Историческая культурология—Cultural history: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» пройдет 5-7 апреля 2012 г.
14 ноября 2013
14 ноября 2013
Запись доклада на конференции «Память о Холокосте в современной Европе». 25 – 26 сентября 2013 г., Международный Мемориал, Москва
11 октября 2016
11 октября 2016
В своём интервью «Урокам истории» Михаил Мельниченко рассказывает о перезапуске «Прожито», о новых горизонтах проекта, о роли дневников в образовании, личном отношении к личным текстам и выходе работы в оффлайн
22 июня 2015
22 июня 2015
27 апреля 2015 г. в Международном Мемориале в рамках ежегодной школы-академии «Человек в истории. Россия – ХХ в.» состоялся исторический уик-энд «Память в городе», подготовленный и проведённый в партнёрстве с Фондом Гайдара. Ниже публикуются правила игры «Дебаты» и методические разработки. Здесь же - видео- и фотоотчёты.